В Уральске находится единственный в Казахстане клуб планеристов. Самолёты сверхлёгкой авиации бороздят воздушное пространство ЗКО каждые выходные. В один из таких дней на аэродром отправилась корреспондент «Д».
Маленький самолёт выруливает и встаёт прямо перед нами. Он начинает потихоньку двигаться вперёд, до натяжения троса, связывающего его с нашим планером. Готово! – Кордон, я Ноль шестой. Слабина фала выбрана. К взлёту готов!
– 135-му Кордон, взлет разрешаю!
Самолёт начинает разбег по полю, планер «бежит» за ним на натянутом тросе, чуть подпрыгивая на неровностях почвы. Через несколько секунд – какое-то волшебное ощущение. Словами его не передать, но сразу понимаешь, что всё – взлетели!
– Планер поднимается в воздух чуть раньше самолёта, который его тащит, – объяснили мне потом. – Он же гораздо легче и размах крыльев больше.
Для непосвященных скажу, что планер – это, по сути, обычный небольшой самолёт, только без двигателя. Принцип полёта в следующем: самолёт на тросе поднимает планер на определённую высоту и там отцепляет. Планер удерживается «на лету» за счёт пилотирования по восходящим потокам воздуха. Специалисты своего дела могут пролететь на нём до 1000 километров.
– Всё воздушное пространство состоит из восходящих и нисходящих потоков, – объясняет инструктор Александр Киреев. – Если умело курсировать между ними, то можно продержаться в воздухе очень долго и подвинуться довольно далеко.
Кроме этого, планер – маневренная техника. Практически у каждого бывалого лётчика есть пара-тройка историй о том, как он сажал машину во дворе какого-нибудь дома или школы.
Мне страшно и я пою
Самолёт затаскивает нас «на круг» – так называется самый простейший маршрут. Фактически, нас просто отцепят, и мы спланируем для приземления. Те, кто летает постоянно, говорят, что, по сравнению с настоящими фигурами, это вообще не ощущения. Однако когда сидишь в кабине планера впервые – эмоции даже «на круге» перехлёстывают через край.
– Так, скоро будем отцепляться. Смотри, высота 300 – самое время.
Отпускают планер всегда над одним и тем же местом: строго над самолётным командным пунктом [СКП]. Сейчас самолёт должен качнуть крыльями. Это знак планеру, что нас сейчас отцепят. Вообще-то, между планером, самолётом и командным пунктом налажена постоянная связь по рации, но покачивание крыльями – это что-то типа ритуала, что ли. В общем, через несколько секунд раздаётся отщёлкивающий звук, и самолёт начинает довольно быстро удаляться вправо – он пошёл на снижение. А вокруг нас становится тихо. Слышно только, как шумит за бортом ветер. Описать ощущения невозможно. Те, кто летал в самолёте, знают чувство, когда понимаешь, что под тобой – бездна. Но здесь всё немного по-другому. Самолёт – это что-то большое и прочное. А в кабине планера понимаешь, что эта самая бездна отделена от тебя всего лишь тонким слоем металла. Но от этого совсем не страшно, а как-то даже весело и хочется петь.
– У нас в воздухе все поют, – смеётся инструктор. – Когда с кем-то летишь – это ещё не то, а когда впервые оказываешься за штурвалом – все поют!
Последний оплот
«Кордон» – это маленький аэродром недалеко от посёлка Ветёлки. Пара зданий и чуть больше десятка самолётов и планеров. Именно здесь – последний оплот казахстанского планеризма.
– До развала Союза в Казахстане было 4 неплохих планерных школы, – говорит инструктор Александр Киреев. – Кроме нас, это были школы в Целинограде, Петропавловске и Усть-Каменогорске. А когда всё развалилось, все эти клубы умерли. Технику распродали и разворовали. А мы свои самолёты уберегли.
Самое тяжёлое время было в конце 90-х. Полётов не было вовсе, потому что ни на горючее, ни на уход за машинами не хватало средств. Планеристы по очереди дежурили на аэродроме, охраняли технику: денег не было даже на то, чтобы нанять сторожа.
Перелом наступил в 2001-м году, когда усилиями Умирбека Кенесбаева в Алматы была создана «Ассоциация сверхлёгкой авиации», в которую вместе с другими 20-ю клубами вошёл и Западно-Казахстанский областной авиаклуб. С этого момента планеристы начали летать снова.
Спорт и деньги
Сейчас у нас развивается не только коммерческий планеризм, но и спортивная школа. Небом начинают «болеть» в разном возрасте. Те, кто прочувствовал воздух в 15 лет, занимаются в спортивной школе. Те, кто узнал об этом позже, – летают за деньги.
– У нас примерно 35 активных участников клуба, – говорит Александр Киреев. – Кто-то поднимается в небо только с инструктором просто для того, чтобы прочувствовать полёт, а некоторые учатся пилотировать сами. В прошлом году у нас один товарищ получил корочку о том, что он – пилот. В этом готовим ещё одного.
Прежде, чем совершить самостоятельный вылет, пилот должен налетать не менее 12 часов. Это – базовая программа. Кому-то этого хватает и его «выпускают» в самостоятельный рейс, если этого оказывается мало, учат «до победного».
Что касается спортивной школы планеризма, то в ней занимаются ребята, начиная с 15-16 лет – выпускные классы.
– Мы ходим по школам, приглашаем к нам, – говорит инструктор Павел Коннов. – Сейчас планеризм развит гораздо меньше, чем, скажем, при Союзе. У детей теперь иные интересы. Раньше каждый второй мечтал стать лётчиком, а сейчас всё больше юристы да менеджеры.
За страну в ответе
Команда планеристов ЗКО состоит из 4 человек. Двое – основной состав и двое – в запасе. Это трое ребят и девушка. На последних открытых соревнованиях России по планерному спорту наша команда взяла четвёртое место. Говорят – результат неплохой, особенно если учесть, что команд было больше 20, и все – с серьёзной подготовкой.
– Так как у нас – единственная команда в Казахстане, мы, фактически, представляем всю свою страну, – говорит Талгат, – и по сравнению с теми же россиянами выглядим очень даже хорошо.
Выйдя во взрослую жизнь, ребята с небом расставаться не собираются.
– Многие ведь летают просто так, для собственного удовольствия. Один планерист стал предпринимателем, у него теперь свой собственный планер и, по-моему, даже не один. Но без неба нам теперь жить невозможно...