Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Пятница, 26.04.2024, 02.48.21
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » История авиации Уральска

Полёт на планере
planeristyВ Уральске находится единственный в Казахстане клуб планеристов. Самолёты сверхлёгкой авиации бороздят воздушное пространство ЗКО каждые выходные. В один из таких дней на аэродром отправилась корреспондент «Д».

Маленький самолёт выруливает и встаёт прямо перед нами. Он начинает потихоньку двигаться вперёд, до натяжения троса, связывающего его с нашим планером. Готово!
– Кордон, я Ноль шестой. Слабина фала выбрана. К взлёту готов!

– 135-му Кордон, взлет разрешаю!

Самолёт начинает разбег по полю, планер «бежит» за ним на натянутом тросе, чуть подпрыгивая на неровностях почвы. Через несколько секунд – какое-то волшебное ощущение. Словами его не передать, но сразу понимаешь, что всё – взлетели!

– Планер поднимается в воздух чуть раньше самолёта, который его тащит, – объяснили мне потом. – Он же гораздо легче и размах крыльев больше.

Для непосвященных скажу, что планер – это, по сути, обычный небольшой самолёт, только без двигателя. Принцип полёта в следующем: самолёт на тросе поднимает планер на определённую высоту и там отцепляет. Планер удерживается «на лету» за счёт пилотирования по восходящим потокам воздуха. Специалисты своего дела могут пролететь на нём до 1000 километров.

– Всё воздушное пространство состоит из восходящих и нисходящих потоков, – объясняет инструктор Александр Киреев. – Если умело курсировать между ними, то можно продержаться в воздухе очень долго и подвинуться довольно далеко.

Кроме этого, планер – маневренная техника. Практически у каждого бывалого лётчика есть пара-тройка историй о том, как он сажал машину во дворе какого-нибудь дома или школы.

Мне страшно и я пою

Самолёт затаскивает нас «на круг» – так называется самый простейший маршрут. Фактически, нас просто отцепят, и мы спланируем для приземления. Те, кто летает постоянно, говорят, что, по сравнению с настоящими фигурами, это вообще не ощущения. Однако когда сидишь в кабине планера впервые – эмоции даже «на круге» перехлёстывают через край.

– Так, скоро будем отцепляться. Смотри, высота 300 – самое время.

Отпускают планер всегда над одним и тем же местом: строго над самолётным командным пунктом [СКП]. Сейчас самолёт должен качнуть крыльями. Это знак планеру, что нас сейчас отцепят. Вообще-то, между планером, самолётом и командным пунктом налажена постоянная связь по рации, но покачивание крыльями – это что-то типа ритуала, что ли. В общем, через несколько секунд раздаётся отщёлкивающий звук, и самолёт начинает довольно быстро удаляться вправо – он пошёл на снижение. А вокруг нас становится тихо. Слышно только, как шумит за бортом ветер. Описать ощущения невозможно. Те, кто летал в самолёте, знают чувство, когда понимаешь, что под тобой – бездна. Но здесь всё немного по-другому. Самолёт – это что-то большое и прочное. А в кабине планера понимаешь, что эта самая бездна отделена от тебя всего лишь тонким слоем металла. Но от этого совсем не страшно, а как-то даже весело и хочется петь.

– У нас в воздухе все поют, – смеётся инструктор. – Когда с кем-то летишь – это ещё не то, а когда впервые оказываешься за штурвалом – все поют!

Последний оплот

«Кордон» – это маленький аэродром недалеко от посёлка Ветёлки. Пара зданий и чуть больше десятка самолётов и планеров. Именно здесь – последний оплот казахстанского планеризма.

– До развала Союза в Казахстане было 4 неплохих планерных школы, – говорит инструктор Александр Киреев. – Кроме нас, это были школы в Целинограде, Петропавловске и Усть-Каменогорске. А когда всё развалилось, все эти клубы умерли. Технику распродали и разворовали. А мы свои самолёты уберегли.

Самое тяжёлое время было в конце 90-х. Полётов не было вовсе, потому что ни на горючее, ни на уход за машинами не хватало средств. Планеристы по очереди дежурили на аэродроме, охраняли технику: денег не было даже на то, чтобы нанять сторожа.

Перелом наступил в 2001-м году, когда усилиями Умирбека Кенесбаева в Алматы была создана «Ассоциация сверхлёгкой авиации», в которую вместе с другими 20-ю клубами вошёл и Западно-Казахстанский областной авиаклуб. С этого момента планеристы начали летать снова.

Спорт и деньги

Сейчас у нас развивается не только коммерческий планеризм, но и спортивная школа. Небом начинают «болеть» в разном возрасте. Те, кто прочувствовал воздух в 15 лет, занимаются в спортивной школе. Те, кто узнал об этом позже, – летают за деньги.

– У нас примерно 35 активных участников клуба, – говорит Александр Киреев. – Кто-то поднимается в небо только с инструктором просто для того, чтобы прочувствовать полёт, а некоторые учатся пилотировать сами. В прошлом году у нас один товарищ получил корочку о том, что он – пилот. В этом готовим ещё одного.

Прежде, чем совершить самостоятельный вылет, пилот должен налетать не менее 12 часов. Это – базовая программа. Кому-то этого хватает и его «выпускают» в самостоятельный рейс, если этого оказывается мало, учат «до победного».

Что касается спортивной школы планеризма, то в ней занимаются ребята, начиная с 15-16 лет – выпускные классы.

– Мы ходим по школам, приглашаем к нам, – говорит инструктор Павел Коннов. – Сейчас планеризм развит гораздо меньше, чем, скажем, при Союзе. У детей теперь иные интересы. Раньше каждый второй мечтал стать лётчиком, а сейчас всё больше юристы да менеджеры. 

За страну в ответе

Команда планеристов ЗКО состоит из 4 человек. Двое – основной состав и двое – в запасе. Это трое ребят и девушка. На последних открытых соревнованиях России по планерному спорту наша команда взяла четвёртое место. Говорят – результат неплохой, особенно если учесть, что команд было больше 20, и все – с серьёзной подготовкой.

– Так как у нас – единственная команда в Казахстане, мы, фактически, представляем всю свою страну, – говорит Талгат, – и по сравнению с теми же россиянами выглядим очень даже хорошо.

Выйдя во взрослую жизнь, ребята с небом расставаться не собираются.

– Многие ведь летают просто так, для собственного удовольствия. Один планерист стал предпринимателем, у него теперь свой собственный планер и, по-моему, даже не один. Но без неба нам теперь жить невозможно...


Газета "Диапазон" 10 июня 2009 года


Категория: История авиации Уральска | Добавил: donguluk (15.05.2010) | Автор: donguluk E W
Просмотров: 1518 | Теги: donguluk, kz, Уральский филиал Казаэронавигация, Бурлин, Бурлинская школа, Уральский авиаотряд, 航空 Авиация, рига, институт ГА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |