Несмотря на одержанную
победу, количество советских войск на Уральском фронте постоянно увеличивалось.
Вместе с 4‑й армией стала действовать 1‑я армия, высвободившиеся после разгрома
белой Южной Армии. 1‑я армия получила возможность отрезать своим наступлением
из района Актюбинска на Гурьев Уральскую Армию от Каспия. С этого момента
положение Уральской Армии стало практически безнадежным, лишь действия ВСЮР
воодушевляли уральцев на продолжение сопротивления. По мнению высшего
военного командования Уральской Армии единственно правильным решением в
сложившейся ситуации было продолжение активных действий для выигрыша времени и
оттягивания советских резервов с юга России. К 11 сентября 1919 г. 10-й авиационный отряд
полковника Юнгмейстера имел всего 4 исправных самолёта, из них 2 –
располагалось на аэродроме в Калмыково, 2 – на аэродроме в 22-х верстах к югу
от Калмыково. Остальные, вышедшие из строя в процессе эксплуатации, были
отправлены на ремонт в Гурьев. 24 сентября 1919 г. 10-й авиаотряд был
выведен из подчинения Начальника Военных Сообщений Уральской Армии и вместе с
Саперным батальоном, броневыми отрядами теперь переподчинен Начальнику
Инженеров Армии. В Гурьеве же располагается какое-то воздухоплавательное
подразделение Уральской Армии, имевшее 1 воздушный шар – привязной аэростат. 26 сентября 1919 г. части Уральской Армии вновь перешли в
наступление. 27 сентября в 16 часов Штакором Уральского был послан самолёт в
авиаразведку, он пролетел в 10 верстах к западу от Скворкино вдоль долины
Кушума. 4 октября 5‑я дивизия
Илецкого корпуса и приданная ему 3‑я дивизия внезапно форсировали Урал выше
Уральска у Дарьинского на участке фронта бригад 47‑й и 50‑й СД и захватили в
плен до 2‑х полков со всеми пулеметами, обозом, 2 орудиями. Переправа 5-й дивизии Илецкого корпуса через Урал
и захват большого плацдарма изменили оперативную обстановку для Уральской Армии
и ее командование Армии решило провести новую, более широкомасштабную чем
Лбищенская, наступательную операцию, чтобы сковать силы красных и не дать их
перебросить против ВСЮР, а также перенести боевые действия в более обеспеченные
продовольствием и фуражом районы. На участке Уральского корпуса нанести удар
предполагалось конной группой 1-й дивизии полковника А.П.Кириллова в составе 3‑го учебного, 2‑го Партизанского,
Уральского, Гурьевского и Лбищенского конных полков, отряда Решетникова и
взвода 4‑й конной батареи (всего до 1500 шашек при 2 орудиях). Группа
Кириллова должна была скрытно преодолеть линию фронта, выйти в район к западу
от Уральска и внезапно атаковать город. С востока, с Дарьинского плацдарма,
удар по Уральску должны были наносить 3-я дивизия и 5-я Илецкая дивизия. В ночь с 6 на 7 октября группа
Кириллова успешно и практически незамеченной прошла через промежутки фронт 25‑й
СД, пересекла линию железной дороги Саратов – Уральск и выдвинулась в указанный
район к северо-западу от Уральска, где стала ожидать сигнала для одновременной
атаки города с частями Илецкого корпуса. Ситуация для советского командования
стала очень напряженной – фронт на стыке 4‑й и 1‑й армий перестал существовать,
2 бригады разгромлены,
Уральск оказался фактически в полуокружении. За допущение прорыва
командующий 4‑й армией В.З.Лазаревич снят со своей должности, в армию
брошены новые подкрепления. При помощи авиации советское командование быстро
обнаружило у себя в тылу целую конную дивизию и начало сосредотачивать против
нее резервы. Но 5‑я Илецкая дивизия, в нарушение согласованного плана, до
выдвижения к Уральску принялась сначала отражать наступление советских войск со
стороны Оренбурга и очищать от них родные илецкие станицы. Группа полковника Кириллова сама оказалась
в советском тылу в довольно тяжелом положении. Так прекрасно задуманная
операция оказалась сорванной. 10 октября 1919 г. лётчик 10-го отряда смог разыскать в
тылу красных части Кириллова и передал ему новое приказание – отходить на
соединение с главными силами Уральской Армии. Получив исчерпывающую информацию об обстановке, полковник А.П.Кириллов
смог найти выход из создавшегося положения. Сначала, заняв Соболев, он
предпринял демонстрацию на юг к Уральску, чтобы заставить ожидать именно с
этого направления штурма города и облегчить прорыв главных сил, при этом в
Чувашском взят в плен красный батальон, захвачено 1 орудие, пулеметы и
боеприпасы. Замысел блестяще удался, и пока советские части ожидали Кириллова к
северу от Уральска, он благополучно обошел Уральск и вышел к Уралу у
Дарьинского, без потерь соединившись с Илецким корпусом. Эта наступательная операция
Уральской Армии хотя и не достигла поставленных целей, выиграла время и сковала
превосходящие силы 4‑й армии в течение всего октября. Выявившееся к ноябрю 1919 г. поражение Вооруженных сил Юга
России на всем театре военных действий сразу же лишило сопротивление Уральской
Армии стратегического смысла. Положение усугубляла сильно распространившаяся
эпидемия сыпного, брюшного и возвратного тифов. Она началась среди гражданского
и беженского населения, поселки были забиты умирающими и больными, медперсонал
оказался бессилен из-за отсутствия лекарств. Вскоре эпидемия перекинулась на
строевые части и из них выбыло 3/4 личного состава. Прекратились перевозки по замерзшему
Северному Каспию и Армия осталась без достаточного количества боеприпасов,
обмундирования и продовольствия. Тем не менее, даже в ноябре 1919 г. работа 10-го
авиационного отряда Уральской Армии под командованием полковника Юнгмейстера
продолжалась. С момента прибытия отряда в состав Уральской Армии он насчитывал
6 машин, а после захвата в Лбищенске в состав отряда включены также 4 трофейных
советских самолета. Вместе с тем к началу ноября 1919 г. в ходе боевых
действий и из-за поломок были потеряны 4 самолета и, по советским агентурным данным, на 6 ноября 1919 г. в 10-м отряде насчитывалось 6
самолётов.
К этому времени отряд
дислоцировался на 2 аэродромах, одно боевое звено (3 самолета) – в Антоновском,
и одно звено (3 самолета) – на передовой площадке в Бударинском. В штате его, по имеющимся
отрывочным упоминаниям, числились 8 военных летчиков – командир отряда
полковник Юнгмейстер, поручики Смирдин и Железнов, подпоручики Аракелов,
Черкасов, Демянович и фон-Бейер, вольноопределяющийся Артамонов, 6
летчиков-наблюдателей – штабс-капитаны Угольков, Воронцов и Курочкин,
штаб-ротмистр Александров, подпоручики Данилов и Фан-дер-Вейде.
Летчики-наблюдатели подъесаул Ларшин и поручик Гудим-Левкович осенью 1919 г., еще до прекращения
сообщения с Кавказом, были посланы для обучения полетам в Военно-авиационную
школу ВСЮР. Военный летчик прапорщик Хангулянц и летчик-наблюдатель подпоручик
Шиловцев к осени 1919 г.
в списках отряда не значатся, что может свидетельствовать о факте их отъезда
или, что кажется более вероятным, об их гибели во времени полетов. Количество совершенных полетов 10-м авиаотрядом
неизвестно. Лишь по некоторым сохранившимся сведениям из послужных списков
установлено, что «наблюдатель … Фан-дер-Вейде в 10-м авиаотряде сделал 9 боевых
полетов свыше 30 часов, пилот подпоручик Демянович на «Фармане-20» 10 часов». Телеграмма командира 30-го авиаотряда
лётчика-наблюдателя Баулина от 14 ноября 1919 г. свидетельствует о постоянных налетах
уральской авиации на Уральск: «Неприятельские самолёты появлялись над
Уральском: 22 и 26 сентября – Фартри («Фарман-30»), 4 и 5 октября – Сопвич, 11
октября – Фартри…» Особенно опасными для
экипажей 10-го отряда были налеты на Уральск, произведенные на устарелом и
тихоходном самолете «Фарман-30», который не имел никаких шансов уйти от гораздо
более совершенных и скоростных советских истребителей «Ньюпор». Конструктивный
недостаток самолетов этой схемы (с расположением двигателя и винта сзади)
оставлял хвост полностью незащищенным и делал самолеты «Фарман» легкой жертвой
атак истребителей. Однако советские истребители не смогли реализовать
свое техническое превосходство. 14 ноября 1919 г. советские летчики
Томашевский с Баулиным на самолете «Сопвиче» и Столяров на истребителе
«Ньюпор-23» в 12 часов 35 минут вылетели из Уральска для атаки уральского
самолета «Фарман-30», сбросившего на город бомбы. Томашевский вскоре вернулся
из-за плохой работы мотора. Столяров же писал в своем донесении: «…Я немедленно
направился преследовать неприятеля. Несмотря на то, что заел пулемет – я
преследовал противника и заставил повернуть на юг, после чего направился на
разведку». Признаки надвигавшейся катастрофы заставляли одних
мужественно выполнять свой долг, а других – искать пути для спасения любой
ценой. Попавший в плен в Лбищенске и прощенный за свою службу у красных бывший
офицер, восстановленный в чине прапорщика лётчик 10-го авиаотряда Железнов
летал на разведчике «Сопвич» с летчиками-наблюдателями, которые следили за его
поведением. 10 ноября 1919 г.
Железнов получил задание перегнать одноместный истребитель «Ньюпор-23» № 4276 в
Гурьев, но бежал на нем к красным, и позже за это был награжден орденом
Красного Знамени. После побега Железнова военный летчик вольноопределяющийся
Г.П.Артамонов, ранее также служивший в советском 30-м отряде, решил перейти к
красным, но был пойман и расстрелян (по другим данным – зарублен). По свидетельству советских авторов явно
апологетического и пропагандистского издания, не подтвержденному какими-либо
документами, третий бывший советский летчик – Бейер, жена которого, якобы, была
взята белыми в заложницы, «… твердо решил любыми средствами вредить
белогвардейцам, нанести им какой-либо урон. Перегоняя как-то самолет с одного
аэродрома на другой, Бейер имитировал вынужденную посадку и сознательно разбил
его. При аварии летчик повредил себе ногу. Вскоре он и его жена заболели сыпным
тифом». Начавшееся наступление 4-й советской армии с 14
ноября 1919 г.
отразить не удалось и Уральская Армия начала медленный отход на юг, к Гурьеву.
По данным советской разведки, к началу декабря 1919 г. 10-й авиационный
отряд полковника Юнгмейстера имел 6 самолётов, угон Железновым 1 самолета,
вероятно, был компенсирован вводом в эксплуатацию 1 отремонтированной машины. Наши расчеты подтверждаются еще одной советской
разведывательной сводкой, согласно которой к 30 ноября 1919 г. в Гурьеве находилось
3 неисправных самолета (из 4 машин, по нашим расчетам выбывших с момента
прибытия 10-го отряда в Уральскую Амию в конце июля 1919 г.). Отступление
Уральской Армии вызвало и перебазирование боевых звеньев 10-го авиационного
отряда. По свидетельству перебежчиков, «броневики и аэропланы (3 машины)
отправляются на верблюдах в сторону Гурьева», что вероятно связано с их
поломкой или отсутствием топлива и масла. 18 декабря 1919 г. Уральской Армией был
сдан Калмыков, а в нем оставлен 1 неисправный самолёт. 5 остальных самолетов
уральского отряда удалось вывезти. В результате отхода оставшиеся самолеты 10-го отряда
были сосредоточены в Гурьеве. По советским агентурным данным в Гурьеве
находилось 4 исправных самолета и 3 сломанных. 26 декабря 1919 г. в Гурьеве был издан
приказ №153 по Управлению Начальника Инженеров Уральской Отдельной Армии:
«Ввиду полной изношенности аппаратов и потери наиболее ценных машин Х
авиационного отряда, который в настоящее время совершенно не боеспособен,
отправить весь отряд на Кавказ за получением нового имущества и укомплектования
его, оставив в г. Гурьев лишь один аппарат с обслуживающим его персоналом».
Однако вывести 10-й авиаотряд из Гурьева до его захвата советскими войсками не
удалось. Осенью 1919 г. продолжал активно
действовать и Гидро-авиационный отряд Уральской Армии. На его вооружении к
этому времени осталось всего 4 гидросамолёта – 1 «М-5», 1 «М-9», 1 «Шорт-184» и
1 неизвестной модели. Остальные, вероятно, были утрачены в ходе полетов, либо
вышли из строя вследствие поломок. Начальник отряда по прежнему являлся
штабс-капитан Г.Я.Блуменфельд, пилотами – прапорщик по адмиралтейству
Е.А.Кукуричкин, прапорщик Ивашиненко,
лётчиками-наблюдателями – штабс-капитан Усов, корнет Янушкевич, мичман военного
времени Гринцевич, унтер-офицеры Васильев и Шахматов. 23/10 сентября 1919 г. приказом №651
Уральской Отдельной Армии были объявлены штаты «Смешанного гидро-авиационного
отряда Уральской Отдельной Армии». Начальник отряда, морской летчик,
пользовался «правом командира отдельного батальона или отдельной батареи». По
штату полагалось 6 летчиков и 4 летчика-наблюдателя и 49 строевых казаков. С октября 1919 г. Гидро-авиационный
отряд целиком сосредоточен в селе Ганюшкино и осуществляет поддержку действий
Астраханского отряда Уральской Армии и морскую воздушную разведку акватории
Каспийского моря. В Российском государственном военном архиве сохранились
некоторые донесения, иллюстрирующие его постоянную боевую работу. Так, например, 31 октября 1919 г. прапорщик Кукуричкин
в 8 часов 55 минут утра согласно полученного задания, имея наблюдателем
унтер-офицера Васильева на самолете «Шорт» вылетел по направлению на зюйд,
пролетев таким образом 50 верст повернул на зюйд-зюйд-вест. После полета
Кукуричкин докладывал: «…Недолетая до острова Зиленга должен был повернуть
обратно из-за сильного тумана,.. На обратном пути мною замечен крейсер
«Ориноко», от которого пролетел в 15 верстах. Видимость плохая. Ветер равный
силой 7 баллов. Аппарат пробыл в воздухе 1 ч 20 мин на высоте 600-1100 м. Никаких
неприятельских судов не замечено». 4 ноября 1919 г. тот же пилот с наблюдателем
штабс-капитаном Усовым вылетел при ветре в 5 баллов на разведку на летающей
лодке «М-5». Был обследован район на зюйд 25 верст от берега, суда не
обнаружены. Прапорщик Ивашиненко вылетал еще 5, 6, 7 и 9 ноября, прапорщик
Кукуричкин – 9-го ноября. 12 ноября Ивашиненко вылетел на бомбометание с
наблюдателем мичманом военного времени Гринцевичем на самолете «М-5» №2, но
вернулся из-за неисправности свечи. 13 ноября Ивашиненко с унтер-офицером
Шахматовым вылетел и пошел на высоте 50 метров в густом тумане в сторону советских
позиций у Сафоновки, однако мотор стал глохнуть и им пришлось вернуться назад. Начальник Гидро-авиационного
отряда 12 ноября 1919 г.
направил рапорт: «Доношу, что ввиду наступивших холодов вода в радиаторах без
примеси спирта и глицерина замерзает вследствие чего отряд прекратил свою
летную работу и прошу Вашего распоряжения о срочной отправке в г.Петровск
представителю Астраханского отряда телеграмму следующего содержания: «Наступили
холода. Гидроавиационный отряд прекратил работу. Вышлите срочно 5 пудов
глицерину без кислот, 12 ведер денатурированного спирту и 12 комплектов теплого
летного обмундирования для летчиков». Штабс-капитан Блуменфельдт». Затем, ввиду сильного прибытия воды
и возможного подхода красных, начальник отряда штабс-капитан Блюменфельд
радиограммой попросил прислать с Кавказа офицера-артиллериста. Попытки вылета
16 и 17 ноября 1919 г.
на бомбометание из-за погоды оказались неудачными. 17 ноября прапорщик Ивашиненко
доставил пакет на крейсер «Орленок», который стоял в 50 верстах от берега, но
сесть из-за сильной зыби на воду для получения ответа не удалось.
Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm |