Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Четверг, 02.05.2024, 10.49.20
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » История авиации Уральска

Октябрь-ноябрь 1919 года

Несмотря на одержанную победу, количество советских войск на Уральском фронте постоянно увеличивалось. Вместе с 4‑й армией стала действовать 1‑я армия, высвободившиеся после разгрома белой Южной Армии. 1‑я армия получила возможность отрезать своим наступлением из района Актюбинска на Гурьев Уральскую Армию от Каспия. С этого момента положение Уральской Армии стало практически безнадежным, лишь действия ВСЮР воодушевляли уральцев на продолжение сопротивления. По мнению высшего военного командования Уральской Армии единственно правильным решением в сложившейся ситуации было продолжение активных действий для выигрыша времени и оттягивания советских резервов с юга России.

К 11 сентября 1919 г. 10-й авиационный отряд полковника Юнгмейстера имел всего 4 исправных самолёта, из них 2 – располагалось на аэродроме в Калмыково, 2 – на аэродроме в 22-х верстах к югу от Калмыково. Остальные, вышедшие из строя в процессе эксплуатации, были отправлены на ремонт в Гурьев. 24 сентября 1919 г. 10-й авиаотряд был выведен из подчинения Начальника Военных Сообщений Уральской Армии и вместе с Саперным батальоном, броневыми отрядами теперь переподчинен Начальнику Инженеров Армии. В Гурьеве же располагается какое-то воздухоплавательное подразделение Уральской Армии, имевшее 1 воздушный шар – привязной аэростат.

26 сентября 1919 г. части Уральской Армии вновь перешли в наступление. 27 сентября в 16 часов Штакором Уральского был послан самолёт в авиаразведку, он пролетел в 10 верстах к западу от Скворкино вдоль долины Кушума.

4 октября 5‑я дивизия Илецкого корпуса и приданная ему 3‑я дивизия внезапно форсировали Урал выше Уральска у Дарьинского на участке фронта бригад 47‑й и 50‑й СД и захватили в плен до 2‑х полков со всеми пулеметами, обозом, 2 орудиями.

Переправа 5-й дивизии Илецкого корпуса через Урал и захват большого плацдарма изменили оперативную обстановку для Уральской Армии и ее командование Армии решило провести новую, более широкомасштабную чем Лбищенская, наступательную операцию, чтобы сковать силы красных и не дать их перебросить против ВСЮР, а также перенести боевые действия в более обеспеченные продовольствием и фуражом районы.

На участке Уральского корпуса нанести удар предполагалось конной группой 1-й дивизии полковника А.П.Кириллова в составе 3‑го учебного, 2‑го Партизанского, Уральского, Гурьевского и Лбищенского конных полков, отряда Решетникова и взвода 4‑й конной батареи (всего до 1500 шашек при 2 орудиях). Группа Кириллова должна была скрытно преодолеть линию фронта, выйти в район к западу от Уральска и внезапно атаковать город. С востока, с Дарьинского плацдарма, удар по Уральску должны были наносить 3-я дивизия и 5-я Илецкая дивизия.

В ночь с 6 на 7 октября группа Кириллова успешно и практически незамеченной прошла через промежутки фронт 25‑й СД, пересекла линию железной дороги Саратов – Уральск и выдвинулась в указанный район к северо-западу от Уральска, где стала ожидать сигнала для одновременной атаки города с частями Илецкого корпуса. Ситуация для советского командования стала очень напряженной – фронт на стыке 4‑й и 1‑й армий перестал существовать, 2 бригады разгромлены, Уральск оказался фактически в полуокружении. За допущение прорыва командующий 4‑й армией В.З.Лазаревич снят со своей должности, в армию брошены новые подкрепления. При помощи авиации советское командование быстро обнаружило у себя в тылу целую конную дивизию и начало сосредотачивать против нее резервы. Но 5‑я Илецкая дивизия, в нарушение согласованного плана, до выдвижения к Уральску принялась сначала отражать наступление советских войск со стороны Оренбурга и очищать от них родные илецкие станицы. Группа полковника Кириллова сама оказалась в советском тылу в довольно тяжелом положении. Так прекрасно задуманная операция оказалась сорванной.

10 октября 1919 г. лётчик 10-го отряда смог разыскать в тылу красных части Кириллова и передал ему новое приказание – отходить на соединение с главными силами Уральской Армии. Получив исчерпывающую информацию об обстановке, полковник А.П.Кириллов смог найти выход из создавшегося положения. Сначала, заняв Соболев, он предпринял демонстрацию на юг к Уральску, чтобы заставить ожидать именно с этого направления штурма города и облегчить прорыв главных сил, при этом в Чувашском взят в плен красный батальон, захвачено 1 орудие, пулеметы и боеприпасы. Замысел блестяще удался, и пока советские части ожидали Кириллова к северу от Уральска, он благополучно обошел Уральск и вышел к Уралу у Дарьинского, без потерь соединившись с Илецким корпусом.

Эта наступательная операция Уральской Армии хотя и не достигла поставленных целей, выиграла время и сковала превосходящие силы 4‑й армии в течение всего октября. Выявившееся к ноябрю 1919 г. поражение Вооруженных сил Юга России на всем театре военных действий сразу же лишило сопротивление Уральской Армии стратегического смысла. Положение усугубляла сильно распространившаяся эпидемия сыпного, брюшного и возвратного тифов. Она началась среди гражданского и беженского населения, поселки были забиты умирающими и больными, медперсонал оказался бессилен из-за отсутствия лекарств. Вскоре эпидемия перекинулась на строевые части и из них выбыло 3/4 личного состава. Прекратились перевозки по замерзшему Северному Каспию и Армия осталась без достаточного количества боеприпасов, обмундирования и продовольствия.

Тем не менее, даже в ноябре 1919 г. работа 10-го авиационного отряда Уральской Армии под командованием полковника Юнгмейстера продолжалась. С момента прибытия отряда в состав Уральской Армии он насчитывал 6 машин, а после захвата в Лбищенске в состав отряда включены также 4 трофейных советских самолета. Вместе с тем к началу ноября 1919 г. в ходе боевых действий и из-за поломок были потеряны 4 самолета и, по советским агентурным данным, на 6 ноября 1919 г. в 10-м отряде насчитывалось 6 самолётов.

К этому времени отряд дислоцировался на 2 аэродромах, одно боевое звено (3 самолета) – в Антоновском, и одно звено (3 самолета) – на передовой площадке в Бударинском.

В штате его, по имеющимся отрывочным упоминаниям, числились 8 военных летчиков – командир отряда полковник Юнгмейстер, поручики Смирдин и Железнов, подпоручики Аракелов, Черкасов, Демянович и фон-Бейер, вольноопределяющийся Артамонов, 6 летчиков-наблюдателей – штабс-капитаны Угольков, Воронцов и Курочкин, штаб-ротмистр Александров, подпоручики Данилов и Фан-дер-Вейде. Летчики-наблюдатели подъесаул Ларшин и поручик Гудим-Левкович осенью 1919 г., еще до прекращения сообщения с Кавказом, были посланы для обучения полетам в Военно-авиационную школу ВСЮР. Военный летчик прапорщик Хангулянц и летчик-наблюдатель подпоручик Шиловцев к осени 1919 г. в списках отряда не значатся, что может свидетельствовать о факте их отъезда или, что кажется более вероятным, об их гибели во времени полетов.

Количество совершенных полетов 10-м авиаотрядом неизвестно. Лишь по некоторым сохранившимся сведениям из послужных списков установлено, что «наблюдатель … Фан-дер-Вейде в 10-м авиаотряде сделал 9 боевых полетов свыше 30 часов, пилот подпоручик Демянович на «Фармане-20» 10 часов».

Телеграмма командира 30-го авиаотряда лётчика-наблюдателя Баулина от 14 ноября 1919 г. свидетельствует о постоянных налетах уральской авиации на Уральск: «Неприятельские самолёты появлялись над Уральском: 22 и 26 сентября – Фартри («Фарман-30»), 4 и 5 октября – Сопвич, 11 октября – Фартри…»

Особенно опасными для экипажей 10-го отряда были налеты на Уральск, произведенные на устарелом и тихоходном самолете «Фарман-30», который не имел никаких шансов уйти от гораздо более совершенных и скоростных советских истребителей «Ньюпор». Конструктивный недостаток самолетов этой схемы (с расположением двигателя и винта сзади) оставлял хвост полностью незащищенным и делал самолеты «Фарман» легкой жертвой атак истребителей.

Однако советские истребители не смогли реализовать свое техническое превосходство. 14 ноября 1919 г. советские летчики Томашевский с Баулиным на самолете «Сопвиче» и Столяров на истребителе «Ньюпор-23» в 12 часов 35 минут вылетели из Уральска для атаки уральского самолета «Фарман-30», сбросившего на город бомбы. Томашевский вскоре вернулся из-за плохой работы мотора. Столяров же писал в своем донесении: «…Я немедленно направился преследовать неприятеля. Несмотря на то, что заел пулемет – я преследовал противника и заставил повернуть на юг, после чего направился на разведку».

Признаки надвигавшейся катастрофы заставляли одних мужественно выполнять свой долг, а других – искать пути для спасения любой ценой. Попавший в плен в Лбищенске и прощенный за свою службу у красных бывший офицер, восстановленный в чине прапорщика лётчик 10-го авиаотряда Железнов летал на разведчике «Сопвич» с летчиками-наблюдателями, которые следили за его поведением. 10 ноября 1919 г. Железнов получил задание перегнать одноместный истребитель «Ньюпор-23» № 4276 в Гурьев, но бежал на нем к красным, и позже за это был награжден орденом Красного Знамени. После побега Железнова военный летчик вольноопределяющийся Г.П.Артамонов, ранее также служивший в советском 30-м отряде, решил перейти к красным, но был пойман и расстрелян (по другим данным – зарублен).

По свидетельству советских авторов явно апологетического и пропагандистского издания, не подтвержденному какими-либо документами, третий бывший советский летчик – Бейер, жена которого, якобы, была взята белыми в заложницы, «… твердо решил любыми средствами вредить белогвардейцам, нанести им какой-либо урон. Перегоняя как-то самолет с одного аэродрома на другой, Бейер имитировал вынужденную посадку и сознательно разбил его. При аварии летчик повредил себе ногу. Вскоре он и его жена заболели сыпным тифом».

Начавшееся наступление 4-й советской армии с 14 ноября 1919 г. отразить не удалось и Уральская Армия начала медленный отход на юг, к Гурьеву. По данным советской разведки, к началу декабря 1919 г. 10-й авиационный отряд полковника Юнгмейстера имел 6 самолётов, угон Железновым 1 самолета, вероятно, был компенсирован вводом в эксплуатацию 1 отремонтированной машины. Наши расчеты подтверждаются еще одной советской разведывательной сводкой, согласно которой к 30 ноября 1919 г. в Гурьеве находилось 3 неисправных самолета (из 4 машин, по нашим расчетам выбывших с момента прибытия 10-го отряда в Уральскую Амию в конце июля 1919 г.).

Отступление Уральской Армии вызвало и перебазирование боевых звеньев 10-го авиационного отряда. По свидетельству перебежчиков, «броневики и аэропланы (3 машины) отправляются на верблюдах в сторону Гурьева», что вероятно связано с их поломкой или отсутствием топлива и масла. 18 декабря 1919 г. Уральской Армией был сдан Калмыков, а в нем оставлен 1 неисправный самолёт. 5 остальных самолетов уральского отряда удалось вывезти.

В результате отхода оставшиеся самолеты 10-го отряда были сосредоточены в Гурьеве. По советским агентурным данным в Гурьеве находилось 4 исправных самолета и 3 сломанных. 26 декабря 1919 г. в Гурьеве был издан приказ №153 по Управлению Начальника Инженеров Уральской Отдельной Армии: «Ввиду полной изношенности аппаратов и потери наиболее ценных машин Х авиационного отряда, который в настоящее время совершенно не боеспособен, отправить весь отряд на Кавказ за получением нового имущества и укомплектования его, оставив в г. Гурьев лишь один аппарат с обслуживающим его персоналом». Однако вывести 10-й авиаотряд из Гурьева до его захвата советскими войсками не удалось.

Осенью 1919 г. продолжал активно действовать и Гидро-авиационный отряд Уральской Армии. На его вооружении к этому времени осталось всего 4 гидросамолёта – 1 «М-5», 1 «М-9», 1 «Шорт-184» и 1 неизвестной модели. Остальные, вероятно, были утрачены в ходе полетов, либо вышли из строя вследствие поломок. Начальник отряда по прежнему являлся штабс-капитан Г.Я.Блуменфельд, пилотами – прапорщик по адмиралтейству Е.А.Кукуричкин, прапорщик Ивашиненко, лётчиками-наблюдателями – штабс-капитан Усов, корнет Янушкевич, мичман военного времени Гринцевич, унтер-офицеры Васильев и Шахматов.

23/10 сентября 1919 г. приказом №651 Уральской Отдельной Армии были объявлены штаты «Смешанного гидро-авиационного отряда Уральской Отдельной Армии». Начальник отряда, морской летчик, пользовался «правом командира отдельного батальона или отдельной батареи». По штату полагалось 6 летчиков и 4 летчика-наблюдателя и 49 строевых казаков.

С октября 1919 г. Гидро-авиационный отряд целиком сосредоточен в селе Ганюшкино и осуществляет поддержку действий Астраханского отряда Уральской Армии и морскую воздушную разведку акватории Каспийского моря. В Российском государственном военном архиве сохранились некоторые донесения, иллюстрирующие его постоянную боевую работу.

Так, например, 31 октября 1919 г. прапорщик Кукуричкин в 8 часов 55 минут утра согласно полученного задания, имея наблюдателем унтер-офицера Васильева на самолете «Шорт» вылетел по направлению на зюйд, пролетев таким образом 50 верст повернул на зюйд-зюйд-вест. После полета Кукуричкин докладывал: «…Недолетая до острова Зиленга должен был повернуть обратно из-за сильного тумана,.. На обратном пути мною замечен крейсер «Ориноко», от которого пролетел в 15 верстах. Видимость плохая. Ветер равный силой 7 баллов. Аппарат пробыл в воздухе 1 ч 20 мин на высоте 600-1100 м. Никаких неприятельских судов не замечено». 4 ноября 1919 г. тот же пилот с наблюдателем штабс-капитаном Усовым вылетел при ветре в 5 баллов на разведку на летающей лодке «М-5». Был обследован район на зюйд 25 верст от берега, суда не обнаружены. Прапорщик Ивашиненко вылетал еще 5, 6, 7 и 9 ноября, прапорщик Кукуричкин – 9-го ноября. 12 ноября Ивашиненко вылетел на бомбометание с наблюдателем мичманом военного времени Гринцевичем на самолете «М-5» №2, но вернулся из-за неисправности свечи. 13 ноября Ивашиненко с унтер-офицером Шахматовым вылетел и пошел на высоте 50 метров в густом тумане в сторону советских позиций у Сафоновки, однако мотор стал глохнуть и им пришлось вернуться назад.

Начальник Гидро-авиационного отряда 12 ноября 1919 г. направил рапорт: «Доношу, что ввиду наступивших холодов вода в радиаторах без примеси спирта и глицерина замерзает вследствие чего отряд прекратил свою летную работу и прошу Вашего распоряжения о срочной отправке в г.Петровск представителю Астраханского отряда телеграмму следующего содержания: «Наступили холода. Гидроавиационный отряд прекратил работу. Вышлите срочно 5 пудов глицерину без кислот, 12 ведер денатурированного спирту и 12 комплектов теплого летного обмундирования для летчиков». Штабс-капитан Блуменфельдт».

Затем, ввиду сильного прибытия воды и возможного подхода красных, начальник отряда штабс-капитан Блюменфельд радиограммой попросил прислать с Кавказа офицера-артиллериста. Попытки вылета 16 и 17 ноября 1919 г. на бомбометание из-за погоды оказались неудачными. 17 ноября прапорщик Ивашиненко доставил пакет на крейсер «Орленок», который стоял в 50 верстах от берега, но сесть из-за сильной зыби на воду для получения ответа не удалось.




Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm
Категория: История авиации Уральска | Добавил: donguluk (01.03.2010) | Автор: donguluk E W
Просмотров: 935 | Теги: Колесников Валерий Николаевич, donguluk, Бурлин, Уральский авиаотряд, Бурлинская средняя школа, 航空 Авиация, рига, Рижский институт инженеров ГА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |