Последовавшие
вскоре «Лбищенские события» и гибель начдива Чепаева – пожалуй, одно из
наиболее ярких и общеизвестных культовых событий Гражданской войны, в которых
кинофильм братьев Васильевых и роман Фурманова полностью заслонили художественным
вымыслом истинные события в Лбищенске. Недооценка вероятности активных действий
уральцев и упорная оборона частей Илецкого корпуса в Зауралье принудили штаб 4‑й
армии и начдива 25-й Чепаева совершить ошибку – перебросить на восток резервную
бригаду второго эшелона 25‑й СД. К 20 августа,
учитывая пассивность советских войск на левом фланге у Сламихина, командование
Армии сняло оттуда 6‑ю дивизию полковника Н.Н.Бородина и перебросило ее к
главным силам Уральского корпуса у Каленого. Для рейда на север из состава
частей 2‑й и 6‑й дивизий был создан сводный отряд под командованием начальника
2‑й Уральской дивизии полковника Т.И.Сладкова.
Он насчитывал до 1100 шашек при 10 пулеметах, 2 бомбометах и 2 орудиях 5‑й
батареи подъесаула И.Я.Залыбецкова из состава 2‑го
конно-артиллерийского дивизиона. В сумерках
1 сентября отряд Сладкова скрытно
ушел в степь на запад. Совершая марши по ночам, а днем отстаиваясь в камышах
долины р.Кушум, отряд скрытно прошел 120 км., благополучно миновал линию
дозоров и к утру 4 сентября сосредоточился к западу от
Лбищенска. Для получения достоверной разведывательной информации Уральское
командование активно привлекло самолеты 10-го отряда полковника Юнгмейстер. До 3 сентября 1919 г. советская авиация
(26-й и 30-й авиаотряды) базировалась на Уральск. В этот день 3 самолёта боевых
звеньев 26-го (бывший подпоручик И.С.Железнов) и 30-го отрядов (начальники –
С.В.Бейер и А.И.Коваленко) перелетели в Лбищенск, где находился штаб 25-й СД. Уже в 10 часов утра 3 сентября
был замечен белый самолет, осуществлявший воздушную разведку района Лбищенска.
Лётчик Бейер на истребителе «Ньюпор-24бис» (№ 5089) вылетел для преследования
самолёта, уходившего от Лбищенска в направлении ст. Сахарная, но, пользуясь
облачностью, уральский пилот смог уйти. На следующий день, 4 сентября Бейер
снова совершил 50-минутный полет на истребителе «Ньюпор-23бис» на высоте 1200 метров для
«воздушной охраны расположения наших войск» и доносил, что «самолетов
противника не встречено». Позднее тот факт, что Бейер не заметил крупных сил
противника, приближавшихся к Лбищенску, стал поводом для обвинения некоторыми
советскими авторами его в предательстве
Группа Сладкова совершила со 2 по 4 сентября 1919 г. скрытный марш в 120
верст, передвигаясь по ночам, а днем – маскируясь в камышах в долине Кушума,
успешно преодолела незамеченной линию фронта и с рассветом 5 сентября 1919 г. атаковала Лбищенск.
В Лбищенске казаками была захвачена большая добыча – значительная часть обоза
25-й СД из 500 повозок, продовольствие, до 900 пленных, оружие и боеприпасы,
радиостанция, 5 автомобилей, 3 самолета. Проведенное расследование и опрос спасшихся
служащих лбищенского отделения выявил некоторые обстоятельства пленения.
Например, пулеметчик 26-го отряда тов. Абрамов С.П. показал: «5 сентября
с.г. я находился в отделении Отряда и в момент появления противника, я
находился на квартире. О приближении противника нам ничего известно не было,
т.к. посты пехотных частей были сняты на рассвете и, таким образом противник
ворвался в город крайне неожиданно, заняв в первую очередь линию, прилегающую к
городу, захватив аэродром, на котором находились все самолеты отделений (26 и
30 авиаотрядов). Находившийся на посту, около помещения, в котором находился
командир отделения военный летчик т. Железнов, летнаб т. Олехнович, начальник
опер.отдела 25 дивизии тов. Богданов, мотористы тт. Жердин, пом.мотористы т.
Пугачев, Рожков, полит.сотрудник т. Шилкин и 12 аэродромных, т. Самсонов
(часовой у нашего жилого помещения), дал знать о случившемся и мы немедленно
разделились по группам, одна из коих с винтовками бросилась к аэродрому
(состоявшая из большего числа), а вторая группа в несколько человек примкнула к
общей цепи гарнизона, предварительно оказав мне помощь в установке одного
пулемета около ворот. При сем отправившаяся к аэродрому группа тоже взяла один
пулемет для защиты самолетов, но, как мне известно, этим красноармейцам достичь
аэродрома уже не представилось возможности, ввиду значительного количества
подошедшего противника, который даже не дал им возможности возвратиться
обратно. В этот момент я остался совершенно один, с пулеметом «Гочкиса»,
подошедший товарищ красноармеец помог мне донести пулемет до угла улицы, где он
и был снова установлен, в этот момент подошел и тов.моторист нашего отряда т.
Жердев, который помог мне пронести его далее, т.к. с прежнего места не
представлялось возможным открыть с большим расчетом огонь по противнику. Между
этим наша красноармейская цепь удалялась все далее и далее – к реке Уралу и мне необходимо было присоединиться
к ним. За весь промежуток этого времени я открывал неоднократно огонь по
противнику, но постепенно терял силы, т.к. пулемет я уже все время вынужден был
переносить один. Затем в момент моего присоединения к цепи я увидел своих
товарищей по отряду: Жердина, Широкова, Пугачева, Веригу, Кузнецова, Доронина,
Соболева и Стукалова. В этот же момент противник стал нас забрасывать из
бомбомета и мы отвечали до последнего патрона из винтовок и пулемета; когда же
патроны, как нами, а также тов. красноармейцами пехотных частей были все
расстреляны, а помощи как патронами, а также людьми не было, то чтобы не
попасть в плен, мы немедленно совершенно разделись, и под обстрелом противника
бросились в Урал, чтоб вплавь добраться до следующего берега. До этого, как я
припоминаю, когда мы находились в цепи, в 8 часов утра приблизительно, появился
неприятельский самолет «Фарман-30», который, сделав два круга над городом
спланировал на занимаемый нами аэродром. Когда мы уже переплыли Урал, то этот
же самолет поднялся снова и, сделав один круг над городом, спланировал на
прежнее место. Относительно нашего самолета и летчика Артамонова мне ничего не
известно. Предполагаю, что вылетел позже 8 часов утра из Уральска, он, не зная
о случившемся, спланировал на наш аэродром …». Утром 5 сентября, прилетел из Уральска и «…сел не
зная ничего о прорыве и занятии противником Лбищенска» лётчик 26-го авиаотряда
Г.П.Артамонов на «Ньюпоре-23». Вот как описывается захват советского лётчика
Артамонова в журнале «На казачьем посту» А.Погодаев: «… Штаб Чижинского полка и
весь обоз действительно стоял у ветрянок (ветряных мельниц – прим. авт.) под
Лбищенском. Над головой раздалось жужжание пропеллера. Самолёт-разведчик
покружился над Лбищенском и пошел на снижение за город. Николай, подходя к
ветрянкам, видел, как неподалеку сел самолёт, подняв клуб пыли. Через несколько
минут оттуда прискакал молодой казак 3-й сотни Миновсков Кузьма. На его голове
сидел какой-то странной формы резиновый шлем. Резиновые уши в такт намета
взлетали вверх. Миновсков осадил коня перед Николаем. В дополнение к странному
шлему через всю грудь были приколоты 5 каких-то странных орденов, на фоне
красных шелковых розеток.» По архивным
данным в Лбищенске 5 сентября 1919
г. были захвачены 4 самолета. Из состава боевого
отделения 26-го авиаотряда – самолёты «Сопвич» № 7035 и «Ньюпор-23» № 4276,
лётчики Железнов и Артамонов, лётнаб Олехнович (совершавший в декабре 1918 г. налеты на Уральск),
12 военнослужащих. Из 30-го отряда – самолёты «Ньюпор-24бис» №5089 и
«Ньюпор-17» №1824, автомобили грузовой «Паккард» и полугрузовой «Фиат», лётчики
Бейер и Коваленко, 17 человек команды. Кроме того, уральцам достались 2
пулемета «Гочкиса», 2 «Льюиса», 1 «Кольт», двухфунтовых бомб 25 шт,
сорокафунтовых осколочных бомб бомб 8 шт., ракет 20 шт, кожаных касок 4 шт,
перчаток 1, меховых шлемов 3, кож.мех.курток 3, кож.курток 6, очков полетных 5,
кожаных сапог полетных 3». 5 сентября лётчик 10-го отряда
Уральской Армии поручик Арзас Аракелов, высланный утром для авиаразведки,
вернулся в Каленый с известием, что Лбищенск взят казаками. Тогда в Лбищенск
был послан «Фарман-30», чтобы привести новый боевой приказ и двух летчиков для
пилотирования захваченных самолетов. В 4 часа дня 5 сентября командир
Уральского корпуса полковник М.И.Изергин вновь направил Аракелова в Лбищенск с
категорическим приказанием отряду Сладкова двигаться, в изменение ранее
разработанного плана, на юг и помочь уничтожить главные силы красных. Но из-за
плохой видимости и пожаров в районе Лбищенска, лётчик не нашел казачью конницу
и связь с ней была потеряна. 6 сентября казаки увезли 3
самолёта на быках в направлении Кожехарова, 1 улетел сам по направлению к
Сахарной. Захваченные машины существенно усилили 10-й авиационный отряд.
Самолет «Ньюпор-23» представлял из себя улучшенную модификацию одного из
наиболее удачных одноместных самолетов-истребителей мировой войны «Ньюпора-17»,
а самолет «Ньюпор-24бис» – его учебный двухместный
вариант. Лётчики И.С.Железнов,
Г.П.Артамонов, П.М.Олехнович и С.В.Бейер были приняты на службу в 10-й отряд.
Сергей Владимирович фон Бейер в прошлом – прапорщик, окончил Севастопольскую
военно-авиационную школу и с ноября 1916 г служил военным летчиком в Гренадерском
авиационном отряде, которым в свое время командовал Юнгмейстер. Иосиф Сергеевич Железнов родился в крестьянской
семье уроженца Тверской губернии и был однофамильцем известного уральского
казачьего рода. 22 апреля 1915
г. он назначен в 27-й корпусной авиаотряд. За боевые
отличия в первую мировую войну награжден орденами Св. Георгия 4-й и 3-й ст.,
Св.Анны 4-й ст. с надписью «за храбрость», Св.Анны 3-й ст. с мечами и бантом,
Св.Станислава 3-й ст. с мечами и бантом и Георгиевским Золотым оружием. В
бытность на фронте аттестовывался как «очень опытный и великолепный лётчик.
Очень много летал на фронте. В полетах – спокойный, хладнокровный, уверенный
в себе и очень храбрый. Любит и интересуется своим делом. Очень хорошо знает
моторы. Ревностно относится к службе. Прекрасный товарищ. К карточной игре и
спиртным напиткам пристрастия не имеет». Известен документ о зачислении
Железнова и Бейера в 10-й авиационный отряд: «Прибывшие в 10-й Авиационный
отряд по приказанию Начальника Штаба Уральской армии перелетевшие из Советской
России (!) и оправданные военно-полевым судом лётчики подпоручик Железнов и
прапорщик Бейер на штатные вакансии лётчиков в тот же отряд с 9/22 Сентября
сего года. Справка: Телеграмма командира 10 авиаотряда за №931.» 3 октября 1919 г. летчик-наблюдатель
Олехнович и моторист Жердин решили бежать к красным. Оказавшись одни на
аэродроме в Бударине, Олехнович и Жердин быстро запустили мотор самолёта
«Сопвич» и пытались взлететь. Однако Олехнович, не имея навыков в
пилотировании, не справился с управлением, и самолёт на взлёте скапотировал.
Олехнович вывихнул ногу, а Жердин отделался легкими ушибами. Зная, что не
миновать расправы белоказаков, Олехнович, сняв с турели разбитого самолёта
пулемет, застрелился… Жердин, воспользовавшись поднявшейся на аэродроме
суматохой, сумел скрыться и с большим трудом добрался до расположения советских
войск и рассказал о гибели коммуниста П.М.Олехновича…» Этот случай вошел в
списки героических деяний Красного воздушного флота.
Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm |