Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Четверг, 02.05.2024, 10.01.13
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » История авиации Уральска

Сентябрь-октябрь 1919 года

Последовавшие вскоре «Лбищенские события» и гибель начдива Чепаева – пожалуй, одно из наиболее ярких и общеизвестных культовых событий Гражданской войны, в которых кинофильм братьев Васильевых и роман Фурманова полностью заслонили художественным вымыслом истинные события в Лбищенске. Недооценка вероятности активных действий уральцев и упорная оборона частей Илецкого корпуса в Зауралье принудили штаб 4‑й армии и начдива 25-й Чепаева совершить ошибку – перебросить на восток резервную бригаду второго эшелона 25‑й СД.

К 20 августа, учитывая пассивность советских войск на левом фланге у Сламихина, командование Армии сняло оттуда 6‑ю дивизию полковника Н.Н.Бородина и перебросило ее к главным силам Уральского корпуса у Каленого. Для рейда на север из состава частей 2‑й и 6‑й дивизий был создан сводный отряд под командованием начальника 2‑й Уральской дивизии полковника Т.И.Сладкова. Он насчитывал до 1100 шашек при 10 пулеметах, 2 бомбометах и 2 орудиях 5‑й батареи подъесаула И.Я.Залыбецкова из состава 2‑го конно-артиллерийского дивизиона. В сумерках 1 сентября отряд Сладкова скрытно ушел в степь на запад. Совершая марши по ночам, а днем отстаиваясь в камышах долины р.Кушум, отряд скрытно прошел 120 км., благополучно миновал линию дозоров и к утру 4 сентября сосредоточился к западу от Лбищенска. Для получения достоверной разведывательной информации Уральское командование активно привлекло самолеты 10-го отряда полковника Юнгмейстер.

До 3 сентября 1919 г. советская авиация (26-й и 30-й авиаотряды) базировалась на Уральск. В этот день 3 самолёта боевых звеньев 26-го (бывший подпоручик И.С.Железнов) и 30-го отрядов (начальники – С.В.Бейер и А.И.Коваленко) перелетели в Лбищенск, где находился штаб 25-й СД.

Уже в 10 часов утра 3 сентября был замечен белый самолет, осуществлявший воздушную разведку района Лбищенска. Лётчик Бейер на истребителе «Ньюпор-24бис» (№ 5089) вылетел для преследования самолёта, уходившего от Лбищенска в направлении ст. Сахарная, но, пользуясь облачностью, уральский пилот смог уйти. На следующий день, 4 сентября Бейер снова совершил 50-минутный полет на истребителе «Ньюпор-23бис» на высоте 1200 метров для «воздушной охраны расположения наших войск» и доносил, что «самолетов противника не встречено». Позднее тот факт, что Бейер не заметил крупных сил противника, приближавшихся к Лбищенску, стал поводом для обвинения некоторыми советскими авторами его в предательстве


Группа Сладкова совершила со 2 по 4 сентября 1919 г. скрытный марш в 120 верст, передвигаясь по ночам, а днем – маскируясь в камышах в долине Кушума, успешно преодолела незамеченной линию фронта и с рассветом 5 сентября 1919 г. атаковала Лбищенск. В Лбищенске казаками была захвачена большая добыча – значительная часть обоза 25-й СД из 500 повозок, продовольствие, до 900 пленных, оружие и боеприпасы, радиостанция, 5 автомобилей, 3 самолета.

Проведенное расследование и опрос спасшихся служащих лбищенского отделения выявил некоторые обстоятельства пленения. Например, пулеметчик 26-го отряда тов. Абрамов С.П. показал: «5 сентября с.г. я находился в отделении Отряда и в момент появления противника, я находился на квартире. О приближении противника нам ничего известно не было, т.к. посты пехотных частей были сняты на рассвете и, таким образом противник ворвался в город крайне неожиданно, заняв в первую очередь линию, прилегающую к городу, захватив аэродром, на котором находились все самолеты отделений (26 и 30 авиаотрядов). Находившийся на посту, около помещения, в котором находился командир отделения военный летчик т. Железнов, летнаб т. Олехнович, начальник опер.отдела 25 дивизии тов. Богданов, мотористы тт. Жердин, пом.мотористы т. Пугачев, Рожков, полит.сотрудник т. Шилкин и 12 аэродромных, т. Самсонов (часовой у нашего жилого помещения), дал знать о случившемся и мы немедленно разделились по группам, одна из коих с винтовками бросилась к аэродрому (состоявшая из большего числа), а вторая группа в несколько человек примкнула к общей цепи гарнизона, предварительно оказав мне помощь в установке одного пулемета около ворот. При сем отправившаяся к аэродрому группа тоже взяла один пулемет для защиты самолетов, но, как мне известно, этим красноармейцам достичь аэродрома уже не представилось возможности, ввиду значительного количества подошедшего противника, который даже не дал им возможности возвратиться обратно. В этот момент я остался совершенно один, с пулеметом «Гочкиса», подошедший товарищ красноармеец помог мне донести пулемет до угла улицы, где он и был снова установлен, в этот момент подошел и тов.моторист нашего отряда т. Жердев, который помог мне пронести его далее, т.к. с прежнего места не представлялось возможным открыть с большим расчетом огонь по противнику. Между этим наша красноармейская цепь удалялась все далее и далее – к реке Уралу и мне необходимо было присоединиться к ним. За весь промежуток этого времени я открывал неоднократно огонь по противнику, но постепенно терял силы, т.к. пулемет я уже все время вынужден был переносить один. Затем в момент моего присоединения к цепи я увидел своих товарищей по отряду: Жердина, Широкова, Пугачева, Веригу, Кузнецова, Доронина, Соболева и Стукалова. В этот же момент противник стал нас забрасывать из бомбомета и мы отвечали до последнего патрона из винтовок и пулемета; когда же патроны, как нами, а также тов. красноармейцами пехотных частей были все расстреляны, а помощи как патронами, а также людьми не было, то чтобы не попасть в плен, мы немедленно совершенно разделись, и под обстрелом противника бросились в Урал, чтоб вплавь добраться до следующего берега. До этого, как я припоминаю, когда мы находились в цепи, в 8 часов утра приблизительно, появился неприятельский самолет «Фарман-30», который, сделав два круга над городом спланировал на занимаемый нами аэродром. Когда мы уже переплыли Урал, то этот же самолет поднялся снова и, сделав один круг над городом, спланировал на прежнее место. Относительно нашего самолета и летчика Артамонова мне ничего не известно. Предполагаю, что вылетел позже 8 часов утра из Уральска, он, не зная о случившемся, спланировал на наш аэродром …».

Утром 5 сентября, прилетел из Уральска и «…сел не зная ничего о прорыве и занятии противником Лбищенска» лётчик 26-го авиаотряда Г.П.Артамонов на «Ньюпоре-23». Вот как описывается захват советского лётчика Артамонова в журнале «На казачьем посту» А.Погодаев: «… Штаб Чижинского полка и весь обоз действительно стоял у ветрянок (ветряных мельниц – прим. авт.) под Лбищенском. Над головой раздалось жужжание пропеллера. Самолёт-разведчик покружился над Лбищенском и пошел на снижение за город. Николай, подходя к ветрянкам, видел, как неподалеку сел самолёт, подняв клуб пыли. Через несколько минут оттуда прискакал молодой казак 3-й сотни Миновсков Кузьма. На его голове сидел какой-то странной формы резиновый шлем. Резиновые уши в такт намета взлетали вверх. Миновсков осадил коня перед Николаем. В дополнение к странному шлему через всю грудь были приколоты 5 каких-то странных орденов, на фоне красных шелковых розеток.»

По архивным данным в Лбищенске 5 сентября 1919 г. были захвачены 4 самолета. Из состава боевого отделения 26-го авиаотряда – самолёты «Сопвич» № 7035 и «Ньюпор-23» № 4276, лётчики Железнов и Артамонов, лётнаб Олехнович (совершавший в декабре 1918 г. налеты на Уральск), 12 военнослужащих. Из 30-го отряда – самолёты «Ньюпор-24бис» №5089 и «Ньюпор-17» №1824, автомобили грузовой «Паккард» и полугрузовой «Фиат», лётчики Бейер и Коваленко, 17 человек команды. Кроме того, уральцам достались 2 пулемета «Гочкиса», 2 «Льюиса», 1 «Кольт», двухфунтовых бомб 25 шт, сорокафунтовых осколочных бомб бомб 8 шт., ракет 20 шт, кожаных касок 4 шт, перчаток 1, меховых шлемов 3, кож.мех.курток 3, кож.курток 6, очков полетных 5, кожаных сапог полетных 3».

5 сентября лётчик 10-го отряда Уральской Армии поручик Арзас Аракелов, высланный утром для авиаразведки, вернулся в Каленый с известием, что Лбищенск взят казаками. Тогда в Лбищенск был послан «Фарман-30», чтобы привести новый боевой приказ и двух летчиков для пилотирования захваченных самолетов. В 4 часа дня 5 сентября командир Уральского корпуса полковник М.И.Изергин вновь направил Аракелова в Лбищенск с категорическим приказанием отряду Сладкова двигаться, в изменение ранее разработанного плана, на юг и помочь уничтожить главные силы красных. Но из-за плохой видимости и пожаров в районе Лбищенска, лётчик не нашел казачью конницу и связь с ней была потеряна.

6 сентября казаки увезли 3 самолёта на быках в направлении Кожехарова, 1 улетел сам по направлению к Сахарной. Захваченные машины существенно усилили 10-й авиационный отряд. Самолет «Ньюпор-23» представлял из себя улучшенную модификацию одного из наиболее удачных одноместных самолетов-истребителей мировой войны «Ньюпора-17», а самолет «Ньюпор-24бис» – его учебный двухместный вариант.

Лётчики И.С.Железнов, Г.П.Артамонов, П.М.Олехнович и С.В.Бейер были приняты на службу в 10-й отряд. Сергей Владимирович фон Бейер в прошлом – прапорщик, окончил Севастопольскую военно-авиационную школу и с ноября 1916 г служил военным летчиком в Гренадерском авиационном отряде, которым в свое время командовал Юнгмейстер. Иосиф Сергеевич Железнов родился в крестьянской семье уроженца Тверской губернии и был однофамильцем известного уральского казачьего рода. 22 апреля 1915 г. он назначен в 27-й корпусной авиаотряд. За боевые отличия в первую мировую войну награжден орденами Св. Георгия 4-й и 3-й ст., Св.Анны 4-й ст. с надписью «за храбрость», Св.Анны 3-й ст. с мечами и бантом, Св.Станислава 3-й ст. с мечами и бантом и Георгиевским Золотым оружием. В бытность на фронте аттестовывался как «очень опытный и великолепный лётчик. Очень много летал на фронте. В полетах – спокойный, хладнокровный, уверенный в себе и очень храбрый. Любит и интересуется своим делом. Очень хорошо знает моторы. Ревностно относится к службе. Прекрасный товарищ. К карточной игре и спиртным напиткам пристрастия не имеет».

Известен документ о зачислении Железнова и Бейера в 10-й авиационный отряд: «Прибывшие в 10-й Авиационный отряд по приказанию Начальника Штаба Уральской армии перелетевшие из Советской России (!) и оправданные военно-полевым судом лётчики подпоручик Железнов и прапорщик Бейер на штатные вакансии лётчиков в тот же отряд с 9/22 Сентября сего года. Справка: Телеграмма командира 10 авиаотряда за №931.»

3 октября 1919 г. летчик-наблюдатель Олехнович и моторист Жердин решили бежать к красным. Оказавшись одни на аэродроме в Бударине, Олехнович и Жердин быстро запустили мотор самолёта «Сопвич» и пытались взлететь. Однако Олехнович, не имея навыков в пилотировании, не справился с управлением, и самолёт на взлёте скапотировал. Олехнович вывихнул ногу, а Жердин отделался легкими ушибами. Зная, что не миновать расправы белоказаков, Олехнович, сняв с турели разбитого самолёта пулемет, застрелился… Жердин, воспользовавшись поднявшейся на аэродроме суматохой, сумел скрыться и с большим трудом добрался до расположения советских войск и рассказал о гибели коммуниста П.М.Олехновича…» Этот случай вошел в списки героических деяний Красного воздушного флота.



Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm
Категория: История авиации Уральска | Добавил: donguluk (01.03.2010) | Автор: donguluk E W
Просмотров: 1595 | Теги: Колесников Валерий Николаевич, donguluk, Бурлин, Уральский авиаотряд, Бурлинская средняя школа, 航空 Авиация, рига, Рижский институт инженеров ГА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |