Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Пятница, 19.04.2024, 18.44.02
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » История авиации Уральска

Весна и лето 1919 года

Начало нового этапа существования авиации Уральской Армии связано с установлением весной 1919 г. связи Уральской Армии через Каспий с Вооруженными силами Юга России. К июню 1919 г. переформированная и воспрянувшая боевым духом Уральская Армия нанесла серьезное поражение советской 4-й армии, в ходе контрнаступления освободила почти всю территорию Войска, за исключением блокированной в Уральске группировки войск 22-й СД. Авиационная группа Гидро-авиационного отряда в Ганюшкино осуществляла поддержку с воздуха Астраханского отряда Уральской Армии, вело разведку в направлении Астрахани и в Северном Каспии. В августе 1919 г. штабс-капитан Егоров вылетел на бомбардировку позиций противника на самолете «Шорт-184», но вскоре после взлёта взорвались бомбы, которые держал на коленях летчик-наблюдатель. Погиб весь экипаж самолета, машина оказалась полностью уничтожена. Погибшего Егорова сменил штабс-капитан Г.Я.Блюменфельд. В августе 1919 г. он был назначен и.о. начальника, а 14 октября 1919 приказом № 112 по Уральской Отдельной Армии – начальником Гидро-авиационного отряда Уральской Армии

Начало нового этапа существования авиации Уральской Армии связано с установлением весной 1919 г. связи Уральской Армии через Каспий с Вооруженными силами Юга России. К июню 1919 г. переформированная и воспрянувшая боевым духом Уральская Армия нанесла серьезное поражение советской 4-й армии, в ходе контрнаступления освободила почти всю территорию Войска, за исключением блокированной в Уральске группировки войск 22-й СД. Действия Уральской Армии теперь представляли реальную стратегическую опасность, как для южного фланга советского Восточного фронта, так и для фланга группировки, оборонявшейся в Поволжье. Над красными нависла угроза соединения Уральской Армии с войсками Кавказской Армии генерала Врангеля, успешно наступавших на Царицын и Саратовском направлении.

Поддержка, оказанная ВСЮР уральцам, стала решающей в восстановлении боеспособности авиации Уральской Армии. 20 июня 1919 г., по приказу Инспектора авиации Вооруженных сил на Юге России генерал-майора Кравцевича № 138, в Екатеринодаре началось формирование 10-го авиационного отряда «для обслуживания Уральского Войска».

Командиром отряда был назначен полковник Владимир Андреевич Юнгмейстер. Он был, бесспорно, очень опытным и известным военным летчиком русской армии. Свою службу в авиации поручик Юнгмейстер начал еще в 1913 г. в авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы. С 2 марта 1914 он являлся командиром 5-й авиароты, затем – командовал авиационным отрядом Гренадерского корпуса, а с 10 марта 1916 г. возглавлял 4-й авиадивизион. В мировую войну за боевые заслуги был награжден орденами Св.Станислава 3-й ст. с мечами и бантом, Св.Анны 3-й ст. с мечами и бантом, Св.Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, Св.Анны 2-й ст. с мечами, Св.Анны 4-й ст. с надписью «за храбрость». В аттестации 1916 г. как командира 4-го авиаотряда говорилось: «…выдающийся лётчик, скромный, отличный товарищ, прекрасных нравственных качеств». В ноябре 1918 г. он прибыл на службу в Добровольческую Армию и прикомандирован к подвижной Авиационной базе, а 2 декабря 1918 г. – произведен в полковники.

В Екатеринодаре, помимо полковника Юнгмейстера, в 10-й отряд были также зачислены на должности летчиков поручик Борис Смирдин (как очевидно, приехавший с Урала), подпоручик Арзас Аракелов, прапорщики Василий Алексеевич Черкасов и Александр Хангулянц. На должности летчиков-наблюдателей назначались штабс-ротмистр Александров, подпоручики Борис Михайлович Фон-дер-Вейде (иногда встречается написание Ван-дер-Вейде) и Шиловцев.

Об этих офицерах известно довольно мало. Подпоручик Аракелов с 27 ноября 1918 г. был прикомандирован к Авиационному парку Добровольческой Армии, с 11 по 17 мая 1919 г. в составе 2-го взвода Офицерской Строевой Авиационной роты воевал на Манычском фронте. Прапорщик Хангулянц с начала 1917 г. обучался в Севастопольской военно-авиационной школе и 25 ноября 1917 г. удостоен звания «военный лётчик». С началом гражданской войны он служил в Авто-части Добровольческой Армии, а 3 декабря 1918 г. прикомандирован к Авиационному парку. В мае 1919 г. также воевал в 1-м взводе Офицерской Строевой Авиационной роты на Маныче. Василий Алексеевич Черкасов произведен в прапорщики 23 февраля 1917 г., окончил Гатчинскую военно-авиационную школу и 25 ноября 1917 г. удостоен звания «военный лётчик». В 1918 г. проживал в Балаклаве, мобилизован в Добровольческую Армию, служил в Отдельной инженерной роте Астраханского казачьего корпуса, а с 15 февраля 1919 г. – прикомандирован к Управлению Инспектора Авиации ВСЮР.

Окончание формирования 10-го отряда 21 июня 1919 г. было отмечено Приказом Инспектора Авиации вооруженных сил на Юге России №156: «§7. Приказом Главнокомандующего за №1280 от 13 сего Июня 10-й Авиационный отряд сформирован с 8 сего Июня. Подлинный подписал Генерал-майор Кравцевич». (даты по ст.стилю – прим. авторов).

24 июня 1919 г. 10-й авиаотряд отправился в распоряжение Атамана Уральского казачьего Войска. В Екатеринодаре в качестве представителя для «выбивания» оборудования и запасных частей задержался прапорщик В.А.Черкасов. Он сразу приступил к поискам для отряда «покрышек, руля направления «Вуазена» (имевшегося в Гурьеве) и походной кузни».

Точных сведений о материальной части 10-го авиаотряда пока не найдено. Известно лишь, что из Екатеринодара в Петровск (порт на Каспии, ныне – Махачкала) были доставлены как минимум 3 самолета – 1 «Ньюпор-17» и 2 «Фармана-20». «Ньюпор-17» являлся одним из лучших одноместных самолетов-истребителей мировой войны и производился серийно с мая 1916 г. Самолет отличался очень высокой для своего времени маневренностью, значительной скоростью (до 170 км/ч.), скороподъемностью и прекрасными летными качествами. «Фарманы-20» составляли основу вооружения русской военной авиации к началу мировой войны и в 1917 – 1918 гг., как более ранняя модификация, уступавшая «Фарману-30», считались полностью устаревшей моделью.

В то время, когда 10-й авиаотряд полковника Юнгмейстера ожидал в Петровске отправки через Каспийское море на территорию Войска, в Гурьев прибыла еще одна авиационная часть, предназначенная для службы в Уральской Армии.

История ее создания оказалась довольно непростой. В марте 1919 г. на Каспий в Петровск прибыла 266-я британская эскадрилья, гидросамолеты которой с мая по июль на борту бывших танкеров «Аладер Юсанов» и «Орленок», переоборудованных в гидроавиатранспорты, участвовали в налётах на Форт Александровский. К июлю 1919 г. английское военное присутствие на Каспии начало сворачиваться. Каспийская флотилия и авиация, после крайне трудных и долгих переговоров передавались в распоряжение Вооруженных сил Юга России. Другая часть военного имущества, в том числе и гидросамолеты бывшей 266-й эскадрильи – предназначена была Уральскому казачьему Войску.

27 июля 1919 г. из Петровска в Гурьев прибыл гидроавиатранспорт «Орленок», доставивший туда 2 британских гидросамолета «Шорт 184» для передачи уральцам. Самолет фирмы «Шорт» «Тип-184» был создан по заказу британского адмиралтейства как двухместный торпедоносец, разведчик и легкий бомбардировщик. Он оказался очень удачным самолетом, с большой бомбовой нагрузкой (до 326 кг.), скоростным (до 140 км/ч) и надежным. В мировой войне участвовало около 900 машин, в британском флоте использовались на гидроавианосцах и гидроавиатранспортах. В марте 1916 г. на гидросамолетах «Шорт» с авианосца «Виндекс» был совершен дерзкий налет на ангары с германскими цеппелинами под Тондерном.

В это же время в Баку, на базе бывшей здесь до революции Бакинской школы морской авиации, штабс-капитан по адмиралтейству Г.Я.Блюменфельд начал формировать отряд гидросамолетов. Блюменфельд (иногда встречается написание «Блуменфельдт») начал свою службу писарем 1-й статьи 2-го Балтийского флотского экипажа. 2 августа 1915 г. он прибыл для учебы в Петроградскую школу морских лётчиков, а 24 октября 1917 г. был произведен в подпоручики по адмиралтейству. Начало гражданской войны застало поручика Блюменфельда в Баку. Он принял участие в борьбе против турецких войск и красных в отряде Бичерахова. Приказом Главнокомандующего войсками и флотом Кавказа генерал-майора Л.Бичерахова 14 августа 1918 г. поручик Блюменфельд был произведен в штабс-капитаны по адмиралтейству. С 7 декабря 1918 г. Блюменфельд являлся начальником Отдела гидроавиации (фактически – начальником Бакинской школы), а с 19 декабря 1918 г. – начальником гидроавиации Каспийского моря.

В Баку (к описываемому времени столице Азербайджана) оставалось довольно много офицеров, желавших вырваться из независимого Азербайджана и принять участие в борьбе с большевизмом. Азербайджанское муссаватистское правительство, хотя открыто и не противодействовало этим инициативам, симпатизировало скорее советской власти, чем Деникину, но было вынуждено оглядываться на англичан, которые стремились, после своего ухода с Каспия, оставить здесь боеспособные антибольшевистские силы.

В середине июня 1919 г. штабс-капитан Блюменфельд был командирован в Гурьев вместе со сформированным в Баку Гидро-авиационным отрядом. Отряд имел 6 гидросамолетов – 3 «М-9» с моторами «Сальмсон», 2 «М-5» с моторами «Моносупап» (один из них - № 5) и 1 «М-5» № 81 с мотором «Рон». В отряде числилось 6 офицеров – штабс-капитан Семен Георгиевич Усов, поручик Сосин, подпоручик Соловский, прапорщик по адмиралтейству Еремей Адольфович Кукуричкин, (в 1917 г. окончил Бакинскую школу морской авиации и оставлен инструктором), прапорщик Ивашиненко, 49 нижних чинов.

Из-за болезни Блюменфельд не смог отправиться со своим отрядом, и его временно возглавил офицер К.Павлов. На пароходе «Бакинец» техника и личный состав Гидро-авиационного отряда Уральской Армии были благополучно доставлены в Гурьев. Наличие этого отряда отмечается впервые в приказе по Уральской Армии от 23 июля 1919 г., когда упоминается зачисление туда прибывшего из ВСЮР лётчика-наблюдателя корнета Янушкевича.

Таким образом, к июлю 1919 г. в Гурьеве были сосредоточены 10-й авиационный отряд Юнгмейстера и Гидро-авиационный отряд, в командование которым вступил штабс-капитан Егоров. К этому времени в Гурьеве оказался посланец из Омска – военный летчик полковник Самойло, направленный к уральским казакам для оказания помощи при формировании авиационных частей. Полковник Самойло, вместе со штабс-капитаном Егоровым продолжили работу по подготовке Гидро-авиационного отряда к боевой деятельности.

В архиве сохранился доклад полковника Самойло Начальнику Воздушного Флота от 10 августа 1919 г. Наряду с определенным преувеличением собственной роли («До моего прибытия в Уральской Армии авиации не существовало…»), в нем содержится важная информация о составе авиационных частей Уральской Армии: «…Гидро-отрядом командует морской летчик Штаб-капитан Егоров, успевший выказать себя необыкновенно смелым и энергичным летчиком и начальником. Благодаря ему целая операция корпуса Генерала Тетроева (правильно – Тетруева – прим. авт.), под Астраханью, в средних числах Июля, была блестяще закончена в 2 полетов.

По сведениям Самойло, самолеты Уральской Армии распределялись следующим образом. В 10-м авиационном отряде полковника Юнгмейстера имелось 2 «Фарман-30», 2 «Фарман-20» с моторами «Рон» и 1 «Ньюпор-17». 8 июля было дано полковником Шереметьевским указание выделить представителю 10-го авиаотряда в Екатеринодаре прапорщику Черкасову «в собранном и готовом виде самолет Анасаль за №01017(8 или 3) с мотором Сальмсон за №6059 сделавши к нему пулеметную установку». Однако документов, подтверждающих отправку самолета «Анасаль» в 10-й авиационный отряд и боевое использование его там пока не обнаружено.

Гидро-авиационный отряд располагал 3 гидросамолетами «М-9» с моторами «Сальмсон», 2 гидросамолетами «М-5» с моторами «Моносупап», 1 гидросамолетом «М-5» с мотором «Рон» и 1 самолетом «Вуазен» - «оставшийся от бывшего отряда Уральской армии и отремонтированный гидро-отрядом… Бензина и масла… в размере 2-х месячной потребности.»

Кроме этого, имелись 4 английских самолета (вероятнее всего – 2 гидросамолета «Шорт-184», 1 – неустановленной модели и 1 «Сопвич», оставшийся от уральской авиации), которые все, по непонятной причине и, на наш взгляд, ошибочно, Самойло числит в составе 10-го авиаотряда. Позже эти машины по документам используются лишь Гидро-авиационным отрядом на побережье Каспийского моря. В этой связи обоснованным выглядит предположение, что английские гидросамолеты (2 «Шорт-184» и 1 не установленной модели) сразу же были переданы для эксплуатации в Гидро-авиационный отряд. Двухместный разведчик и легкий бомбардировщик «Сопвич», ранее состоявший в 9-м Уральском авиационном отряде – после ремонта был направлен для эксплуатации в 10-м авиационный отряд полковника Юнгмейстера.

Таким образом, суммарное количество машин, находившихся в начале боевой деятельности в Гидро-авиационном отряде Уральской Армии, может быть оценено в количестве 10 единиц, в том числе 3 «М-5», 3 «М-9», 2 «Шорт-184», 1 «Вуазен», 1 – неустановленного типа.

По окончанию формирования Самойло информировал Омск о том, что «…вся авиация Уральской армии мною сдана Военному летчику Полковнику Юнгмейстеру и должна, как мы условились и донесли Войсковому Атаману, получать все снабжение от Инспектора В.С.Ю.Р.» В свою очередь полковник Юнгмейстер доносил из Петровска Инспектору авиации ВСЮР: «Из Баку в г.Гурьев прибыл гидро-авиационный отряд с командиром и приступил к работе. Временное руководство им (снабжение) я принял на себя, – до Вашего распоряжения. Прошу о зачислении на техническое довольствие».

Какая-то часть (возможно 1-2 боевых звена) Гидро-авиационного отряда, имевшего значительное количество самолетов (10 машин) вскоре была переброшен из Гурьева на фронт Астраханского отряда Уральской Армии.

Оставшиеся в Гурьеве гидросамолеты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия, осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. Постоянно существовала опасность, что сильная советская Каспийская флотилия высадит десант в районе Гурьева, где практически не было казачьих частей и захватит эту важнейшую тыловую и транспортную базу, что сразу же сделало бы положение Уральской Армии безнадежным.

В мае 1919 г. Астраханский отряд под командованием подъесаула Сережникова начал медленное продвижение от Гурьева по побережью Каспийского моря к Астрахани. Тем самым для Уральской Армии открыто новое операционное направление. Предполагалось, что Астраханский отряд окажет содействие с востока частям ВСЮР, наступавшим на Астрахань с запада и юго-запада. 19 мая 1919 г. частями Астраханского отряда был занят важный советский опорный пункт – Джамбай. Дальнейшее наступление против частей 11-й советской армии при поддержке авиации привело к новому успеху и занятию села Ганюшкино.

Авиационная группа Гидро-авиационного отряда в Ганюшкино осуществляла поддержку с воздуха Астраханского отряда Уральской Армии, вело разведку в направлении Астрахани и в Северном Каспии. В августе 1919 г. штабс-капитан Егоров вылетел на бомбардировку позиций противника на самолете «Шорт-184», но вскоре после взлёта взорвались бомбы, которые держал на коленях летчик-наблюдатель. Погиб весь экипаж самолета, машина оказалась полностью уничтожена. Погибшего Егорова сменил штабс-капитан Г.Я.Блюменфельд. В августе 1919 г. он был назначен и.о. начальника, а 14 октября 1919 приказом № 112 по Уральской Отдельной Армии – начальником Гидро-авиационного отряда Уральской Армии.




Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm
Категория: История авиации Уральска | Добавил: donguluk (01.03.2010) | Автор: donguluk E W
Просмотров: 2276 | Теги: Колесников Валерий Николаевич, donguluk, Бурлин, Уральский авиаотряд, Бурлинская средняя школа, 航空 Авиация, рига, Рижский институт инженеров ГА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |