Начало нового
этапа существования авиации Уральской Армии связано с установлением весной 1919 г. связи Уральской
Армии через Каспий с Вооруженными силами Юга России. К июню 1919 г. переформированная и
воспрянувшая боевым духом Уральская Армия нанесла серьезное поражение советской
4-й армии, в ходе контрнаступления освободила почти всю территорию Войска, за
исключением блокированной в Уральске группировки войск 22-й СД. Авиационная группа Гидро-авиационного отряда в
Ганюшкино осуществляла поддержку с воздуха Астраханского отряда Уральской
Армии, вело разведку в направлении Астрахани и в Северном Каспии. В августе 1919 г. штабс-капитан Егоров
вылетел на бомбардировку позиций противника на самолете «Шорт-184», но вскоре
после взлёта взорвались бомбы, которые держал на коленях летчик-наблюдатель.
Погиб весь экипаж самолета, машина оказалась полностью уничтожена. Погибшего
Егорова сменил штабс-капитан Г.Я.Блюменфельд. В августе 1919 г.
он был назначен и.о. начальника, а 14 октября 1919 приказом № 112 по Уральской
Отдельной Армии – начальником Гидро-авиационного отряда Уральской Армии Начало нового
этапа существования авиации Уральской Армии связано с установлением весной 1919 г. связи Уральской Армии
через Каспий с Вооруженными силами Юга России. К июню 1919 г. переформированная и
воспрянувшая боевым духом Уральская Армия нанесла серьезное поражение советской
4-й армии, в ходе контрнаступления освободила почти всю территорию Войска, за
исключением блокированной в Уральске группировки войск 22-й СД. Действия
Уральской Армии теперь представляли реальную стратегическую опасность, как для
южного фланга советского Восточного фронта, так и для фланга группировки,
оборонявшейся в Поволжье. Над красными нависла угроза соединения Уральской
Армии с войсками Кавказской Армии генерала Врангеля, успешно наступавших на
Царицын и Саратовском направлении. Поддержка,
оказанная ВСЮР уральцам, стала решающей в восстановлении боеспособности авиации
Уральской Армии. 20 июня 1919
г., по приказу Инспектора авиации Вооруженных сил на Юге
России генерал-майора Кравцевича № 138, в Екатеринодаре началось формирование
10-го авиационного отряда «для обслуживания Уральского Войска». Командиром отряда
был назначен полковник Владимир Андреевич Юнгмейстер. Он был, бесспорно, очень
опытным и известным военным летчиком русской армии. Свою службу в авиации
поручик Юнгмейстер начал еще в 1913
г. в авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной
школы. С 2 марта 1914 он являлся командиром 5-й авиароты, затем – командовал
авиационным отрядом Гренадерского корпуса, а с 10 марта 1916 г. возглавлял 4-й
авиадивизион. В мировую войну за боевые заслуги был награжден орденами
Св.Станислава 3-й ст. с мечами и бантом, Св.Анны 3-й ст. с мечами и бантом,
Св.Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, Св.Анны 2-й ст. с мечами, Св.Анны 4-й
ст. с надписью «за храбрость». В аттестации 1916 г. как командира 4-го
авиаотряда говорилось: «…выдающийся лётчик, скромный, отличный товарищ,
прекрасных нравственных качеств». В ноябре 1918 г. он прибыл на службу
в Добровольческую Армию и прикомандирован к подвижной Авиационной базе, а 2
декабря 1918 г.
– произведен в полковники. В Екатеринодаре, помимо
полковника Юнгмейстера, в 10-й отряд были также зачислены на должности летчиков
поручик Борис Смирдин (как очевидно, приехавший с Урала), подпоручик Арзас
Аракелов, прапорщики Василий Алексеевич Черкасов и Александр Хангулянц. На
должности летчиков-наблюдателей назначались штабс-ротмистр Александров,
подпоручики Борис Михайлович Фон-дер-Вейде (иногда встречается написание
Ван-дер-Вейде) и Шиловцев. Об этих
офицерах известно довольно мало. Подпоручик Аракелов с 27 ноября 1918 г. был прикомандирован
к Авиационному парку Добровольческой Армии, с 11 по 17 мая 1919 г. в составе 2-го
взвода Офицерской Строевой Авиационной роты воевал на Манычском фронте.
Прапорщик Хангулянц с начала 1917
г. обучался в Севастопольской военно-авиационной школе и
25 ноября 1917 г.
удостоен звания «военный лётчик». С началом гражданской войны он служил в
Авто-части Добровольческой Армии, а 3 декабря 1918 г. прикомандирован к
Авиационному парку. В мае 1919
г. также воевал в 1-м взводе Офицерской Строевой
Авиационной роты на Маныче. Василий Алексеевич Черкасов произведен в прапорщики
23 февраля 1917 г.,
окончил Гатчинскую военно-авиационную школу и 25 ноября 1917 г. удостоен звания
«военный лётчик». В 1918 г.
проживал в Балаклаве, мобилизован в Добровольческую Армию, служил в Отдельной
инженерной роте Астраханского казачьего корпуса, а с 15 февраля 1919 г. – прикомандирован к
Управлению Инспектора Авиации ВСЮР. Окончание
формирования 10-го отряда 21 июня 1919 г. было отмечено Приказом Инспектора
Авиации вооруженных сил на Юге России №156: «§7. Приказом Главнокомандующего за
№1280 от 13 сего Июня 10-й Авиационный отряд сформирован с 8 сего Июня. Подлинный подписал
Генерал-майор Кравцевич». (даты по ст.стилю
– прим. авторов). 24 июня 1919 г. 10-й авиаотряд
отправился в распоряжение Атамана Уральского казачьего Войска. В Екатеринодаре в качестве
представителя для «выбивания» оборудования и запасных частей задержался
прапорщик В.А.Черкасов. Он сразу приступил к поискам для отряда «покрышек, руля
направления «Вуазена» (имевшегося в Гурьеве) и походной кузни». Точных сведений о материальной
части 10-го авиаотряда пока не найдено. Известно лишь, что из Екатеринодара в
Петровск (порт на Каспии, ныне – Махачкала) были доставлены как минимум 3
самолета – 1 «Ньюпор-17» и 2 «Фармана-20». «Ньюпор-17» являлся одним из лучших
одноместных самолетов-истребителей мировой войны и производился серийно с мая 1916 г. Самолет отличался
очень высокой для своего времени маневренностью, значительной скоростью (до 170 км/ч.),
скороподъемностью и прекрасными летными качествами. «Фарманы-20» составляли
основу вооружения русской военной авиации к началу мировой войны и в 1917 – 1918 гг., как более ранняя модификация, уступавшая
«Фарману-30», считались полностью устаревшей моделью. В то время, когда 10-й авиаотряд
полковника Юнгмейстера ожидал в Петровске отправки через Каспийское море на
территорию Войска, в Гурьев прибыла еще одна авиационная часть, предназначенная
для службы в Уральской Армии. История ее создания оказалась
довольно непростой. В марте 1919
г. на Каспий в Петровск прибыла 266-я британская
эскадрилья, гидросамолеты которой с мая по июль на борту бывших танкеров
«Аладер Юсанов» и «Орленок», переоборудованных в гидроавиатранспорты,
участвовали в налётах на Форт Александровский. К июлю 1919 г. английское военное
присутствие на Каспии начало сворачиваться. Каспийская флотилия и авиация,
после крайне трудных и долгих переговоров передавались в распоряжение
Вооруженных сил Юга России. Другая часть военного имущества, в том числе и
гидросамолеты бывшей 266-й эскадрильи – предназначена была Уральскому казачьему
Войску. 27 июля 1919
г. из Петровска в Гурьев прибыл гидроавиатранспорт
«Орленок», доставивший туда 2 британских гидросамолета «Шорт 184» для передачи
уральцам. Самолет фирмы «Шорт» «Тип-184» был создан по заказу британского
адмиралтейства как двухместный торпедоносец, разведчик и легкий бомбардировщик.
Он оказался очень удачным самолетом, с большой бомбовой нагрузкой (до 326 кг.), скоростным (до 140 км/ч) и надежным. В
мировой войне участвовало около 900 машин, в британском флоте использовались на
гидроавианосцах и гидроавиатранспортах. В марте 1916 г. на гидросамолетах
«Шорт» с авианосца «Виндекс» был совершен дерзкий налет на ангары с германскими
цеппелинами под Тондерном. В это же время в Баку, на базе
бывшей здесь до революции Бакинской школы морской авиации, штабс-капитан по
адмиралтейству Г.Я.Блюменфельд начал формировать отряд гидросамолетов. Блюменфельд (иногда встречается написание
«Блуменфельдт») начал свою службу писарем 1-й статьи 2-го Балтийского флотского
экипажа. 2 августа 1915 г.
он прибыл для учебы в Петроградскую школу морских лётчиков, а 24 октября 1917 г. был произведен в
подпоручики по адмиралтейству. Начало гражданской войны застало поручика
Блюменфельда в Баку. Он принял участие в борьбе против турецких войск и красных
в отряде Бичерахова. Приказом Главнокомандующего войсками и флотом Кавказа
генерал-майора Л.Бичерахова 14 августа 1918 г. поручик Блюменфельд был произведен в
штабс-капитаны по адмиралтейству. С 7 декабря 1918 г. Блюменфельд являлся
начальником Отдела гидроавиации (фактически – начальником Бакинской школы), а с
19 декабря 1918 г.
– начальником гидроавиации Каспийского моря. В Баку (к описываемому времени
столице Азербайджана) оставалось довольно много офицеров, желавших вырваться из
независимого Азербайджана и принять участие в борьбе с большевизмом.
Азербайджанское муссаватистское правительство, хотя открыто и не
противодействовало этим инициативам, симпатизировало скорее советской власти,
чем Деникину, но было вынуждено оглядываться на англичан, которые стремились,
после своего ухода с Каспия, оставить здесь боеспособные антибольшевистские
силы. В середине
июня 1919 г.
штабс-капитан Блюменфельд был командирован в Гурьев вместе со сформированным в
Баку Гидро-авиационным отрядом. Отряд имел 6 гидросамолетов – 3 «М-9» с
моторами «Сальмсон», 2 «М-5» с моторами «Моносупап» (один из них - № 5) и 1
«М-5» № 81 с мотором «Рон». В отряде числилось 6 офицеров – штабс-капитан Семен
Георгиевич Усов, поручик Сосин, подпоручик Соловский, прапорщик по
адмиралтейству Еремей Адольфович Кукуричкин, (в 1917 г.
окончил Бакинскую школу морской авиации и оставлен инструктором), прапорщик Ивашиненко,
49 нижних чинов.
Из-за
болезни Блюменфельд не смог отправиться со своим отрядом, и его временно
возглавил офицер К.Павлов. На пароходе «Бакинец» техника и личный состав Гидро-авиационного
отряда Уральской Армии были благополучно доставлены в Гурьев. Наличие этого отряда
отмечается впервые в приказе по Уральской Армии от 23 июля 1919 г., когда упоминается
зачисление туда прибывшего из ВСЮР лётчика-наблюдателя корнета Янушкевича. Таким образом, к июлю 1919 г. в Гурьеве были
сосредоточены 10-й авиационный отряд Юнгмейстера и Гидро-авиационный отряд, в
командование которым вступил штабс-капитан Егоров. К этому времени в Гурьеве
оказался посланец из Омска – военный летчик полковник Самойло, направленный к
уральским казакам для оказания помощи при формировании авиационных частей.
Полковник Самойло, вместе со штабс-капитаном Егоровым продолжили работу по
подготовке Гидро-авиационного отряда к боевой деятельности. В архиве сохранился доклад
полковника Самойло Начальнику Воздушного Флота от 10 августа 1919 г. Наряду с
определенным преувеличением собственной роли («До моего прибытия в Уральской
Армии авиации не существовало…»), в нем содержится важная информация о составе
авиационных частей Уральской Армии: «…Гидро-отрядом командует морской летчик Штаб-капитан Егоров, успевший
выказать себя необыкновенно смелым и энергичным летчиком и начальником.
Благодаря ему целая операция корпуса Генерала Тетроева (правильно – Тетруева –
прим. авт.), под Астраханью, в средних числах Июля, была блестяще закончена в 2
полетов. По сведениям Самойло,
самолеты Уральской Армии распределялись следующим образом. В 10-м авиационном
отряде полковника Юнгмейстера имелось 2 «Фарман-30», 2 «Фарман-20» с моторами
«Рон» и 1 «Ньюпор-17». 8 июля
было дано полковником Шереметьевским указание выделить представителю 10-го
авиаотряда в Екатеринодаре прапорщику Черкасову «в собранном и готовом виде самолет
Анасаль за №01017(8 или 3) с мотором Сальмсон за №6059 сделавши к нему
пулеметную установку». Однако документов, подтверждающих отправку самолета
«Анасаль» в 10-й авиационный отряд и боевое использование его там пока не
обнаружено. Гидро-авиационный отряд
располагал 3 гидросамолетами «М-9» с моторами «Сальмсон», 2 гидросамолетами
«М-5» с моторами «Моносупап», 1 гидросамолетом «М-5» с мотором «Рон» и 1
самолетом «Вуазен» - «оставшийся
от бывшего отряда Уральской армии и отремонтированный гидро-отрядом… Бензина и
масла… в размере 2-х месячной потребности.» Кроме этого, имелись 4 английских самолета
(вероятнее всего – 2 гидросамолета «Шорт-184», 1 – неустановленной модели и 1
«Сопвич», оставшийся от уральской авиации), которые все, по непонятной причине
и, на наш взгляд, ошибочно, Самойло числит в составе 10-го авиаотряда. Позже
эти машины по документам используются лишь Гидро-авиационным отрядом на
побережье Каспийского моря. В этой связи обоснованным выглядит предположение,
что английские гидросамолеты (2 «Шорт-184» и 1 не установленной модели) сразу
же были переданы для эксплуатации в Гидро-авиационный отряд. Двухместный
разведчик и легкий бомбардировщик «Сопвич», ранее
состоявший в 9-м Уральском авиационном отряде – после ремонта был
направлен для эксплуатации в 10-м авиационный отряд полковника Юнгмейстера. Таким образом, суммарное количество машин,
находившихся в начале боевой деятельности в Гидро-авиационном отряде Уральской
Армии, может быть оценено в количестве 10 единиц, в том числе 3 «М-5», 3 «М-9»,
2 «Шорт-184», 1 «Вуазен», 1 – неустановленного типа. По окончанию формирования Самойло информировал
Омск о том, что «…вся авиация Уральской армии мною сдана Военному летчику
Полковнику Юнгмейстеру и должна, как мы условились и донесли Войсковому
Атаману, получать все снабжение от Инспектора В.С.Ю.Р.» В свою очередь
полковник Юнгмейстер доносил из Петровска Инспектору авиации ВСЮР: «Из Баку в
г.Гурьев прибыл гидро-авиационный отряд с командиром и приступил к работе.
Временное руководство им (снабжение) я принял на себя, – до Вашего
распоряжения. Прошу о зачислении на техническое довольствие». Какая-то часть
(возможно 1-2 боевых звена) Гидро-авиационного отряда, имевшего значительное
количество самолетов (10 машин) вскоре была переброшен из Гурьева на фронт
Астраханского отряда Уральской Армии. Оставшиеся в Гурьеве гидросамолеты отряда (4-6 машин)
вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного
Каспия, осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей,
обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам
между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. Постоянно существовала
опасность, что сильная советская Каспийская флотилия высадит десант в районе
Гурьева, где практически не было казачьих частей и захватит эту важнейшую
тыловую и транспортную базу, что сразу же сделало бы положение Уральской Армии
безнадежным. В мае 1919
г. Астраханский отряд под командованием подъесаула
Сережникова начал медленное продвижение от Гурьева по побережью Каспийского
моря к Астрахани. Тем самым для Уральской Армии открыто новое операционное
направление. Предполагалось, что Астраханский отряд окажет содействие с востока
частям ВСЮР, наступавшим на Астрахань с запада и юго-запада. 19 мая 1919 г. частями
Астраханского отряда был занят важный советский опорный пункт – Джамбай. Дальнейшее
наступление против частей 11-й советской армии при поддержке авиации привело к
новому успеху и занятию села Ганюшкино. Авиационная группа Гидро-авиационного отряда в
Ганюшкино осуществляла поддержку с воздуха Астраханского отряда Уральской
Армии, вело разведку в направлении Астрахани и в Северном Каспии. В августе 1919 г. штабс-капитан Егоров
вылетел на бомбардировку позиций противника на самолете «Шорт-184», но вскоре
после взлёта взорвались бомбы, которые держал на коленях летчик-наблюдатель.
Погиб весь экипаж самолета, машина оказалась полностью уничтожена. Погибшего
Егорова сменил штабс-капитан Г.Я.Блюменфельд. В августе 1919 г.
он был назначен и.о. начальника, а 14 октября 1919 приказом № 112 по Уральской
Отдельной Армии – начальником Гидро-авиационного отряда Уральской Армии.
Источник: http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm |