Первым естественным
порывом курсантов было немедленно всем идти на фронт. Но начальник училища
сказал на митинге, что, горячо одобряя наш патриотический порыв, командование
считает необходимым продолжить обучение курсантов. Фронту нужны хорошо
обученные, умелые летчики. Вооруженные
большим количеством танков и самолетов, хорошо технически оснащенные и
механизированные, фашистские армии рвались в глубь страны. Пожар войны к осени
сорок первого уже вовсю бушевал в Прибалтике, Белоруссии, на Украине. Враг
захватил значительную часть территории нашей Родины. Осенью нашему
авиационному училищу было приказано эвакуироваться. Путь нас ожидал нелегкий и
далекий. Самолеты перегоняли инструкторы. Мы же уходили, как говорят, с полной
боевой выкладкой. Первый отрезок маршрута Ворошиловград — Сталинград преодолели
пешком. От Сталинграда до Саратова плыли пароходом. Из Саратова в Уральск ехали
поездом.
Мы уходили в тыл,
а фронт шел за нами. Тревожное зарево пожаров обгоняло нас на флангах, теснило
с запада, оставляя свободным лишь путь на восток. Горький дым стлался по степи.
Где-то на корню горели хлеба. В ночном небе над нами гудели вражеские
бомбардировщики, бросая осветительные ракеты. А на Южном Урале
стояла тишина. Сюда не залетали даже вражеские разведчики. Начались напряженные
дни учебы. Сорокаградусные морозы и снежные заносы на аэродроме, теснота и
неустроенность. Жили мы, прямо скажем, не сытно. Но никто не хныкал, не жаловался.
Каждый курсант стремился скорее стать боевым летчиком. Правда, в эту
тяжелую пору было немало организационных неувязок. Так, сначала наш курс
планировали выпустить пилотами на скоростных бомбардировщиках. Потом вдруг программу
изменили. Когда настало время идти в боевой полк, нас срочно начали переучивать
на пикирующие бомбардировщики. И опять начались полеты по кругу, в зону, по
маршруту, строем. Ну, казалось, на этот раз все. Скоро — на фронт. А перед
самым выпуском — ошеломляющая новость. Будем учиться летать на штурмовиках. Двоякое чувство в
то время испытывали мы. Очередная оттяжка с выпуском, естественно, огорчала
нас, зато перспектива быстро освоить новую боевую технику воодушевляла. Конструкторское
бюро С. В. Ильюшина выпустило необычный самолет-штурмовик. Подобной машины не
было ни в какой другой армии мира. Наши авиационные заводы уже приступили к
серийному выпуску этого грозного самолета. Для него нужны были летчики. Несколько
ознакомительных полетов на новой машине, затем еще два-три полета на боевое
применение, и вот уже мы, первые выпускники на Ил-2, направляемся в запасной
полк. Там вскоре и были вручены нам фронтовые предписания. |