Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Пятница, 03.05.2024, 03.39.33
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » История авиации Уральска

Вражеская авиация над Уральском

Об использовании авиации в Уральске в период Великой Отечественной войны в периодической печати сведений мало, а имеющиеся носят довольно противоречивый характер. О том, что Уральск был достаточно привлекательным объектом для  вражеской авиации, в некоторых источниках упоминается, но подробности часто не совпадают.

Мало кто знает, но немцы планировали взять Уральск 1 сентября 1942 года. С этого должен был начаться захват территории Казахстана. Советскому командованию попала схема наступления немецких войск в Сталинградском направлении, в которой указывались города, которые должны быть взяты немцами. Уральск был обведен в черный кружок под датой 1 сентября. Это означало, что в этот день фашисты должны уже хозяйничать в казахстанском городе.

Этим планам не суждено было сбыться, немцев тогда остановили под Сталинградом. 16 сентября 1942 года по указанию Военного совета Сталинградского фронта Уральск был включен в фронтовую зону. А через 10 дней специальным распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР – в число пунктов противовоздушной обороны страны, поскольку вражеская авиация начала массированные бомбовые удары по наиболее важным объектам Западного Казахстана.

Над Уральском тоже пролетал вражеский самолет – летчик хотел разбомбить мост через реку Урал, по которому на фронт отправлялись продовольствие и оружие. Его перехватили советские летчики-истребители, заставили приземлиться. В самолете обнаружили документы, яды для отравления колодцев, советские деньги для подкупа населения, утверждается в одной из статей.

Однако в Интернете я нашёл и несколько отличную версию произошедшего. Летом 1942 года в небе над Уральском появился "Юнкерс".Он вызвал понятную панику среди военных и НКВД, обстрелял пассажирский поезд у Урбаха, пролетел над стратегическим объектом -железнодорожным мостом через Урал и ушел дальше на восток. Срочно была организована воздушная и автомобильная разведка, но возможная высадка диверсантов не подтвердилась. Через несколько дней в городе прошел слух,что, мол,немцев видели в Уральске. Конечно, это было не так. За немцев в этот раз приняли польских солдат, которые в часы стоянки поезда разбрелись по окрестностям , чтобы прикупить продуктов. 

А вот ещё одна версия изложения описания событий того времени, которую представил П.Белан.

В дни Сталинградской битвы, в период наибольшего продвижения врага вглубь СССР, Западный Казахстан до реки Урал входил в тыловой район Сталинградского фронта. В сентябре 1942 года на этой территории было объявлено военное положение, а в Уральске и Гурьеве образованы городские комитеты обороны, объединившие власть государственных, партийных и военных органов.

В этот период немецкая авиация стала появляться и в небе Казахстана. Она пыталась активно помешать движению поездов по единственной магистрали, ведущей к волжской твердыне, – дороге Урбах – Верхний Баскунчак – Заплавное, в том числе и на ее казахстанском участке. На железнодорожные перегоны немецкие бомбардировщики совершили около 20 налетов, на станцию Шунгай – 24, на Сайхин – 36, на Джаныбек – около 40 налетов. Советскому командованию пришлось выделить для прикрытия казахстанского участка железной дороги 4 батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, 4 зенитных бронепоезда, 2 полка зенитной артиллерии и 3 полка истребительной авиации противовоздушной обороны. Было сбито около 30 вражеских бомбардировщиков.

Прикрытые с воздуха города, аулы и села Западного Казахстана выполнили большой и разнообразный объем работ по обслуживанию фронта.

Уральск стал практически прифронтовым городом:сюда были эвакуированы несколько военных училищ.немало госпиталей. На западные районы области совершала налеты немецкая авиация,там были установлены зенитные батареи. В самом городе ввели затемнение. создавались истребительные батальоны для борьбы с вражескими парашютистами,начали отрывать щели - убежища и т.д.. Дыхание войны в Уральске ощущалось явно.

В театр военных действий Сталинградского фронта была включена широкая полоса вдоль линии Джанибек – Сайхин – Шунгай Рязано-Уральской железной дороги, подвергавшейся систематическим налетам фашистской авиации. Наиболее сильные удары немецко-фашистская авиация нанесла по Джанибеку. В групповых налетах принимало участие до 30 самолетов одновременно.

Железнодорожная станция Джанибек представляла собой основную перевалочную базу для проходящих на фронт и обратно эшелонов. По этой дороге шли боеприпасы, продовольствие, пополнение на фронт; обратно – эшелоны с ранеными. В Джанибеке поезда останавливались, чтобы пополнить запасы воды на водокачке, а также заправиться горючим. Эта дорога стала дорогой жизни. Была и еще одна причина повышенного внимания фашистов к региону. Через южные районы Западного Казахстана была проложена линия связи Сталинградского фронта со Ставкой Верховного Главнокомандующего. Немцы всеми силами пытались уничтожить эту линию.

Поселок Джанибек, как один из стратегических объектов прифронтовой зоны, подвергался постоянным и непрерывным обстрелам с воздуха. В печати приводится рассказ об одной женщине, звали ее Лидия Сидорович. Она работала техничкой в райкоме партии, и дом ее находился далеко от всех объектов, интересовавших немцев. Но фашисты сбросили сначала одну бомбу перед ее домом, которая убила двоих раненых солдат. Вторая бомба целенаправленно была сброшена во двор, где играли двое ее детей – четырехлетняя девочка с четырехмесячным братиком. Мальчика просто разорвало снарядом, девочка чудом осталась жива. После войны, по словам местных жителей, это была уже взрослая женщина, но лицо ее было в шрамах от осколков той самой бомбы, – рассказывает Павел Романович. Сколько мирных западноказахстанцев погибло в этой войне, никто не знает. Такие подсчеты просто никогда не велись.

Чтобы отвлечь внимание врага от настоящих авиабаз и прочих военных объектов, в области были построены ложные аэродромы, удаленные от действительных. В строительстве двух ложных аэродромов в районе станции Сайхин и поселка Конституция принимало участие местное население. Здесь были построены ангары, макеты самолетов, взлетная полоса. И враг клюнул на приманку, только на один такой аэродром, расположенный у станции Сайхин, немецкие бомбардировщики сбросили 70 бомб.

А на джанибекскую водопроводную башню, построенную еще до революции и в годы войны представлявшую собой стратегический объект первостепенной важности, немцы сбросили пятисоткилограммовую бомбу. В результате водокачка лопнула, а это означало, что эшелоны с ранеными остались без воды. Чтобы не допустить этого, местные жители стянули стены водокачки обручами, и она, как раненый солдат, продолжала служить. Рядом находилась зенитная установка, которая сбивала немецкие самолеты. Фашисты разбомбили ее, при этом погибли десять девушек-зенитчиц. После этого случая сама зенитная установка была поднята как раз на водокачку. И до конца Сталинградской битвы она находилась там.

Здесь же, недалеко от Джанибека, проходила известная Гатчинская дивизия. Она также подверглась бомбовым ударам и несла огромные потери. Солдаты этой дивизии были похоронены тут же, в братской могиле. После войны их родственники писали письма в Джанибекский райком с просьбой позаботиться о могиле. Местные следопыты отыскали это место в степи, теперь там установлен памятник.

Аналогично воспроизводит события того времени, так или иначе связанных с авиацией Приуралья, ещё один источник

15 сентября 1942 года ГКО области ввел военное положение, Уральск был включен во фронтовую зону.

Началось строительство шести оборонительных рубежей. Были отведены земельные участки под строительство 10 аэродромов в Чапаевском, Ушаковском, Тайпакском, Зеленовском районах ЗКО.

В Западный Казахстан были направлены для размещения личный состав и материальные ценности более 120 частей Сталинградского фронта, в том числе 8-я воздушная армия. На станциях Сайхан, Джанибек и Шунгай, кроме авиционных частей разместились склады 1-й танковой и 57-й армии.

 В Уральске был развернут крупный военно-оперативный узел связи. Вдоль реки Урал от Гурьева были размещены суда «Волготанкер», прибывшие из-под Сталинграда, военные катера Каспийской и Волжской флотилий. Число эвакуироанных госпиталей в Западном Казахстане увеличилось до 20. 

Немецко-фашистская авиция совершая групповые налеты на ст. Сайхан, Шунгай, Джанибек, причинила большой ущерб народному хозяйству на сумму свыше 7 млн. руб. Значительными были людские потери. Однако это не смогло парализовать единственную железнодорожную коммуникацию войск Сталинградского фронта Уральск-Урбах-Астрахань. Казахстан оказал огромную помощь Сталинградскому фронту.

Судьба Западно-Казахстанской области в годы Великой Отечественной войны трагичная и уникальная одновременно. Но об этом, кроме самих людей, переживших все тяготы войны, мало кто знал почти до середины 70-х годов. О трагической судьбе Джанибека тогда случайно узнал преподаватель истории Уральского пединститута Павел Букаткин, приехавший в поселок для набора студентов. Вернувшись в Уральск, он сделал сообщение на конференции. Оказалось, даже именитые историки не знали о том, что Западный Казахстан был прифронтовой зоной. Более того, когда Букаткин поехал в Академию наук СССР, чтобы получить пропуск для работы в архиве Министерства обороны страны, ему сообщили: "Вас ввели в глубокое заблуждение. Общеизвестно, что Казахстан в годы войны был глубоким тылом и никаких военных действий там никогда не было!”


Категория: История авиации Уральска | Добавил: donguluk (27.03.2010) | Автор: donguluk E W
Просмотров: 2751 | Теги: Рижский институт ГА, Колесников Валерий Николаевич, Maxim, donguluk, Бурлин, Уральский авиаотряд, 航空 Авиация, рига, Казаэронавигация | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |