Об использовании
авиации в Уральске в период Великой Отечественной войны в периодической печати
сведений мало, а имеющиеся носят довольно противоречивый характер. О том, что
Уральск был достаточно привлекательным объектом для вражеской авиации, в некоторых источниках
упоминается, но подробности часто не совпадают. Мало кто знает,
но немцы планировали взять Уральск 1 сентября 1942 года. С этого должен был
начаться захват территории Казахстана. Советскому командованию попала схема
наступления немецких войск в Сталинградском направлении, в которой указывались
города, которые должны быть взяты немцами. Уральск был обведен в черный кружок
под датой 1 сентября. Это означало, что в этот день фашисты должны уже
хозяйничать в казахстанском городе. Этим планам не
суждено было сбыться, немцев тогда остановили под Сталинградом. 16 сентября
1942 года по указанию Военного совета Сталинградского фронта Уральск был
включен в фронтовую зону. А через 10 дней специальным распоряжением Совета
Народных Комиссаров СССР – в число пунктов противовоздушной обороны страны,
поскольку вражеская авиация начала массированные бомбовые удары по наиболее
важным объектам Западного Казахстана. Над Уральском
тоже пролетал вражеский самолет – летчик хотел разбомбить мост через реку Урал,
по которому на фронт отправлялись продовольствие и оружие. Его перехватили
советские летчики-истребители, заставили приземлиться. В самолете обнаружили
документы, яды для отравления колодцев, советские деньги для подкупа населения,
утверждается в одной из статей.
Однако в Интернете
я нашёл и несколько отличную версию произошедшего. Летом 1942 года в небе над
Уральском появился "Юнкерс".Он вызвал понятную панику среди военных и
НКВД, обстрелял пассажирский поезд у Урбаха, пролетел над стратегическим
объектом -железнодорожным мостом через Урал и ушел дальше на восток. Срочно
была организована воздушная и автомобильная разведка, но возможная высадка
диверсантов не подтвердилась. Через несколько дней в городе прошел слух,что, мол,немцев
видели в Уральске. Конечно, это было не так. За немцев в этот раз приняли
польских солдат, которые в часы стоянки поезда разбрелись по окрестностям , чтобы
прикупить продуктов.
А вот ещё одна версия
изложения описания событий того времени, которую представил П.Белан. В дни Сталинградской
битвы, в период наибольшего продвижения врага вглубь СССР, Западный Казахстан
до реки Урал входил в тыловой район Сталинградского фронта. В сентябре 1942
года на этой территории было объявлено военное положение, а в Уральске и
Гурьеве образованы городские комитеты обороны, объединившие власть государственных,
партийных и военных органов. В этот период немецкая
авиация стала появляться и в небе Казахстана. Она пыталась активно помешать
движению поездов по единственной магистрали, ведущей к волжской твердыне, –
дороге Урбах – Верхний Баскунчак – Заплавное, в том числе и на ее казахстанском
участке. На железнодорожные перегоны немецкие бомбардировщики совершили около
20 налетов, на станцию Шунгай – 24, на Сайхин – 36, на Джаныбек – около 40
налетов. Советскому командованию пришлось выделить для прикрытия казахстанского
участка железной дороги 4 батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи,
4 зенитных бронепоезда, 2 полка зенитной артиллерии и 3 полка истребительной
авиации противовоздушной обороны. Было сбито около 30 вражеских
бомбардировщиков. Прикрытые с воздуха
города, аулы и села Западного Казахстана выполнили большой и разнообразный
объем работ по обслуживанию фронта. Уральск стал
практически прифронтовым городом:сюда были эвакуированы несколько военных
училищ.немало госпиталей. На западные районы области совершала налеты немецкая
авиация,там были установлены зенитные батареи. В самом городе ввели затемнение.
создавались истребительные батальоны для борьбы с вражескими
парашютистами,начали отрывать щели - убежища и т.д.. Дыхание войны в Уральске
ощущалось явно. В театр военных
действий Сталинградского фронта была включена широкая полоса вдоль линии
Джанибек – Сайхин – Шунгай Рязано-Уральской железной дороги, подвергавшейся
систематическим налетам фашистской авиации. Наиболее сильные удары
немецко-фашистская авиация нанесла по Джанибеку. В групповых налетах принимало
участие до 30 самолетов одновременно. Железнодорожная
станция Джанибек представляла собой основную перевалочную базу для проходящих
на фронт и обратно эшелонов. По этой дороге шли боеприпасы, продовольствие,
пополнение на фронт; обратно – эшелоны с ранеными. В Джанибеке поезда
останавливались, чтобы пополнить запасы воды на водокачке, а также заправиться
горючим. Эта дорога стала дорогой жизни.
Была и еще одна причина повышенного внимания фашистов к
региону. Через южные районы Западного Казахстана была проложена линия связи
Сталинградского фронта со Ставкой Верховного Главнокомандующего. Немцы всеми силами
пытались уничтожить эту линию.
Поселок Джанибек,
как один из стратегических объектов прифронтовой зоны, подвергался постоянным и
непрерывным обстрелам с воздуха.
В печати приводится рассказ об одной женщине, звали ее Лидия
Сидорович. Она работала техничкой в райкоме партии, и дом ее находился далеко
от всех объектов, интересовавших немцев. Но фашисты сбросили сначала одну бомбу
перед ее домом, которая убила двоих раненых солдат. Вторая бомба
целенаправленно была сброшена во двор, где играли двое ее детей – четырехлетняя
девочка с четырехмесячным братиком. Мальчика просто разорвало снарядом, девочка
чудом осталась жива. После войны, по словам местных жителей, это была уже
взрослая женщина, но лицо ее было в шрамах от осколков той самой бомбы, –
рассказывает Павел Романович. Сколько мирных западноказахстанцев погибло в этой
войне, никто не знает. Такие подсчеты просто никогда не велись. Чтобы отвлечь
внимание врага от настоящих авиабаз и прочих военных объектов, в области были
построены ложные аэродромы, удаленные от действительных. В строительстве двух
ложных аэродромов в районе станции Сайхин и поселка Конституция принимало
участие местное население. Здесь были построены ангары, макеты самолетов, взлетная
полоса. И враг клюнул на приманку, только на один такой аэродром, расположенный
у станции Сайхин, немецкие бомбардировщики сбросили 70 бомб. А на джанибекскую
водопроводную башню, построенную еще до революции и в годы войны представлявшую
собой стратегический объект первостепенной важности, немцы сбросили
пятисоткилограммовую бомбу. В результате водокачка лопнула, а это означало, что
эшелоны с ранеными остались без воды. Чтобы не допустить этого, местные жители
стянули стены водокачки обручами, и она, как раненый солдат, продолжала
служить. Рядом находилась зенитная установка, которая сбивала немецкие
самолеты. Фашисты разбомбили ее, при этом погибли десять девушек-зенитчиц.
После этого случая сама зенитная установка была поднята как раз на водокачку. И
до конца Сталинградской битвы она находилась там. Здесь же,
недалеко от Джанибека, проходила известная Гатчинская дивизия. Она также
подверглась бомбовым ударам и несла огромные потери. Солдаты этой дивизии были
похоронены тут же, в братской могиле. После войны их родственники писали письма
в Джанибекский райком с просьбой позаботиться о могиле. Местные следопыты
отыскали это место в степи, теперь там установлен памятник. Аналогично
воспроизводит события того времени, так или иначе связанных с авиацией
Приуралья, ещё один источник 15 сентября 1942 года ГКО области ввел военное
положение, Уральск был включен во фронтовую зону. Началось строительство шести оборонительных
рубежей. Были отведены земельные участки под строительство 10 аэродромов в
Чапаевском, Ушаковском, Тайпакском, Зеленовском районах ЗКО. В Западный Казахстан были направлены для
размещения личный состав и материальные ценности более 120 частей
Сталинградского фронта, в том числе 8-я воздушная армия. На станциях Сайхан,
Джанибек и Шунгай, кроме авиционных частей разместились склады 1-й танковой и
57-й армии. В Уральске был развернут крупный военно-оперативный узел связи. Вдоль
реки Урал от Гурьева были размещены суда «Волготанкер», прибывшие из-под
Сталинграда, военные катера Каспийской и Волжской флотилий. Число эвакуироанных
госпиталей в Западном Казахстане увеличилось до 20. Немецко-фашистская авиция совершая групповые налеты
на ст. Сайхан, Шунгай, Джанибек, причинила большой ущерб народному хозяйству на
сумму свыше 7 млн. руб. Значительными были людские потери. Однако это не смогло
парализовать единственную железнодорожную коммуникацию войск Сталинградского
фронта Уральск-Урбах-Астрахань. Казахстан оказал огромную помощь
Сталинградскому фронту. Судьба
Западно-Казахстанской области в годы Великой Отечественной войны трагичная и
уникальная одновременно. Но об этом, кроме самих людей, переживших все тяготы
войны, мало кто знал почти до середины 70-х годов. О трагической судьбе
Джанибека тогда случайно узнал преподаватель истории Уральского пединститута
Павел Букаткин, приехавший в поселок для набора студентов. Вернувшись в
Уральск, он сделал сообщение на конференции. Оказалось, даже именитые историки
не знали о том, что Западный Казахстан был прифронтовой зоной. Более того,
когда Букаткин поехал в Академию наук СССР, чтобы получить пропуск для работы в
архиве Министерства обороны страны, ему сообщили: "Вас ввели в глубокое
заблуждение. Общеизвестно, что Казахстан в годы войны был глубоким тылом и
никаких военных действий там никогда не было!” |