| Аэропорт! Стою у трапа самолёта… «Из песни Ю. Антонова»
|
Именно так, «у трапа самолёта» начиналась моя трудовая жизнь. Аэропорт – как символ предвкушения полёта, огромного чистого неба,
ожидания свободного парения. Ведь взгляд на земное с высоты позволяет увидеть
пространство жизни в его перспективе, осознать границы своих возможностей.
Человек живёт на земле, а путь свой ищет в небе. Мне повезло. Свой трудовой путь я
начинала с небесной заводи, что очень романтизировало и без того легкомысленную
девчоночью натуру. Попала я в аэропорт случайно, даже для меня самой
неожиданно. И вот теперь с высоты более чем тридцатипятилетней давности пытаюсь
рассмотреть неизбежность тех событий. Как это было? Что предшествовало? Могло
ли быть иначе? До поступления на работу я училась в Уральском
сельскохозяйственном техникуме, где
получала специальность агронома. На третьем и четвёртом курсе предмет
защиту растений у нас вела Галина Александровна Королёва. Она любила свой
предмет, следила за научными изысканиями, водила нас на экскурсии в
«Сортсемовощ», на метеостанцию и всегда держала нас в курсе последних
достижений. Красивая, модная (даже сказала бы стильная), уверенная в себе
женщина, вызывала у меня желание быть на неё похожей. Она обладала хорошим
чувством юмора, умением держать внимание аудитории и в нужное время разрядить
обстановку каким-то неожиданным вопросом или шуткой. В общем, я относилась к
ней с большой симпатией. Не одна она была «звездою» нашего техникума. Запомнились
преподаватели по ботанике, математике, физике и многие другие по специальным
предметам обществоведению, растениеводству, механизации, военному делу. Такие замечательные
педагоги, красивые люди. Но почему-то именно Галина Александровна взяла на себя
труд устраивать моё будущее. На четвёртом курсе она впервые пригласила меня к себе в
гости, и с этого времени я стала считать себя её подругой, рассказывая про свои
влюблённости и слушая её советы. Мне было очень интересно с ней разговаривать,
я буквально ловила каждое её слово и по пути домой прокручивала в уме все
детали нашего разговора. Когда подошёл период распределения, Галина Александровна
говорит: «Тебе сельское хозяйство не подойдёт. Мы тебя выдадим замуж за
лётчика. А сначала устроим в аэропорт. Я поговорю с Клишиным (наш заведующий
учебной частью) и с мужем». У меня дух захватило от такого поворота событий, и,
конечно, я обрадовалась. Галина Александровна и Владимир Иванович Королёвы
пришли впервые к нам в гости поговорить с моей мамой. Как-то, уже значительно позже, она призналась: «Я всегда
любовалась тобой и думала: что она здесь (в техникуме) делает? Это же не её
место». А кто может знать, какое место судьба готовит человеку? В молодые годы
об этом мало кто задумывается. Кажется, что счастье ждёт тебя на каждой тропке,
за каждым поворотом. Вскоре Владимир Иванович предложил мне прийти с документами
для трудоустройства, не выжидая полагающегося после учебы отпуска. Первое марта 1974 года. Начало весны. Начало трудовой жизни,
а ещё материальной самостоятельности и финансовой свободы от мамы думала я,
вступая в новую жизнь. Запомнился первый рабочий день. Утро. Я впервые приехала в аэропорт. Ни разу
здесь раньше не была. Это «новый аэропорт». Был ещё «старый», куда Галина
Александровна водила нас на экскурсию, чтобы показать, как работает
метеослужба. Вышла из автобуса, осматриваюсь: куда идти. Аэровокзала нет,
какие то мелкие постройки, хотя на перроне стоял уже большой современный
самолёт, Ил-18, как я узнала позже. Одно
единственное здание из красного кирпича. Это была типовая пятиэтажная
гостиница, в которой размещались все службы. Даже гадать не о чём, вокруг
степь, больше идти не куда. Владимир Иванович, протекция которого обеспечивала
мне трудоустройство, так и сказал: «Легко найдёшь, там всего одно здание. В нём
пока всё в одном». Спросила у сотрудников, одетых в красивую синюю форму: как
пройти в отдел кадров? Все куда-то спешат, но отвечают вежливо:
останавливаются, показывают и рассказывают. Мне это сразу понравилось. И я
начала проникаться симпатией к этому месту, что называется ещё с первого шага. Аким Иванович Логашкин – начальник отдела кадров
заговорщическим тоном пояснил мне, что поскольку авиаотряду агрономы как
специалисты не требуются, мы не можем принять тебя по специальности. Но
учитывая, что авиация у нас сельскохозяйственного направления, а у тебя
свободное трудоустройство без обязательной отработки, мы пока временно возьмём
тебя оператором в бухгалтерию. Только в трудовой книжке не будем указывать, в
какую службу, чтобы не привлекать внимания каких-нибудь проверяющих. Я слушала
его и кивала в знак согласия, удивляясь его «дальновидности». Надо сказать у
меня в памяти Аким Иванович остался доброжелательным, бескорыстным, участливым
к судьбам людей человеком. Говорил он много, быстро, мысли его перетекали из
одной в другую, разливаясь широким морем, которому, иногда казалось, нет ни
конца, ни края. Он любил помогать людям, чем мог. В одних случаях, до хрипоты
отстаивая требования трудового законодательства, защищающего права сотрудника,
или предприятия, в других, напрягая все силы неистощимого ума, он умел найти
«обоснования» для лазейки в строгом и не всегда совершенном законе. И вот впервые у меня появилась трудовая книжка и в ней
первая запись: «До поступления в Уральский ОАО производственного стажа не
имеет. Уральский объединённый авиаотряд:
1. 1974.03.01. Принята на должность оператора (и оставлено
место, чтобы в случае необходимости можно было дописать, ведь знал же, что
службу надо обязательно указывать)» Аким Иванович привёл меня в бухгалтерию и представил как
новую сотрудницу. Старший бухгалтер, осуществляющая контроль и учёт по расчётам
и начислению зарплаты (не помню имени отчества) спрашивает: «На калькуляторе
умеете считать?»
- Нет, - отвечаю, – нас не учили. А на счётах
умею. Вижу на лице её недоумение и переглядывание с другими
сотрудницами. Вздыхает: «Ну что же вам дать? Вот возьмите расчётную ведомость и
подбейте итог по каждой колонке».
- Хорошо, - обрадовалась я. С этим легко могу
справиться, я-то боялась, что заставят делать то, чего я не умею. Не спеша, мне
ведь торопиться некуда, я уже на работе, и потом, чтобы не ошибиться, а
пересчитывать пришлось по нескольку раз, то собьюсь со счёта, то копейки не
хватает в итоге, я сидела с этой ведомостью чуть ли не до конца трудового дня.
Раза два меня спросили: «Готово?» - Нет ещё, - отвечаю и продолжаю корпеть над этими
циферками. К вечеру они мне уже надоели, но всё-таки я радостно сдала ведомость
бухгалтеру. И вместо благодарности увидела поджатые губы и услышала: «Ну что
же, больше сегодня ты уже ничего не успеешь». Все сидели, уткнувшись в свои
бумаги, но успевали перекинуться понимающими взглядами. Еду домой и думаю: «Как
я буду тут работать? В женском коллективе вряд ли я приживусь». Но я ошиблась. Постепенно вникая в смысл бухгалтерской
работы, я начала понимать, что от меня требуется помощь в обработке огромного
количества ведомостей и прочих документов. Считать надо быстро и точно, думая
не о себе, а о том, чтобы успеть, как можно больше выполнить за день, тогда не
будет аврала перед выдачей зарплаты и сдачей отчётов. А так как зачастую
документы подаются в бухгалтерию с задержкой, или недооформленные, это не
позволяет укладываться в установленные сроки, возникают претензии, что
бухгалтерия работает плохо. Другими словами, я вдруг начала осознавать, что на
работу ходят не только за деньгами, но и для того, чтобы всё-таки работать. И
стала стараться. Отношение ко мне быстро изменилось, и в этот небольшой
коллектив я влилась хорошо. Между собой сотрудники бухгалтерии называли старших
обязательно по имени-отчеству, а нас молоденьких, незамужних – Танечка, Раечка,
Любочка. Это ассоциировалось у меня с моими родными. Так называли нас – меня и
двоюродных сестрёнок дома: Людочка, Танечка, Любочка (и никогда: Людка, Танька,
Любка). Даже наши руководители в бухгалтерии Михаил Алексеевич
Рязанцев и Юлия Фёдоровна (фамилию не помню), нас – молодых – называли так. По
крайней мере, у меня осталась в памяти такая ассоциация. Запомнилась свадьба бухгалтера Наденьки Ясиновской
четырнадцатого июня 1974 года. В традиции сотрудников аэропорта было посещение
места работы во время автомобильного путешествия по городу и его памятным
местам в день свадьбы. И единственная фотография, которая сохранилась у меня от
работы в бухгалтерии это именно свадьба Наденьки, которая с того времени стала
носить фамилию Андрюкеева. Мы все были рады за неё и счастливы возможности её
поздравить. Наверное, эти четыре месяца моей работы в бухгалтерии были
только «учебкой», которую получают новобранцы в армии. Мне нравилось всё: и
долгие ожидания автобуса № 12, и длинная дорога из центра города в аэропорт, и
обеды с запахами супов из бухгалтерии по всему коридору третьего этажа. Правда
последнее администрация пыталась как-то ограничить, предлагая более достойный
вариант питания в ресторане. Каждый день – праздник! Не зря же по радио звучали
песни: «Трудовые будни – праздники для нас!» У меня было именно так. Всё, казалось, наполненным особым смыслом: и постижение
правил трудовой жизни, и ощущение своей причастности к романтике авиации, и
ожидание новых знакомств, которые без сомнения изменят мою жизнь к лучшему! Любовь Токарчук, Ульяновск, март 2013 На снимках я в 18 лет, Королёв Владимир Иванович, правда это снимок 1957 года, когда он летал ещё на По-2, а когда я пришла он был уже заместителем командира 137 лётного отряда, главный бухгалтер авиапредприятия, который длительное время возглявлял финансовый отдел Рязанцев Михаил Алексеевич, и свадьба Нади Ясиновской (я слева). Судьба Нади заслуживает отдельной статьи, её муж трагически погиб, она длительное время жила одна, потом вышла замуж за инженера из АТБ Хазанова Юрия Львовича, у них родилась дочка-красавица, после выхода на пенсию М.А. Рязанцева она стала главным бухгалтером, но жизнь тоже не заладилась, после развала Союза она уехала в Москву. ДРУГИЕ СТАТЬИ ->
|