После инцидента с талонами, мой первый
командир, Саша Жаринов, обидевшись на
наше руководство, срочно перевелся в г. Шевченко, где вскоре был назначен на
должность командира эскадрилии. А мне дали другого командира, потом еще
другого, потом еще, и в последующие три года для меня началась настоящая работа
в качестве второго пилота. Много было всего, и прекрасного и опасного. Была
любовь и разочарование, были и праздники, и будни, горе и радости. Однажды,
находясь в командировке, в Индере, с воздуха заметили небольшое озерцо, не
далеко от реки Урал. По всем внешним признакам, там должно было быть много
рыбы. Решили там забродить. А так, как там
базировались три наших самолета, решили, что один экипаж возьмет нас на свой
борт, подберет площадку с воздуха у этого озера и вечером нас там высадит, а
наутро прилетит за нами. И вот мы впятером высадились на вечерней зорьке.
Самолет улетел, а мы, развернув снасти, решили пройти с бреднем с одного конца
озера на другой. Взявшись по двое с каждого конца, мы без особых усилий прошли
на другую сторону, а когда стали вытягивать бредень на берег, я не мог поверить
своим глазам, столько рыбы я видел только по телевизору, когда вытягивали
рыболовецкий трал. Когда выбрали рыбу и сложили
в мешки, их оказалось 7 штук. Потом мы повторили путь в обратном
направлении и наполнили еще три с половиной мешка. На утро, прилетел самолет и
отвез нас в Индер, откуда мы каждый на своем борту прилетели в Уральск. В
Уральске, при дележке рыбы, я взял себе трех больших сазанов, а остальную долю
отдал командиру с техником, сказав: «Куда мне ее столько, солить на зиму, что
ли», на что услышал вполне серьезно: «Конечно, солить, мы каждый год
заготавливаем рыбу в бочках на зиму, как другие картошку или помидоры». Бочек у
меня не было, да и для засолки нужна была особая соль, которую ещё предстояло
добыть как-то. В то
время большой популярностью пользовалась
так называемая «индерская» соль, придающая продуктам особый вкус. Дело в том,
что обычная соль, которую продавали в магазине, стоила копейки, но у неё был
один недостаток. Практически вся соль была с добавлением йода и если засолить
такой солью рыбу, то она покрывается жёлтым налётом, напоминающим ржавчину, да
и вкус такой рыбы значительно ухудшался.
Поэтому
в следующую командировку, при подвернувшемся случае, мы полетели к озеру
Индерборгский. Это большое соленое озеро, где соль добывали промышленным
способом. На само озеро садиться не решились, мало ли какая плотность, да к
тому же на треть покрыто водой, которая
гуляет по нему, в зависимости от направления ветра. Долго подбирали площадку на
берегу, пока, наконец, благополучно приземлились. Берег оказался
довольно крутым и высоким, но вполне пригодным для спуска. Высматривая более
удобный путь, мы заметили метрах в семистах смотровую вышку, а на ней часового
с автоматом. Нас осенило: МЫ В ЗОНЕ. Как же мы не заметили вышки с воздуха!!!
Что теперь делать, нас ведь могут расстрелять!!! Но часовой молчал и спокойно
наблюдал за нами. Тогда
командир решил сходить к нему, что б объяснить ситуацию. Видимо, в этот момент,
работы не велись, и заключенных не было. Часовой был не против, даже посмеялся
над нашими опасениями. После этого мы набрали мешок соли и улетели. А я еще
долго вспоминал этот случай, когда доставал эту соль из мешка, при засолке
огурцов и прочего снадобья. Хватило её потом надолго. В
следующую экспедицию, мой командир решил повторить столь удачный промысел. Но,
на этот раз решено было забросить туда одного авиатехника с сетками на
несколько дней. Так и сделали. А в последний день командировки, при полете из
Гурьева в Уральск, мы подлетели к озеру и стали высматривать нашего рыбака. На
месте высадки его не было. Мы стали кружить вокруг озера, судорожно соображая,
куда он мог подеваться. И в этот момент, заметили его фигуру на другой стороне
озера, он видимо только проснулся и махал нам,
показывая на новое место предполагаемой посадки. Площадка была
небольшая, даже скорее полянка, посреди леса. Но если сесть там же, где и в
прошлый раз, то пришлось бы тащить мешки с рыбой вокруг озера примерно с
километр, а их было много, штук 15. И
тогда не успеваем в Уральск, где нас уже ждала машина в старом аэропорту. Ну,
думаю, командир опытный, знает, что делает, и стал готовиться к посадке,
как второй пилот. Расчет
на посадку был отличный, а вот после касания самолет резко стал зарываться
колесами в грунт, который состоял сплошь из прогнивших корней, веток и опавших
листьев, оставшихся после схода весеннего паводка. Мелькнула мысль, бросится в
самый хвост самолета, чтобы переместить центр тяжести и не дать самолету перевернутся.
Я слышал, что как-то наш штурман Булалаев, проделал такой «финт», не дав
самолету «скапотировать». Но, в ту же секунду, я понял, что как законопослушный
второй пилот сижу, крепко пристегнутый к пилотскому креслу. За доли секунды
промелькнули мысли о «голова-ноги», о конце моей летной карьеры, и не то со
страху, не то со злости на себя, что привязался, я с такой силой потянул штурвал, что показалось, будто
командир его взял всего на половину. После этого самолет стал медленно оседать
на хвост, а впереди уже приближались деревья и командир «вдарил» по тормозам,
но самолет был уже под его контролем. Только
успели перевести дух и почти закончили загружать мешки с рыбой, подъехал
грузовик с пятью людьми, которые стали говорить, что они «рыбнадзоры», и что мы
берем рыбу с колхозного озера. Я попросил предъявить удостоверение, на что один
из них показал какую то ленточку бумаги, на которой было напечатано простой печатной машинкой, что он является
рыболовом – любителем. Я сказал, что таких бумажек могу сколько угодно
напечатать. Тогда они демонстративно записали номер нашего самолета, и сказали,
что так это дело не оставят. После небольшой словесной перепалки, мы произвели
взлет и взяли курс на Уральск. В полёте
мы стали думать, как же нам поступить. Я рассудил так: если это настоящие представители
рыбнадзора, то они моментально сообщат в Уральск, и по прилету нас уже будут
ждать в аэропорту, и если нам это узнать заранее, то можно, снизившись над
Уралом, выкинуть всю рыбу, а на нет и суда нет. Командиру моя мысль
понравилась. Он вслушался в переговоры бортов и определил, что раньше нас в
Уральск прилетит Иван Бадингер. Связавшись с ним и включив другую частоту, командир объяснил ему суть
дела. Потом, после его посадки, мы опять включили ту частоту, и узнали, что нас
в аэропорту никто не ждет. После посадки и заруливания на стоянку, к нам
подъехал брат командира на крытом грузовике. Напомню, что дело происходило в старом аэропорту, и пропускной
системы еще не было. Рыбу поделили как в
прошлый раз. |