С детства я помню себя всегда в окружении
друзей. Способствовало этому, видимо, врождённое чувство коллективизма, которое
мне передалось с генами родителей. Я всегда тянулся к людям, стремился перенять
всё хорошее, многому учился у других, стремился походить на кого-то, обсуждал с
друзьями те, или иные жизненные ситуации, всегда поддерживал коллективное
мнение, горжусь тем, что все мои друзья и знакомые никогда не оставляли меня
одного с моими трудностями и бедами. Мои
коллеги по работе занимают в обширном списке друзей особое место. Это и не
мудрено, со многими из них я провёл большую и лучшую часть своей жизни.
Хотелось бы написать о каждом из них, постараюсь, насколько мне позволит
здоровье и остаток ресурса моей жизни, по крайней мере, я приложу к этому
максимум своих сил и возможностей, чтобы у наших детей и внуков сложилось
объективное представление о техническом и человеческом потенциале нашего
времени, вопреки примитивной нынешней пропаганде, представляющей эпоху
социализма только в негативном свете. Один из моих
друзей - Александр Михайлов. Он всю жизнь был и до сих пор остается
"моторным", т.е. таким
целеустремленным, работящим, берущимся
за разные интересные дела человеком.
Работая пилотом на Ан-2 в Уральском аэропорту, даже вел авиамодельный
кружок в школе. Тогда, его целью была постройка радиоуправляемой модели-копии
самолета Ан-2 в сельскохозяйственном варианте. Чтобы в полете, при включении
аппаратуры, можно было наблюдать, белый шлейф, вылетающего талька. К сожалению, эта мечта не была доведена до
конца. В силу сложившихся жизненных
обстоятельств, он отложил её до лучших времен. Как-то
накануне 8 марта он задержался на станции техобслуживания «Жигулей», где
ремонтировалась его «копейка». Дело в том, что там работал его друг, который
обещал быстро починить машину. В знак благодарности, Саша угостил его великолепным «Жигулевским»
пивом. После этого он вышел на автобусную остановку, чтобы ехать
домой, где была его молодая жена в ожидании праздничного подарка. Увидев
отъезжающий автобус, Саша бросился ему
наперерез, чтобы остановить и побыстрей
добраться до дома. Водителя это возмутило, и он, посадив Михайлова в
салон, отвез его к ближайшему отделению милиции. Считая
себя абсолютно правым, Саша, по наивности, дождался прихода милиционеров, которые,
учуяв от него запах
спиртного, без излишних разговоров, отвезли
в «вытрезвитель». Там его тоже никто не стал слушать, а поместили в
общую камеру, где он и простоял всю ночь в углу, не решившись прилечь на
казенную кровать. В
аэропорт быстро пришла «телега» и над Сашей стали сгущаться сумерки. Макарыч,
подозвав меня, сказал: «Передай Михайлову, чтобы написал рапорт на увольнение,
по собственному желанию, иначе его уволят по приказу №500 (Первый
«аэрофлотский» антиалкогольный документ). Делать нечего. Он написал рапорт на
имя Агапова, командира Уральского ОАО и отдал его секретарше. Сам пошел в
ДОСААФ и рассказал свою историю. «Ничего страшного, будешь летать у нас!»,
сказали ему. Наутро, подойдя к командиру, он спросил: «Вильгельм Павлович, что
с моим рапортом?», «Этому рапорту, я хода НЕ ДАМ!». Потом, на общем собрании,
за него заступился весь коллектив, и небо над его головой опять засияло. Он
благодарен за это всем нам, до сих пор. Но в
мечтах он летал на больших лайнерах, которых в Уральске не было, и не предвиделось. Но вот пришло письмо от
его друга Юры Лебединского, который
успел послужить в армии, где летал на дальнем бомбардировщике Ту-16. И
не видя там никакой перспективы, переехал по приглашению в Новосибирск. Там в
это время шел набор пилотов, для переучивания на Ил-18. Вот об этом он и
написал Михайлову, приглашая к себе. Саша
срочно подал рапорт на перевод, который тут же завизировал Агапов. Но в нашем бюрократическом обществе,
когда были готовы все документы, набор на Ил-18 уже закончился. И когда он
оказался в Новосибирске, ему предложили
два варианта. Переучиться на Ан-24 с
перспективой освоения более престижной техники, типа Ту-154, или на
Ил-14 с неизвестным будущим. Узнав, что Ил-14 , в основном, выполняет полеты по
производству аэрофотосъемки, летая по ВСЕЙ стране, он сразу выбрал этот вариант. Потом в его
жизни было много самолетов, которые он
освоил. В том числе и знаменитый Ту-154, на котором он отлетал порядка 18-ти
лет. Но об этом он, возможно, и сам когда-нибудь расскажет. Сейчас Саша
такой же энергичный и полный сил
человек. Он общественный инспектор Союза Силовых Структур Родины.
Принимает участие в восстановлении раритетных самолетов. Много путешествует по стране. В Уральске у
него живет мать, которую он периодически
навещает, постоянно обустраивая её дом. Уже провел воду и газ, соорудил теплый
туалет и многое другое. Планирует, к старости перебраться обратно в Уральск, к
которому до сих пор тянется всей душой. У него взрослые сын и дочь, которые
подарили ему троих внуков. Во время
каждого своего приезда в Уральск, он обязательно навещает всех нас. Летом вместе с ним и Аркадием Пиуновым, мы побывали на
Уральском аэродроме ДОСААФ. Там отмечался праздник «десантника» (день ВДВ).
Были выступления спортсменов парашютистов, а так же прыжки самих десантников.
Но, главное, при непосредственном участии Михайлова и Пиунова, было
организовано бесплатное катание детей и внуков на самолёте, присутствующих ветеранов авиации. Среди них, был и мой внук, Сергей, которому, не смотря на свои 10
лет, этот день запомнился на всю жизнь. Но,
по-прежнему, Александр не теряет надежды
осуществить давнюю мечту, хочет построить и запустить модель самолета Ан-2, от всей души желаю воплотить это в
жизнь.
На снимках: Вверху я с Михайловым. внизу - Щучкин, Белкин, Пиунов, Запромётов, Михайлов
|