Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Пятница, 03.05.2024, 16.02.25
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Новые "Повести Белкина"

Конверторный способ и любовь

Одного знаменитого музыканта, как-то спросили, как научится играть, так же прекрасно, как вы? Очень просто, сказал он, надо вовремя нажимать нужные клавиши. А когда так же спросили знаменитого скульптора, про его работы, он ответил, что берет скалу и отсекает все лишнее. У меня же, с моими рассказами еще проще, я вспоминаю эпизоды своей жизни и пересказываю их «своими словами».

После работ по внесению удобрений в Белоруссии, меня с моим вторым пилотом Анатолием Чуриковым, отправили на авиационно-химические работы (АХР) в Джаныбекский район на прополку. Мы приземлились не далеко от назначенного поселка, предварительно покружив над ним в районе конторы, и стали ждать, когда за нами приедут. Но время шло, а никого не было. Часа через три, мы связались с Уральском и доложили обстановку. Нам предложили другой поселок, где, якобы нас ждут. Там повторилась та же история. Нам предложили третий поселок.

Там я не стал ждать, а, оставив второго пилота у самолета, пошел в контору, благо, до неё было километра два. Зайдя к директору совхоза, я сказал, что мы прилетели. Он радостно произнес,  хорошо, давайте обсудим, что нужно подготовить к вашему прилету, и определим дату вашего прибытия. Я оторопел, говорю, мы уже прилетели, давайте работать. А он, нет, самолет нам сейчас не нужен. Я вернулся к самолету, проклиная наше руководство, которое вытряхнуло нас в «никуда».

Случай для нашего предприятия достаточно характерный, обычный. Отдел применения авиации в народном хозяйстве (ПАНХ) всегда работал «из рук вон плохо». В хозяйства его представители выезжали редко, работали в основном по телефону, что в комплексе с менталитетом местного населения, не всегда приводила к положительным результатам. Сказывались тоже и издержки планового хозяйства. АХР были запланированы и утверждены на самых высоких инстанциях, без учёта сложившейся обстановки на местах. Урожайность культур в основном зависела от метеоусловий, а наши авиационные работы сказывались в гораздо меньшей степени. Если весна и лето дождливые, то урожай был хороший и без авиации и дополнительные, значительные затраты хозяйств на их организацию, были малообоснованны. В этом случае хозяйства под разными предлогами от авиахимработ отказывались, пока не «надавят сверху», из района, или из области, а это время, уходят сроки, а поля, на которых пшеница уже «пошла в трубку», обрабатывать уже поздно. Конечно, в случае «нашествия» вредителей (саранча, совка), хозяйства просто «умаляли» начать работы, но в своей основной массе часто к нам относились весьма и весьма прохладно.  

Солнце уже склонялось к закату. Чтобы не заночевать в степи, я решил перелететь в Джаныбек и попросить «приют» у коменданта местного аэропорта.Так и сделали. Наутро опять связались с Уральском, и получили указание следовать на базу. Но бензина нам не хватало, а в Джаныбеке, в силу каких-то обстоятельств, бензина не было, не завезли. Я попросил разрешения слить немного топлива с рейсового самолета, чтобы  «дотянуть» хотя бы до Фурманово, где был бензин, в ответ мне сказали, решайте на месте с экипажем рейсового самолёта. Когда прилетел рейсовый борт, я с радостью увидел, что командир на нем Парфенов, наш соло гитарист из ансамбля, а это означало,  почти что, брат родной. Мы быстро поделились горючим, из расчета, чтоб обоим хватило до Фурманова. Ну а дальше «дело техники». И хотя оба прилетели «на лампочках», что означает остаток бензина ПРИМЕРНО на полчаса, (главное определить это «примерно», что зависит от опыта летчиков, учитывающих  состояние материальной части, загрузку самолёта, а так же направление и силу ветра),  все-таки выкрутились из очередного щекотливого положения, лишний раз,  убедившись, что в трудную минуту, начальство  старается отвести от себя ответственность, перекладывая всё на плечи экипажа. У них даже есть, такая негласная подпись, в своей некомпетентности, называется «По усмотрению экипажа», значит командира.

Прилетев в Уральск, я чуть ли не пинком открыл дверь в кабинет командира эскадрильи…  «Вы что, нас на выживание послали или издеваетесь». Макарыч меня быстро успокоил (он знал, что я не люблю таких «шуток» и вначале сильно возмущаюсь, но потом быстро успокаиваюсь). Тише, тише, езжай домой, помойся, отдохни, а завтра срочно летите в совхоз «Пугачевский», уже три дня ждут, у них саранча поля «жрет», вы там нужнее.

Утром,  прилетев в «Пугачевский», мы взяли на борт агронома и стали осматривать поля с воздуха, что, кстати, категорически запрещено инструкцией по АХР. Но инструкции пишутся в управлении людьми, далекими от практической работы, а то и вообще сыночками большого начальства, пристроивших  своих чад на «тепленькое местечко». Поэтому экипажу зачастую приходиться действовать по обстоятельствам, беря всю ответственность на себя. И если все заканчивается благополучно, ты герой, а если нет, то ты в лучшем случае «хулиган», а в худшем - преступник.

Во время облета полей,  перед глазами предстает прекрасный вид.  Зеленеющие поля будто покрыты нежным бархатом,  обрамленным  темно-зеленой каймой из лесополос. Среди них причудливо вкраплены  серо-коричневые прямоугольники. Это «пары», не засеянные поля, специально оставленные хлеборобами, чтобы земля «отдыхала». Но к моему большому удивлению, все оказалось не совсем так. Это,  в основном, оказались поля, которые «сожрала» саранча. Я показал на серый квадратик слева от меня, и спросил агронома: «Это пары?». Он посмотрел с таким выражением лица, будто у него только что угнали любимую машину, и сказал: «Черт, нецензурное, еще одно поле сожрали, а еще вчера целое было!». Я понял, медлить нельзя, надо спасать оставшиеся поля, пока саранча не «встала на крыло», и не разлетелась по всей округе, а возможно и области.

Мы закачали в бак самолета яд «метафос», установив дозировку 25 литров на гектар,  и сделали первый вылет. Когда приехал агроном, он был на поле и наблюдал эффект, то сказал, что саранча прыгает, как ни в чем не бывало. Я понял, при такой жаре яд не долетает до земли, а испаряется в воздухе.  Нужно было менять дозировку на 50 л/га. Но тогда начнется неразбериха с документами, потому что в заявке на проведение работ была указанна только одна дозировка 25 л/га, а это напрямую отражалось  на времени полета, и в конечном итоге на срок нашей командировки. Нужно было разрешение отдела ПАНХ Уральского аэропорта.

Мной был послан запрос, на что пришел категорический отказ, там «в кабинетах» уже всё просчитали и запланировали, повышенная от расчётной дозировка снижала производительность полётов, «падали» показатели, для них там абсолютно неважно, что будет с саранчой и посевами, главное, чтобы показатели выполнения работы были плановые. Но ведь так саранча уничтожит все поля и разлетится по области. Этого я как нормальный человек, допустить не мог.

Пришлось опять идти на нарушения. Я попросил авиатехника установить дозировку 50 л/га.  Он быстро и грамотно все сделал, ведь это был все тот же Андрюша Евженко, который прогнал трактор с перрона в Беларуси,  когда мы садились поперек полосы. Агроному я предложил, такой выход: мы обрабатываем поля дозировкой в 50 л/га и уничтожаем саранчу, а документы оформляем, будто работали с дозировкой  25, правда из-за этого нам придется подольше пожить в вашем поселке, чтобы совпадало время командировки с днями по документам. Он, конечно, с радостью согласился. Мы вновь полетели на поле. Кода приехал агроном, появилась новая проблема.

Дело в том, что мы обрабатывали поле «челночным способом», это когда самолет, по створу «сигнальщиков», находившихся на земле, покрывает ядом участок полосками, идущими один за другим. Так саранча, от обработанной  части поля, успевала перепрыгнуть на чистый участок, пока мы выполняли разворот, для очередного захода на «гон». Пришлось опять «соображать» по ходу дела. Я сказал агроному, чтобы он забрал сигнальщиков с поля, так как в следующих моих действиях, в них не будет нужды,  а сам оставался на поле для наблюдения. В  следующем полете, мы обработали поле по краям с четырех сторон, отрезая саранче путь на другие поля,  потом  опять по краям, но уже ближе к центру, потом еще ближе и еще.

Манипуляция была похожа на кадры из мультфильма «Ну, погоди!» Волк косил поле на пресс-комбайне, пытаясь поймать зайца. Так мы обработали все поле.  Когда на аэродром приехал  агроном, то подойдя ко мне, неожиданно произнес: «Ну, ты и ИЗВЕРГ, Валера!». Когда я, недоумённо посмотрел на него, он раскрыл свою ладонь. На ней лежало, как посчитали, 14 дохлых саранчи. Он сказал, что собрал их с площади СПИЧЕЧНОГО коробка! После этого стал обнимать меня и радостно плясать. Мы с улыбками смотрели на его «дурачества» и я понял: Теперь мы саранчу ПОБЕДИМ!

Через несколько дней все было кончено, оставалось только оформить документы. По существовавшим тогда правилам, все документы должны были вестись «по факту» произведенной работы. Но это не всегда удавалось сделать, вернее ни когда не удавалось, особенно на АХР, и экипажи вынуждены были «химичить», оформляя документы, так, чтоб подстроиться под  те объемы, которые согласен оплатить заказчик, о чем свидетельствовала его подпись в заявке, на проведение работ, заверенная печатью совхоза.

Об этом, конечно же,  знало все наше начальство, но официально ни когда в этом не признавалось, а даже периодически объявило «охоту на ведьм», называя эту акцию, как борьба с приписками. У них даже нашлось несколько последователей из числа пилотов (не могу назвать их летчиками), которые пытались выполнять полеты, якобы «без приписок». Конечно, такая технология была неприемлема для хозяйств, так как не учитывала особенностей выполнения тех или иных работ, да и в нашем предприятии от таких экипажей особых восторгов не было, их производственные показатели оказывались на порядок ниже. В результате такие экипажи от АХР под разными предлогами отстранялись и оседали на пассажирских перевозках местных воздушных линий (МВЛ).

Такие законопослушные, дисциплинированные пилоты, потом, как правило, «пробивали» себе дорогу на большие самолеты, в основном в другие города, так как у нас таких самолетов не было, а поступившие Л-410, выглядели «аппетитной сосиской», брошенной надоедливому котенку, так как изначально были «морально устаревшими». Но я,  кажется, отвлекся.

Несмотря на это, я решил переговорить с начальством с глазу на глаз, чтобы разрешили оформить документы на дозировку  50 л/га (т.е. по факту). Запросил разрешение на прилет в Уральск (якобы на дозаправку маслом) и мы прибыли на базу. Командир второй эскадрилии Афанасьев («Макарыч») даже слушать не захотел мои доводы, а чтобы нам не сидеть долго в поселке, дал нам экипаж Толи Шевченко с вторым пилотом Саможен (который из-за пристрастия к спиртному, так и не смог стать командиром воздушного судна и доработал до пенсии вторым пилотом), чтобы мы «расписали» (оформили полётные документы), сделанную мной работу на двоих, тем самым, быстрей прилетели домой, так как нас уже ждала командировка в Кустанайскую область.

 В сущности это означало, что я просто отдал часть своей работы другому экипажу, сэкономил в это напряжённое время свою санитарную норму, а чтобы долетать её, меня можно было бы отправить в Кустанай, где нас ждали большие объёмы работ, а экипажей, вследствии интенсивной работы в Уральской области, не хватало.

Ну, что ж, приказ есть приказ. При подлете к «Пугачёвскому», я услышал женский голос диспетчера, объяснивший, что из Уральска привезли и установили радиостанцию в этом районе, чтоб экипажам было легче связываться с базой во время авиахимработ.  Когда агроном, подвозя нас к поселку, сказал, что рядом с нашей гостиницей, установили вагончик с радиостанцией, я в шутку сказал своим ребятам: «Радистку «забил»!», что означало, что подход к радистке другим членам экипажа запрещён. 

Дело в том, что к тому моменту, моя семейная жизнь совсем разладилась и подошла к разводу, который  не могли совершить из-за моих частых командировок (к работе это не относилось, мы просто оказались абсолютно разными людьми). И у Андрюши и у Толи Чурикова подружки уже были, все, конечно тоже шутя, согласились. Когда мы подъехали к вагончику, нас встретила молоденькая девушка, 19 лет. Надя Гутикова.  Вскоре  мы с ней поженились и живем до сих пор в любви и согласии уже 32 года. На снимке мы с Надей и уже  второй нашей  дочерью Инной. Но это уже другая история…

Категория: Новые "Повести Белкина" | Добавил: donguluk (02.11.2011) | Автор: Валерий Белкин E
Просмотров: 1507 | Комментарии: 3 | Теги: Евженко, Чуриков, совхоз Пугачёвский, авиационно-химические работы, Валерий Белкин, кустанай, афанасьев, Джаныбек, Гутикова | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
2 donguluk  
0
Для посетителей, которые мало связаны с авиацией, считаю возможным объяснить кое-какие, чисто авиационные, «мелочи», без знания которых не улавливается смысл, например, названия статьи.

Дело в том, что среди экипажей АХР существовало несколько нарицательное понятие «конвертный» способ обработки полей. Среди «ярых химиков» были такие, которые не считали необходимым придерживаться строгой технологии. С целью создания эффекта полной обработки поля, часто его обрабатывали по периметру, а затем «крест на крест» (некий конверт), при этом большая часть поля оставалась необработанной. Естественно, летать надо было гораздо меньше, а хозяйство платило за обработку всего поля.

Расчёт при этом был на то, что в средину поля проверять никто не поедет, а с дорог, окаймляющих поля, этого не видно, да и эффект обработки, при осмотре поля с дороги, был налицо. Как правило, края полей у дорог были засорены сильно, и на второй-третий день после обработки, многочисленные «сникшие» и порыжевшие сорняки создавали впечатление, что поле обработано полностью, с обеспечением всех требований.

Конечно, всё это было известно, и представителям сельского хозяйства, да и наши комиссии легко с воздуха могли наблюдать такую «туфту», тем не менее, такой «способ» имел место.

Автор несколько перефразировал это негативное понятие, применив его к найденному им и, как оказалось, очень эффективному методы борьбы с саранчой.

1 Примаков Сергей  
0
Валера, просто отличный рассказ!!! Спасибо огромное!!!

3 donguluk  
0
Талантливые люди, талантливы во всём...

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |