Генеральный
директор авиакомпании «Белавиа» Анатолий Гусаров, бывший выпускник 1972 года,
комсорг нашей восьмой группы, механического факультета Рижского
Краснознамённого, имени Ленинского Комсомола института Гражданской авиации,
рассказал о деятельности своего авиационного объединения.
Национальная
авиакомпания «Белавиа» была образована 5 марта 1996 года на базе Белорусского
объединения гражданской авиации, имевшего 60-летний опыт пассажирских и
грузовых авиаперевозок. В настоящее время она обладает значительным парком
воздушных судов, высококвалифицированными специалистами и хорошо освоенными
многочисленными воздушными трассами. В 1998 «Белавиа» получила по лизингу
«ТУ-154М» (объем сделки составил около 6 млн долл.) и объединилась с
авиакомпанией «Минскавиа», в результате чего её флот пополнился несколькими
Ан-24, Ан-26 и Як-40. В международных
перевозках «Белавиа» сотрудничает с такими известными авиакомпаниями как
российская «Аэрофлот», а также зарубежные «Aer Lingus», «LOT», «Lufthansa»,
«Austrian Airlines» и другие, с которыми заключены соглашения о коммерческом
сотрудничестве. Днем рождения
Национальной авиакомпании "Белавиа" официально считается 5 марта 1996
года, но так как образована она была на базе Белорусского объединения
гражданской авиации, то история начинается с 1993 года. При этом белорусская
гражданская авиация берет свое начало с 7 ноября 1933 года, когда состоялось
торжественное открытие Минского аэровокзала, где весной 1934 года приземлились
три первых самолета По-2, принадлежавших Смоленскому авиаподразделению
спецприменения Московского управления гражданского воздушного флота. Именно
этот момент стал решающим в становлении и развитии гражданской авиации
Республики Беларусь. В 1936 году был
открыт первый почтово- пассажирский рейс между Минском и Москвой, а к 1940 году
их насчитывалось уже восемь. С 1961 года по
1983 происходит активное пополнение воздушного флота Белорусского управления
гражданской авиации. За эти годы был приобретен турбовинтовой самолет Ан-10,
получил белорусскую прописку реактивный пассажирский самолет Ту-124, началась
эксплуатация самолета Ту-134А. В августе 1983 года во владение Минской
авиационной технической базы перешел первый самолет Ту-154. После распада СССР
и обретения независимости Республики Беларусь в 1991 году было образовано
Белорусское объединение гражданской авиации "Белавиа", которое унаследовало
парк воздушных судов, принадлежавших Белорусскому управлению. В структуру
объединения входили все предприятия гражданской авиации Республики Беларусь. 5 марта 1996 года
была проведена реорганизация Белорусского объединения гражданской авиации, в
результате которой была образована Национальная авиакомпания
"Белавиа". В этот период
(1995-1997 г.)
были открыты рейсы в Ларнаку, Лондон, Пекин, Рим и Стамбул. 12 августа 1997
года "Белавиа" вступила в действительные члены Международной
ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Происходит
расширение географии полетов и в 1998 году. В это время открывается новый
маршрут Минск-2 – Прага – Минск-2. В этом же году произошло слияние двух
авиакомпаний "Белавиа" и "Минскавиа", в результате чего на
баланс авиакомпании поступили самолеты Ан-24, Ан-26 и Як-40. В 2000 году
объединились авиакомпании "Белавиа" и "Могилевавиа". 18 мая 2001 года
открыто регулярное сообщение между Минском и Парижем. На следующий год
(2002) было подписано первое соглашение "код-шеринг" с Австрийскими
авиалиниями, которое положило начало активному сотрудничеству с зарубежными
партнерами. Успешным в работе
был отмечен 2003 год. В этот период "Белавиа" начинает выполнять
регулярные рейсы в Калининград, в октябре этого же года в Национальный аэропорт
"Минск" прибыл первый самолет западного производства "Боинг 737-500",
который был взят авиакомпанией в оперативный лизинг. А подписанное коммерческое
соглашение между "Белавиа" и "Air Baltic" о предоставлении
блоков мест на рейсах Минск-Рига-Минск позволило сделать первые шаги в
совместной работе двух авиакомпаний. О профессиональном
признании авиакомпании свидетельствует тот факт, что в феврале 2004 года
"Белавиа" стала обладателем Бронзовой медали Национального конкурса
БРЭНД ГОДА 2003 в номинации "Брэнд Профи". Ввод в эксплуатацию
второго Боинга 737/500 и подписание между "Белавиа" и
"Аэрофлотом" код-шерингового соглашения на выполнение рейсов
Минск-Москва-Минск также стали значительными событиями в 2004 году. Результатом
взаимодействия "Белавиа" и "ЧСА-Чешских авиалиний" в мае
2005 года стало открытие линии Минск-Прага-Минск в соответствии с подписанным
соглашением "код-шеринг". Богатым на события
оказался и 2007 год: в феврале осуществилась поставка первого регионального
самолета CRJ-100 LR, начали выполняться регулярные полеты по маршруту
Минск-Баку при участии азербайджанской авиакомпании "Азал", в целях
укрепления позиций на рынке и совершенствовании информационной структуры
"Белавиа" в марте устанавливает контакты с SABRE Airline Solution и
внедряет систему, позволяющую использовать технологию электронного билета при
работе с турагентствами и партнерами по интрелайн- соглашениям, а также
начинает внедрять программу поощрения часто летающих пассажиров. Продажа
электронных билетов (e-ticket) "Белавиа" в системе
"Амадеус" через агентов по продаже авиаперевозок (BSP) Австрии,
Италии, Польши, Швеции, Германии, Украины, Кипра и Чехии становится возможной
уже в июле 2007 года. В этом же году для пассажиров стало возможным
осуществлять перелет по новому регулярному рейсу Минск-Санкт-Петербург. С 11 февраля 2008
года у пассажиров, вылетающих рейсами из Москвы, появляется возможность покупки
электронного авиабилета. Электронный билет показал явные преимущества перед
бумажным билетом, особенно на таком маршруте как Москва – Минск, где
большинство пассажиров - это деловые люди, ценящие свое время. С внедрением
технологии электронного авиабилета исчезла необходимость ехать в кассу за
билетом или заранее приезжать в аэропорт, чтобы оформить его до вылета. Неприятный
инцидент произошел 14 февраля, когда в аэропорту "Звартноц" города
Ереван (Республика Армения) при взлете перевернулся и загорелся самолет CRJ-100
LR, направляющийся в Минск. Жертв и пострадавших не было. 2008 год был
отмечен как год активного сотрудничества с иностранными партнерами. Подписанные
электронные интерлайн-соглашения с авиакомпаниями «Air One» (Италия), «LOT»
(Польша), «Air Baltic» (Латвия), «Austrian Airlines», «Aerosvit» (Украина),
«British Airways», «Lufthansa» (Германия), «KD Avia» (Россия), израильской
"El Al" и «S7» (Россия) расширили возможности полетов. Прямое сообщение
между Минском и Миланом, налаженное в июне 2008 года, –это еще один шаг в
расширении маршрутной сети, а открытие представительством второго собственного
офиса- шаг в удовлетворении постоянно растущего спроса на авиаперевозки между
Беларусью и Италией. В рамках
реализации государственной программы развития гражданской авиации Республики
Беларусь "Белавиа" приобретает в 2008 году в оперативный лизинг два
"Боинга 737/500" и один "Боинг 737/300" от американской
лизинговой компании "ILFC- International Leasing Finance Corporation"
("Международная Лизинговая Финансовая Корпорация"). Обновление парка
самолетами, соответствующими всем международным требованиям безопасности,
отличающимися большой вместимостью и комфортностью, было произведено с целью
эксплуатации их на наиболее загруженных регулярных и чартерных рейсах. В июле 2008 года
Минск посетила делегация Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (ИАТА)-
крупнейшая всемирная неправительственная организация авиакомпаний, созданная с
целью поощрения безопасного и экономического развития воздушного транспорта.
Были обсуждены вопросы участия РБ в международных системах, разработанных ИАТА,
продвижения новых технологий быстрого и качественного обслуживания пассажиров,
процесс внедрения электронного билета. Особое внимание было уделено вопросу
создания в Беларуси международной системы взаиморасчетов BSP Беларусь. Важным событием
конца 2008 года является внесение "Белавиа" в регистр ИАТА как
авиакомпании, соответствующей стандартам эксплуатационной безопасности (IOSA).
Наличие сертификата IOSA подтверждает использование авиакомпанией передовых
стандартов в области управления безопасностью полетов, определяет международный
статус безопасного перевозчика, дает потенциал к расширению международного
сотрудничества с ведущими авиакомпаниями мира, упрощает выход на новые рынки. Об успешном начале
2009 года говорит вступление "Белавиа" в систему взаиморасчетов BSP
ИАТА в Казахстане. Это позволяет обеспечивать продажу билетов на рейсы
авиакомпании аккредитованными агентами ИАТА. За первую половину
2009 года "Белавиа" взяла в лизинг и ввела в эксплуатацию четыре
самолета западного производства: два – Боинг 737/300 и два CRJ – 200, а самолет
Ан-24 был выведен из состава воздушного флота авиакомпании. До конца 2009
самолёты Ту-134 и Ан-24, как и Ту-154Б и Як-40 ранее, будут выведены из
эксплуатации авиакомпанией «Белавиа»[1]. Часть из них будут проданы, часть
сданы в аренду в те регионы мира, где они пока пользуются спросом, и часть списаны.
Они будут заменены канадскими региональными лайнерами CRJ-100LR. Первый
CRJ-100LR производства концерна Bombardier прибыл в Минск 23 февраля 2007.
Второй самолёт был поставлен в течение 2-4 недель. Лайнеры приобретаются на
условиях финансового лизинга сроком на 7,5 лет. После завершения срока лизинга
обе машины перейдут в собственность «Белавиа». Предполагается заменить самолёты
Ту-134 и Ан-24 на CRJ при выполнении полетов в Москву, Киев, Варшаву и Париж, а
также увеличить количество рейсов в аэропорты этих городов. В конце 2007 года
«Белавиа» приобрела третий CRJ-100LR. В дальнейшем, авиакомпания планирует
закупать западные лайнеры Boeing и CRJ и в ближайшем будущем сформировать их
них свой флот полностью, отказавшись от самолётов советского производства. В связи с
обновлением своего флота «Белавиа» открыла регулярные рейсы в Баку, Берлин,
Прагу, Санкт-Петербург. 19 июня 2009 В
Национальном аэропорту в 13.50 приземлился закупленный Национальной
авиакомпанией «Белавиа» самолет Boeing 737-500 . Это уже десятый самолет
иностранного производства в парке «Белавиа», седьмой — типа «Боинг-737» и
третий — в 300-й модификации. Закупив очередной «боинг», авиакомпания выполнила
программу обновления парка воздушных судов в 2009 году. В настоящее время
у национального авиаперевозчика находятся в эксплуатации самолеты иностранного
и советского производства: шесть самолетов «Боинг-737/500», три
«Боинг-737/300», три «CRJ-100/200 LR», четыре «Ту-154М». Обновление парка
воздушных судов проводится согласно Государственной программе развития
гражданской авиации Республики Беларусь. Компания «Белавиа» только за первую
половину 2009 года ввела в строй три современных воздушных судна (один
«Боинг-737/300» и два «CRJ-200LR»). Самый серьёзным
инцидентом с самолётами авиакомпании «Белавиа» к настоящему времени является
происшествие 14 февраля 2008 с CRJ-100LR, рейс В2-1834 Ереван-Минск. По предварительным
данным расшифровки «чёрных ящиков», после отрыва воздушного судна от
взлётно-посадочной полосы появился левый крен, который экипаж самолёта пытался
парировать. Затем воздушное судно перешло в правый крен, произошло столкновение
его правой плоскости с землёй. Время от момента отрыва самолёта до контакта с
землей составило 6 секунд. На борту находилось 18 пассажиров и 3 члена экипажа.
Пассажиры являются гражданами Республики Беларусь, Армении, Грузии, России и
Украины. Все пассажиры и члены экипажа спасены. Жертв нет. «Причины
происшествия кроются в недостаточной отработке производителем системы защиты
данного типа самолета в условиях потенциального или возможного обледенения, —
пояснил Анатолий Гусаров. — Как показал целый ряд исследований и экспериментов,
самолет нужно было облить антиобледенительной жидкостью, это могло бы помочь
избежать инцидента». Об этом заявил сегодня на пресс-конференции генеральный
директор авиакомпании Анатолий Гусаров. В то же время он
отметил, что согласно действовавшим на тот период техническим документам (по
температуре атмосферного давления и другим параметрам) необходимости такой
обработки самолета не было. Гендиректор
«Белавиа» отметил, что производителем данного типа самолета, канадской
компанией «Бомбардье», и авиационными властями некоторых стран выпущены
дополнительные нормативы, ужесточающие требования к обеспечению
противообледенительной обработкой указанного типа лайнеров, в том числе по
более раннему включению и выключению антиобледенительных систем крыла,
двигателя и других составляющих авиасудна. Такие меры приняты после целого ряда
происшествий с самолетами СRJ, аналогичных тем, что произошли с самолетом
авиакомпании «Белавиа». Анатолий Гусаров
добавил, что расследование уголовного дела, связанного с инцидентом, не
завершено, и это сдерживает распространение более полной информации о
происшествии. До этого самым
крупным происшествием с самолётами авиакомпании «Белавиа» была нештатная
ситуация 6 января 2003 с Як-40, стекло кабины пилотов которого разбилось,
вскоре после того, как лайнер вошёл в воздушной пространство Чехии. В
сопровождении двух истребителей чешских ВВС пилотам белорусского самолёта
удалось успешно посадить Як-40 в пражском международном аэропорту Рузине. По состоянию на
март 2010 года компания «Белавиа» выполняет прямые регулярные полёты в
следующие города:
Амстердам (Схипхол, с 10 августа 2009),
Баку,
Бейрут,
Берлин (Шёнефельд, с 3 мая 2007),
Варшава,
Ереван,
Калининград,
Киев,
Санкт-Петербург,
Ларнака (Кипр),
Лондон (Гэтвик),
Милан (Мальпенса),
Москва (Шереметьево и Домодедово),
Париж (Международный аэропорт имени Шарля де Голля),
Прага,
Рига,
Рим (Международный аэропорт имени Леонардо да Винчи),
Санкт-Петербург,
Сочи,
Стамбул,
Тбилиси,
Тель-Авив,
Франкфурт-на-Майне. В 2010 году
«Белавиа» планирует открыть новый прямой рейс Минск - Екатеринбург (с 31 мая
2010) Воздушный парк компании
насчитывает 14 самолётов, и основу его составляют самолёты типа Boeing 737 и
Ту-154М. Компания делает ставку на обновление своего самолётного парка. Так, 16
октября 2003 года в Национальный аэропорт Минск прибыл первый самолёт западного
производства Boeing 737—500 взятый авиакомпанией в лизинг. Второй такой самолёт
прибыл в распоряжение «Белавиа» в апреле 2004 года. К 2010 году авиакомпания
намерена сформировать парк пассажирских самолетов полностью из техники
иностранного производства — из 6 самолетов Boeing и четырех CRJ. Все
иностранные машины авиакомпания приобрела на условиях лизинга. Это разные виды
лизинга: относительно CRJ-100LR — финансовый, по истечении сроков которого
самолет перейдет в собственность компаниии. Для Boeing — оперативный лизинг, в
отношении одного из самолетов срок финансовой аренды продлён на 5 лет после
истечения предыдущего срока.
|