Наше поколение было у истоков формирования Уральского авиаотряда.
Начал летать на самолётах По-2, затем Як-12, Ан-2, вертолётах Ми-1. Это было
трудное и интересное время, а главное, мы все были молоды.
Я хочу рассказать об одном
особом случае в полёте в моей лётной работе. Это было в 1967 году. Наш экипаж
по аренде работал у геологов, вторым пилотом у меня был Паволокин С.И. После месячной командировки, командование отряда
решило заменить экипаж из-за окончания санитарной нормы, летали мы с начала
месяца по 8 часов в день. Но 15 июля плановая замена по каким-то причинам
произведена не была. Но геологам срочно
понадобился самолёт, где-то произошла авария, нужно
было доставить туда специалистов.
У нас закончились сроки командировки, но я принял решение всё-таки
слетать на эту буровую вышку, положение обязывало. Заправились, загрузились и
вылетели.
Через 1 час 30 минут
полёта, на высоте 300
метров на самолёте загорелся двигатель. Буквально через
минуту в кабине был уже такая задымлённость, что не было видно приборов.
Пассажиры (12 человек) из-за дыма вынуждены были лечь на пол. Лететь дальше
было невозможно и опасно, было видно, что пожар только усиливается, я принял
решение произвести вынужденную посадку вне аэродрома. Находились мы в это время
в районе озера «Балыкта».
Вынужденная посадка вне
аэродрома – мероприятие достаточно сложное и небезопасное. Экипаж к этому
готовится, можно сказать, всю свою лётную жизнь. Благодаря слаженности и
правильному взаимодействию в экипаже, нам удалось посадить самолёт в поле.
Сумели сохранить свою жизнь, жизнь пассажиров и материальной части. Сразу после
посадки пошёл сильный ливневый дождь.
По результатам работы
государственной комиссии по расследованию причин вынужденной посадки, наши
действия в сложившейся ситуации были оценены как своевременные и грамотные.
Впоследствии экипаж был поощрён приказом Министра Гражданской авиации. Пожар на
двигателе возник в результате внутреннего разрушения деталей двигателя – дефект
конструктивно-производственный и не связан с нарушениями лётной и технической
эксплуатации, такая версия комиссией тоже проверялась, но не нашла своего
подтверждения.
Обращаясь к лётчикам
сегодняшнего поколения, хочу сказать, что профессионал в своей деятельности
должен быть готов к любым чрезвычайным происшествиям. Залог успеха в нашей
работе заключается в постоянном совершенствовании лётного мастерства.
Январь 2012 года, Паньков
Валентин Андреевич, ветеран Аэрофлота, командир воздушного судна, инструктор
тренажёра, стаж работы в Уральском авиапредприятии 30 лет. На снимке инструктор тренажёра
Паньков В.П. и командир воздушного судна Штоколов Г.И. |