Недавно, по просьбе администратора этого сайта, я получил предложение написать здесь о себе. Посмотрел статьи своих коллег, друзей и тоже решил поделиться своими воспоминаниями.
Родился я в 1935 году. Окончил школу в качестве курсанта воспитанника спецшколы ВВС, после чего был зачислен курсантом Военно-морского ордена Ленина авиационного училища имени Сталина. С третьего курса при сокращении вооруженных сил в звании лейтенант был отправлен в запас.
Закончил специальный курс Сасовского летного училища ГА, на работу был направлен в авиаотряд города Павлодара Казахской ССР пилотом самолета ЯК 12. За 16 лет работы был командиром звена, эскадрильи, летного отряда. В процессе работы окончил курсы повышения квалификации командно-руководящего состава в академии ГА. В 1974 году был направлен в Уральский авиаотряд в качестве командира объединенного авиаотряда - начальника аэропорта.
Это был, пожалуй, самый сложный, напряжённый и ответственный период моей работы. Аэропорт только что перебазировался на новое место в районе н.п. «Подстёпный». Проще перечислить, что в аэропорту было, потому что кроме полосы, гостиницы и небольшой котельной практически ничего не было. Всю инфраструктуру пришлось строить самим. Штаб, лётный отряд, бухгалтерию и отдел перевозок разместили в здании гостиницы, а буквально все наземные службы были вынуждены перевозить со старого аэропорта вагончики, оборудование, даже рыли землянки для размещения личного состава. Но заработал аэропорт без остановки, самолёты в день «Х» взлетали со старого аэропорта, а пассажиров привозили уже в новый. Здесь же как-то для них обеспечивали стоянки.
Надо отметить, что перебазирование аэропорта было вынужденным (на старый аэропорт уже «наступал» активно строящийся город) волюнтаристским, спонтанным. Поэтому практически всю свою деятельность на посту командира вынужден был заниматься строительством и «доводкой» инфраструктуры до постоянно растущих требований руководящих документов по тем, или иным вопросам и направлениям деятельности.
В качестве командира проработал я 15 лет и ушел на пенсию. Более 10 лет был членом Уральского обкома партии, избирался депутатом городского совета. Имею награды: медаль «За трудовую доблесть», «Золотая медаль ВДНХ», знак «Отличник аэрофлота». У меня трое детей, шесть внуков, семь правнуков, процесс «размножения» продолжается. Мечтаю, и стремлюсь дожить до 100 лет, несмотря на ухудшающееся состояние здоровья. Живу теперь на Юге России, в семье сына Дмитрия.
На групповом снимке со мной: Председатель профсоюзного комитета Барашков Валерий Георгиевич, поверяющий из политотдела Министерства ГА, секретарь парткома Кузнецов Борис Николаевич, заместитель по политико-воспитательной работе Имангалиев Абай Саттиевич, . «Иных уж нет, другие - далече …», но я держусь; на снимке выше – я с супругой.
Всем знакомым, друзьям и коллегам передаю привет! Надеюсь, что эти мои краткие заметки затронут чью-то душу и кто-то посчитает возможным ответить, или прокомментировать, то я посчитаю себя просто обязанным продолжить свои воспоминания на этом сайте с более детальным раскрытием отдельных моментов нашей совместной авиационной деятельности. Честь имею!
Человек достойный любви и уважения. Человек, о котором ни один работник аэропорта не может сказать плохого слова, а только хорошее. Он старался помочь, чем может каждому, кто к нему обращался, как уже здесь писали, невзирая на должности Долгих лет жизни Вильгельму Павловичу.
Моложе я, конечно, но тяготы работы на руководящих должностях знаю не понаслышке. Учился в Куте, распределился на родину - домой, на Кавказ, летал, «вырос» до замкомэска. Направили в академию, успешно окончил, назначили командиром лётного отряда. Потом по семейным обстоятельствам перевёлся в соседний отряд, тоже на берегу моря, здесь восемь лет руководил ЛО, потом назначили командиром ОАО. Так уж случилось, но опять надумал сменить место жительства, в управлении уговорили не увольняться и перевели командиром в другой авиаотряд, где и доработал до пенсии. Я бы «задержался», но настали «другие времена». А работать «авиационным менеджером», а не нормальным, кадровым командиром отряда, не смог. У нас в республике и при Советской власти лозунг: «Ты мне – я тебе» из «ряда вон выходящим» не был, но в авиации всё-таки действовали авиационные порядки. Поэтому такой «рынок» меня не устраивал, обеспечение безопасности полётов никак не уравновешивался какими-то «сомнительными» материальными благами. Ушёл с «чистой совестью», не обременённый никакими обязательствами. Вашу позицию осознаю, понимаю и солидарен с Вами, завидую Вашему авторитету у подчинённых.
Работая в Интернете, теперь обязательно смотрю публикации на сайте моего земляка. Интересно, мне кажется, что и в авиационную тематику уже «влез» достаточно предметно. Похоже, что Ваш командир действительно уникальная личность, если через столько лет его короткую статью, кстати прекрасно оптимизированную с точки зрения русского языка, так оперативно комментируют его бывшие подчинённые, создаётся впечатление, что ничего плохого о нём никто и сказать не хочет и не может. Это не совсем характерно для обычного руководителя обычного предприятия, всегда найдутся недоброжелатели, люди разные, всем угодить невозможно, даже если к этому сильно стремиться.
Желаю Вам здоровья и новых творческих шагов, у Вас неплохо получается, а польза в воспитании новых поколений очевидна, «рукописи не горят».
Вильгельм Павлович! Характер у меня, а, соответственно, и поведение, далеко «не золото», если вы меня помните. Но отмечаю, что в период вашего руководства, более СПРАВЕДЛИВОГО отношения к своим «выкрутасам», больше никогда не ощущал. Ваша оценка и действия были всегда адекватными, но не уничтожающими. С возрастом жизнь нас постепенно «выравнивает», нет ни командиров, ни подчинённый, есть просто люди, поэтому, будучи не совсем здоровым в физическом плане, решил поделиться советом. Никогда не принимай негатив, каким бы объективным он не был. Пока ты его не примешь, он принадлежит тому, кто его принёс. Мысль эту приписывают Будде, читаю сейчас много, стремлюсь восполнить свои знания, раньше как-то не задумывался над этим, некогда было, существенную часть жизни у меня превалировали немного другие увлечения. Поэтому, не верьте врачам, у них сегодня другие приоритеты, они не лечат, а «зарабатывают деньги». Любой, даже безнадёжно больной человек, способен вылечиться сам, раньше написал бы: «в зависимости от того, как ляжет карта», а теперь: «Если есть уверенность, желание и к этому будет предрасположен Всевышний». Здоровья вам!
Доброго всем здоровья! Присоединяюсь к мнению всех моих коллег, считаю, что Вильгельм Павлович внёс основную, определяющую часть вклада в развитие нашего предприятия, которое до его прихода «лежало на боку». А потом предпочёл просто уйти, нежели быть сообщником людей не совсем праведных, бессовестных и наглых, которые потом, пользуясь неразберихой «смутных времён», предприятие просто «растащили», оставив патриотов нашей профессии «без неба».
Ты, Петя не стал сильно «распространяться» в своём комментарии о причинах сложившегося сегодня положения дел в нашем отряде, видимо не хотел, чтобы у командира не возникло повода искать упущений, которые он мог допустить, когда «налаживал» работу в Уральском авиапредприятии. Дело в том, что командир, прикладывая системные и эффективные усилия, смог обеспечить небывалый ранее уровень исполнительской дисциплины в отряде. Но дисциплина – понятие комплексное, организация и исполнение требований руководящих документов – это, безусловно, основная её составляющая.
Но это «палка о двух концах», дисциплина – это «осознанная необходимость», а сознание подчинённых в своей основной массе носит личностный характер, обусловленный генами, наследственностью, семьёй, воспитанием, «нивелировать» её, даже в масштабах небольшой общности людей, просто невозможно. Поэтому неизбежно у нас возникли и «инакомыслящие», которые и смогли использовать свои, скрываемые ранее, побуждения использовать результаты труда своих товарищей по штурвалу, но уже только в своих личных целях.
За примерами ходить далеко не надо, всевозможные «бурбулисы», «гайдары», «чубайсы» и даже козёл-Эльцин, в своё время были исключительно дисциплинированными общественно-политическими деятелями, это не помешало им потом обстреливать «Белый дом» с всенародно избранным Парламентом, расплачиваясь с танкистами чемоданами денег, награбленных у того же народа. Мне кажется, что наш командир в этом отношении «чист, как поцелуй ребёнка».
Я пришёл в аэропорт чуть позже, чем наш командир. Сначала на слова «полувоенная организация» должного внимания не обратил, ну погоны, приказы и прочая «мишура», потом, когда немного поработал, понял, что смысл этих слов гораздо шире. Работа здесь предполагала высокую степень ответственности любого исполнителя и руководителя на каждом рабочем месте. В колхозе, если «что не так», то могут пожурить, оштрафовать в крайнем случае. Здесь же работа связана с обеспечением безопасности полётов и если что, то, конечно, в застенках НКВД не расстреляют, но посадить могут запросто, вот поэтому и название полуВОЕННАЯ.
Было заметно, что отдельные вопросы наш командир решить не в состоянии, бьётся, как «рыба об лёд», а решение от его воли не зависит, в такие условия он поставлен состоявшимся, но не полностью материально обеспеченным перебазированием аэропорта. Надо было летать, а производственная база была нищенская, можно сказать, что её возрождали заново, причём без должного финансирования, модным тогда «хозспособом». Я в «пожарке» работал, в ВОХРе, ограждения не было, весной, летом, осенью «носились» по аэродрому, гоняли скот, который в этих местах пасся испокон веков. Пытались скот загонять, штрафовать владельцев, но население этого не понимало, жаловалось в сельский совет, скандалы, разбирательства, слёзы. В первые годы мы столько бензина сожгли на ЗИЛ-130! Часто безрезультатно, было даже несколько случаев, когда скот появлялся на полосе перед посадкой самолёта, «как из под земли», а это уже тюрьма. Строили дорогостоящее периметровое ограждение с финансирование из «собственных средств», все службы аэропорта, АТБ, даже ЛО привлекали.
Сколько нервов командир потратил. А это далеко не всё, было ещё множество аналогичных «дыр», пока его усилиями не навели более или менее относительный порядок, седым уже от нас командир уходил. Здоровья Вам Вильгельм Павлович! Извините, если что и не так было, мы и сами допускали элементы разгильдяйства,например, зимой, когда особой необходимости и не было, «носились» по полю, зайцев и лис гоняли.
Вильгельм Павлович открывал новый аэропорт и комсомольцы того времени (особенно кто жил в “общаге”) хорошо помнят сколько было проведено субботников и воскресников по уборке территории. Во-первых, вся территория перед вокзалом была вся в ямах и кочках, машинами их счистить не могли (по крайней мере так информировал наш начальник автобазы Кеслер В.И.) и мы вручную, ломами, лопатами счищали каждый бугорок, ровняли, на носилках грунт носили. Потом второе ограждение поставили сетчатое, мы красили все зто голубой краской, работа шла очень медленно. Из города комсомольцы уже не приезжали и я умоляли ребят из общаги выйти помочь, говорила командир просит вас, один раз даже просила автобус, чтобы отвезти нас после субботника на озеро. Мы смогли выполнить эту работу. Спасибо всем!
Ещё один случай, не уверена, будет ли он интересен для других, но я его запомнила. У командира была секретарша Люда, такая крупная девушка с оригинальной прической, броским и эффектным макияжем, но сама по себе грубовата была и воспитание у неё явно «хромало», а ребята про неё говорили, что она выглядит, как изготовленная из «красного дерева», меня она как-то недолюбливала. Однажды я спешила куда-то, нужно было зайти к командиру за советом, забежала в приемную, а она (секретарша) как Александр Матросов своим крупным телом закрыла дверь и, обращаясь на «ты», говорит: «Иди смотри приказ когда, кому и в какое время можно к командиру заходить». Я посмотрела, вижу всё для всех должностных лиц расписано, а секретаря комсомольской организации в списках нет. Она стоит возле двери, а мне надо было срочно к командиру, я посчитала себя обиженной и не сдержалась, у нас началась такая чисто женская потасовка, с визгом и писком. Видимо обеспокоенный шумом вышел командир, удивлённо спросил: «В чем дело?», я ответила, что она меня не пускает, потому что меня в списках нет. Тогда командир повернулся к ней и сказал, что для секретаря комсомольской организации у него дверь открыта в любое время, и обращаясь ко мне: «Тоня, заходите». Я была на «седьмом небе» от счастья!
Пользуясь случаем, хочу также пожелать Вильгему Павловичу огромного здоровья и благополучия!
Отличный руководитель, прекрасный, тактичный человек! Здоровался за руку со всеми, не взирая на должности и стаж работы! Приятный человек, оставил в моей душе только хорошие воспоминания! Желаю здоровья, здоровья и ещё раз здоровья!!! Всех благ тебе, Вильгельм Павлович!!!
Хорошо, что Вильгельм Павлович жив, полон оптимизма, здоров и проживает с супругой в семье сына. Крепкого здоровья, долгих лет жизни ему и его жене. Он показал нам, каким должен быть порядочный руководитель. Самые лучшие воспоминания о нём останутся со мной навсегда.
В бытность Союза пришлось мне работать в вашей области. Летали по трубам, границ тогда не было. Аэропорт Уральск знаю хорошо, заправляться приходилось, иногда и ночевали. До сих пор помню, что обслуживание там всегда было «более или менее», не то что в Гурьеве, например. Там пока три рубля не заплатишь, из технички никто и не выйдет, а если вдруг начнёшь возмущаться, то все орут, что со своим техником летать надо, не любили там «чужих», да похоже и «своих» тоже. Как не говори, а от командира многое зависит.