Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Пятница, 19.04.2024, 06.05.56
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи друзей

Самолет моего детства

 В эти дни родственники, общественность отечественной гражданской авиации, летчики-ветераны вспоминали Серика Шадьярова - одного из первых казахов, кто в 1978 году стал командиром самого мощного в ту пору лайнера гражданской авиации - ТУ-154. Серик Шадьяров ушел из жизни 10 лет назад

Сообщение о том, что Серик Жумагалиевич Шадьяров стал командиром ТУ-154 (одним из первых казахов) появилось в газете "Социалистик Казахстан”: "Из сердца отчизны - Москвы - прибыл очередной рейс ТУ-154, который возглавляет Серик Шадьяров. Он не скрывает своей радости: "Я с детства мечтал стать пилотом. После окончания Краснокутского летного училища моя мечта сбылась. До введения в командиры корабля я налетал в небе 14 тысяч часов. За это время освоил ПО-2, АН-2, Ил-14, АН-24. Сегодня сел за штурвал самого современного самолета ТУ-154 и очень счастлив. Впереди еще много путешествий”. В 1978 году славному летчику было 45 лет.

На борту самолета Серика Шадьярова летал великий писатель Михаил Шолохов, позже - Динмухамед Ахмедович Кунаев. Шадьяров относился к этому без ажиотажа.  Первая запись в трудовой книжке - 1953 год, 1 октября: "Курсант Краснокутского летного училища, город Красный Кут”. 

И вот начало летной карьеры, новая запись в трудовой: "Зачислен в штат на должность пилота во вторую авиаэскадрилью 153-го Объединенного авиаотряда Казахского транспортного управления гражданского воздушного флота”. 1 июня 1957 года подразделение переименовали в Уральский авиаотряд. В 1963 году Шадьярова перевели в Алматинский объединенный авиаотряд. Назначили на должность второго пилота самолета ИЛ-14. В 1966 году переучивается на АН-24, в 1969 году становится командиром этого корабля. В 1973 году Шадьярову присваивают второй класс. В 1975 году Серик Шадьяров переучивается на самолет ТУ-154 и через три года становится командиром этого самолета. Имя Серика Шадьярова - одного из ведущих пилотов советской гражданской авиации - было известно в аэропортах Советского Союза.

В школу пошел в 1941 году, когда началась война. Откуда мечта о полетах? Уже после его ухода из жизни дети нашли запись отца о том, как он впервые увидел самолет в степи, как это впечатление детства определило потом судьбу.

"В 1939 году близ нашего аула Богатырева приземлился самолет. (Серику Шадьярову тогда было шесть лет.) Как обычно, первыми, кто побежал к самолету, когда он приземлился, были босоногие аульские дети. Постепенно подошли и взрослые. Летчики обратились ко взрослым, сказали, куда они направляются, спросили, в какую сторону нужно лететь. Аульчане показали направление. Летчики достали карту, расположили ее на крыле самолета и треугольной линейкой начали расчерчивать маршрут самолета. Летчики завершили свою работу, треугольная линейка соскользнула с крыла самолета на землю. Я заметил это, тихо поднял с земли линейку и спрятал ее под майку. Уже хотел тихонько уйти оттуда с линейкой за пазухой, и в это время летчики начали искать линейку. Когда они спросили, кто взял линейку, никто не ответил. Я стоял, волновался, не знал, что делать... и в это время один летчик заметил, что линейка у меня под майкой. Он подошел ко мне и обратился ко мне. Деваться некуда, пришлось мне вернуть линейку. Летчик пообещал мне, что в следующий раз они мне привезут такую же линейку. Потом он по-русски спросил меня: "Ты хочешь быть летчиком?” Я кивнул головой и ответил по-казахски: "Иќ!” Самолет запомнился мне. Уже став летчиком, я узнал, что это был самолет ПО-2 известного конструктора Поликарпова. Выяснил также, что командиром этого самолета был Борис Лаврентьевич Волков. После встречи с летчиками я начал делать из деревяшек самолет ПО-2, каким его запомнил. И мы с друзьями с тех пор играли в летчиков. Из всех этих мальчишек только я стал летчиком, мои друзья детства тоже получили разные профессии”.

Серик Шадьяров хотел поступать именно в летное училище. Когда он поехал в Краснокутское училище, дед об этом не знал, Серик фактически сбежал. Отец поехал за ним, чтобы вернуть домой. Но, увидев, как решительно настроен Серик, согласился. Русский язык учил как иностранный. 

Серик Шадьяров потом и своим детям вырезал из дерева самолеты. Один из них, Абат, стал летчиком. Незадолго до смерти отца Абат случайно нашел в магазинчике модель ПО-2. Собрал по схеме модель реликтового самолета и дал отцу, который уже не вставал. Серик Жумагалиевич, увидев ПО-2, машину своей юности, обрадовался, долго держал в руках самолет, нашел массу неточностей в модели... Врачи предлагали Серику Жумагалиевичу лечь в больницу, но он отказывался: "Бензин кончается. Самолет идет в пике”. Ушел из жизни Серик Жумагалиевич в 69 лет. Перед смертью напутствовал детей, внуков. Не мог он тогда знать о трагической судьбе сына Абата. Казахстанский летчик погиб в авиакатастрофе в июле 2009 года.

Серик Жумагалиевич Шадьяров вел дневник и писал стихи, но никому об этом не рассказывал. После смерти узнали близкие. В дневнике оставил внуку, внешне на него очень похожему, генеалогическое древо вплоть до седьмого колена - отцов, дедов, прадедов. За несколько лет до смерти Серик Шадьяров поехал по Уральской области с целью найти могилу своего деда. И нашел ее! От Касталовки, районного центра, - километров 20 на восток. Маленький камень на могиле Шадьяра. По дороге делал записи в дневнике. Прадед, Шадьяр, был поэтом, писал песни, стихи. Серику передался этот дар по наследству. В дневнике писал о каждом из своих близких, давал им характеристики, размышлял о судьбе каждого - о сыновьях, дочери, внуках... Но потом все эти записи уничтожил, считая, что не вправе судить о близких. Боялся, что некоторые моменты в записях будут неправильно поняты. Он сказал детям, которые выразили огорчение по поводу уничтоженного дневника: "Каждый человек сам себе судья”.

Галя Галкина «Новое поколение»19 апреля 2012 года

Категория: Статьи друзей | Добавил: donguluk (21.04.2012) | Автор: Галя Галкина E
Просмотров: 3937 | Комментарии: 5 | Теги: Серик Шадьяров, Уральский авиаотряд, По-2, Казталовка, Краснокутское лётное училище, Михаил Шолохов, Динмухамед Кунаев, Богатырёво Уральской области | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
3 Аркадий Пиунов  
0
Уважаемый Артур, я понимаю как Вам дорого каждое воспоминание о вашем отце и сочувствую вам о преждевременной потере близкого человека. Я пришёл в отряд в 67 году и о Серике слышал, тем более, когда открыли в аэропорт Богатырёво, то первым комендантом аэропорта был Шадьяров, предполагаю, что по всей вероятности, это был отец Серика, Ваш дедушка. Я его помню, помню, что сначала нарукавные шевроны он пришил на форменный костюм наоборот - вершиной вниз, как у моряков. Мы ему подсказали, и он оперативно исправил ошибку.

И ещё сводила нас судьба с Сериком на очередном медосвидетельствовании в Алма-Ате, ему было интересно общаться с пилотами из Уральска, он всё время меня расспрашивал о делах в авиаотряде.

При Акиме нашей Уральской области Кушербаеве Кримьеке Елеувовиче был возобновлён рейс по области на Казталовку, Джанибек, Сайхин. И в один из дней Серик летел в Казталовку с женщиной, наверное, с Вашей мамой. Этот рейс в тот день выполнял я. Учитывая, что рейс был не совсем обычным, так как на нём летел старейший работник нашего авиапредприятия, организацией полёта и посадкой в самолёт занимался лично директор нашей авиакомпании «Беркут» Иван Лозовский, а в полёте даже был организован завтрак, представляешь, на АН-2 и в полёте завтрак. Серик был скромным человеком, отказался, сославшись на то, что держит «Уразу».

О Серике в отряде наши «старики» вспоминали часто и я рад, что мне посчастливилось несколько раз даже с ним встретиться. Сам я отлетал 44 календарных года на АН-2 в Уральске. Налёт 20365 часов, а вот в этом году уже запрещают летать; мне уже 65 лет, а в таком возрасте Воздушный кодекс РК запрещает выполнять коммерческие полёты, а жаль, здоровье ещё соответствует, «есть ещё порох в пороховницах». Рад знакомству с Вами, с уважением, Аркадий Пиунов.

4 Ar  
0
Уважаемый Аркадий!

Спасибо за Ваш ответ. Мне и моим родственникам было очень интересно прочитать Ваш комментарий.
Простите, что сразу не ответил.

... Про коменданта в Богатырево- это был действительно мой дед. Я даже в детстве помогал расставлять флажки на ВПП. Правда один раз не так поставил "Т". Летчик с воздуха догадался, что что-то не так, но нормально посадил самолет. ... Нам пришлось выслушать его мнение ... а после я получил нагоняй от деда.

Мне было очень приятно прочесть Ваш рассказ про отца. Я благодарен Вам и другим летчикам за оказанное большое уважение к моему отцу. Взаимоуважение и поддержка среди летчиков вызывает восхищение.

Аркадий, летать отец любил. И на работу ходил, как на праздник. Даже не позволял себе заболеть... ни разу за время работы. Даже был случай, когда в Домодедово оступившись, повредил ногу. До Алма-Аты долетел нормально. А позже выяснилось, что у него был перелом костей стопы...

А еще он рассказывал, как у По-2 в полете оторвался винт. Пропеллер летел вниз прямо на извозчика, ехавшего по дороге и с упал очень близко от телеги. Весь полет винта до самой земли отец проследил. И только убедившись,что никто внизу не пострадал, подумал о том, как посадить самолет...

Много он видел в своей жизни. А жизнь - это его летная работа.
Он тоже немало налетал (я сам подсчитывал по летной книжке - более 23 тыс часов), правда в 59 лет его остановили врачи. Он мог бы еще полетать. Потом заболел и через 10 лет его не стало.
....
Мне всегда трудно писать на эту тему. Поэтому и не мог сразу ответить Вам, Аркадий.

Еще раз спасибо Вам за Ваш рассказ.
Здоровья Вам крепкого.
С уважением,
Артур

2 nepobedimy_gali  
0
Похож на лётчика из фильма "В бой идут одни старики"

1 Артур Шадьяров  
0
Добрый день, Валерий! Ваш сайт случайно нашел, когда искал информацию об отце. Сайт хороший, полезный, много информации об авиации разных поколений.

Видел в Ваших фотоальбомах фотографии, которые сохранились в наших семейных альбомах.
Он тогда занимался фотографированием и сохранились редкие снимки того времени. К сожалению отец умер 10 лет назад.

15 апреля - был день рождения отца. В этот день мы пригласили всех, кто знал отца. Собралось много людей - родственники и конечно летчики, члены экипажа и коллеги отца (наверное человек 150-200). Прошло 10 лет как его нет с нами. 7 дней не дожил до своего дня рождения. Кто не смог приехать, звонили из других городов.

Мы показывали фотографии, фильмы. Вспоминали.
Вспоминали моего брата Абата Он тоже был летчиком. Вторым пилотом Ил-62. Погиб а авиакатастрофе в Мешхеде в 2009 году. Вероятно Вы знаете об этом трагическом случае....

Был бы рад увидеть сообщения тех, кто его знал. Буду рад любой информации о нем (фотографии, статьи, воспоминания...).

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |