Памяти Виктора
Владимировича Сорокина На самой границе Азии и Европы, Казахстана и России, проходящей
по реке Урал, на одном из отрогов Предурального плато раскинулся поселок Бурлин
– моя малая родина. Когда-то (до 1963 года) он был центром Бурлинского
района и этот немаловажный статус обеспечивал процветание поселка. Полнокровно
работали такие предприятия, как имевший
районное значение головной маслозавод,
достаточно крупный кирпичный
завод, механизированный лесхоз с цехом по производству изделий из дерева,
лесничество, мельница, машинно-тракторная мастерская колхоза «40 лет Октября».
По осени давали приличные урожаи яблок колхозные сады (один возле конторы, а другой – в пойменном
лесу, куда по весне на моторных лодках возили нас, учеников, на работы). На окраине поселка функционировал аэродром, на котором два или
три раза в неделю приземлялся биплан «Ан-2», буквально за полчаса доставлявший
пассажиров и почту до областного центра Уральска и обратно. Самый первый раз в
небо я поднялся именно с этого аэродрома, когда на «аннушке» полетел в начале июля 1972 года сдавать
документы в Уральский аэропорт, мечтая стать летчиком гражданской авиации. Культурную жизнь поселка поддерживали Дом культуры (в центре), клуб
лесхоза (на окраине, на выезде в Аксай), районная библиотека, средняя школа,
Уральский техникум механизации сельского хозяйства, в которых была
сосредоточена вся интеллигенция, сеявшая в душах юных бурлинцев «доброе,
разумное, вечное». И, как мне кажется сейчас, эти ростки доброго, разумного,
вечного дали бурные всходы, о чем свидетельствуют жизнь и деятельность многих
моих земляков, прославивших свою малую родину на берегах седого Урала-реки. Пожалуй, самую краткую, но емкую
характеристику нашей малой родины дала Ольга Калинина (Ковалева) в Интернете: «Бурлин: небо – самое ясное,
земля – самая красивая, люди – самые добрые, воспоминания – самые светлые…».
Может быть, в этом пассаже есть некоторое преувеличение, но, несомненно одно –
в этом необыкновенном уголке земли есть что-то такое, что завораживает и
притягивает человека, особенно того, кому посчастливи-лось родиться, жить,
учиться или хотя бы раз побывать в Бурлине. А какая поэтическая природа окружала
наш поселок! Красавец Урал со светлыми в те времена водами, с уремой (пойменным
лесом), где было много ежевики и тёрна, заливные луга с травами почти в рост
человека, реки Утва, Бурла, Канай, Иловатка, озеро Кужное, ленты лесных полос в
сторону Аксая и Ангаты, живые и высохшие пруды с деревьями – все это зелено-голубое
ожерелье придавало Бурлину какое-то
неповторимое очарованье, ощущение которого навечно осталось в моем сердце. Так
хочется воскликнуть: «О, родина моя, Бурлин благословенный!..». Под стать этой прекрасной природе
были и люди Бурлина – представители самых разных национальностей, жившие одной
дружной семьей. Да, поистине был прав знаменитый древнегреческий историк
Фукидид, когда писал: «Город – это люди, а не его стены и не его корабли». Действительно, славу того или иного
населенного пункта, будь то город или село, разносят по всему миру выходцы из
этих мест. В истории Бурлина можно найти имена многих людей, которые в мирном и ратном
труде прославили наш поселок. Первыми среди них приходят на память Герой
Советского Союза Филипп Григорьевич
Волков и Герой Социалис-тического Труда Михаил Иванович Богатырев, кавалер
ордена Славы трех степеней Ковалев, имена которых навечно записаны в анналах
истории Бурлина и Бурлинского района О некоторых известных бурлинцах
можно найти информацию на сайте Donguluk нашего уважаемого земляка Валерия Николаевича Колесникова, бывшего авиатора по профессии, проживающего в настоящее
время в Уральске. Я же хочу рассказать еще об одном
славном бурлинце – Учителе с большой буквы Викторе Владимировиче Сорокине,
которого уже нет на белом свете, но светлая память о нем сохраняется в сердцах
его благодарных учеников. За давностью лет многое стерлось в памяти и поэтому мои воспоминания об
Учителе будут разрозненными, не связанными в одно целое, за что искренне прошу
прощения у читателей. …Один из первых сентябрьских дней
1970 года, наполненных обычной суматохой начала учебной страды. Наш 9 «А»
класс, располагавшийся на втором этаже двухэтажной школы, с нетерпением ожидал
встречи с новыми учителями, гадая, кто из них, о которых ходили легенды в
Бурлинской средней школе, станет преподавать у нас новые предметы. И вот
однажды, когда мы сидели в ожидании урока истории или обществоведения (точно не
помню), в наш класс легкой быстрой походкой, зажав под мышкой журнал и держа в
руках плакаты и указку, вошел худощавый мужчина средних лет, на ходу оглядывая
нас. Он прошел к столу и, положив на него журнал, плакаты и указку,
представился следующим образом: «Сорокин, Виктор Владимирович, 1927 года
выпуска. Я буду вести у вас историю и обществоведение, заодно буду исполнять
обязанности классного руководителя. Прошу любить и жаловать!» Из его короткого рассказа о себе мы
узнали, что он юношей перенес ленинградскую блокаду, чуть не умер от голода, заработал
букет болезней пищеварительной системы и должен всю жизнь принимать таблетки,
пилюли. При этих словах, он вытащил из кармана брюк небольшой флакончик и,
показав его нам, положил обратно. Впоследствии нам не раз пришлось быть
свидетелями, как Виктор Владимирович прямо во время урока, запрокинув голову,
принимал эти таблетки и пилюли. Еще он поведал нам о своей офицерской жизни, о
том, как в Тоцких лагерях испытывали
атомную бомбу и после этого множество солдат и офицеров, включая его, по
состоянию здоровья были уволены из армии. Познакомившись по классному журналу
со всеми нами персонально, он перешел к изложению материала урока. И с первых дней учебы Виктор
Владимирович покорил нас своими знаниями, манерой просто, доступно и интересно объяснять
сложный материал. До сих пор помню аббревиатуру «ПЭИ» (Политика – Экономика –
Идеология), которую он обычно записывал на доске перед началом занятия и
неоднократно обращался к ней при объяснении урока. При этом в ходе урока он
мимоходом касался других тем, но так органично и к месту, что мы совсем не ощущали прерывания его ищущей
мысли, но то, что он говорил в те минуты, навсегда запечатлевалось в наших
душах. Помню, как однажды в 9 классе во
время урока на втором этаже двухэтажной школы Виктор Владимирович, взглянув
через окно в небесную даль и показывая на самолет, который летел, оставляя
инверсионный след над сакскими курганами «Кырык-Оба», сказал: «Летчик – это
самая хорошая профессия на земле». И с той поры в моем сердце загорелась
сокровенная мечта стать летчиком. Прочитал сотни книг о летчиках, стал
выписывать журналы «Авиация и космонавтика», «Крылья Родины», знал назубок все
марки военных и гражданских самолетов, фамилии и имена знаменитых летчиков от
Нестерова до Галлая, был осведомлен о том, в каких городах располагаются
военные и гражданские летные училища – словом беспредельно грезил о небе. Вот
что значит Слово настоящего Учителя, которое прорастает в душах его учеников
могучими всходами! Виктор Владимирович отличался своей
человечностью, добродушно прощая нас за наши проступки, прегрешения, без чего
не бывает полноценной школьной жизни. Я
не припомню ни одного случая за два года его руководства нашим классом, чтобы
он накричал на кого-то из своих учеников, выгнал с урока, не допустил до
занятия или поставил «двойку» за невыученный урок. За это время я не могу
привести ни одного случая проявления грубости с его стороны, раздраженного
состояния, хотя он был, как и все люди, наделен эмоциями, подвержен смене
настроения в зависимости от тех или иных обстоятельств. В суете школьных будней проходили
дни за днями, недели за неделями, месяцы за месяцами. И так прикипели сердцем
мы к Виктору Владимировичу, что при отсутствии его в силу различных причин
буквально чувствовали себя сиротами. Однажды он лег на две недели в больницу и
когда всем классом пришли навестить его, я помню, как он, увидев нас, очень
обрадовался, стал расспрашивать о школьных делах и наших успехах в овладении
знаниями. Еще вспоминается один случай,
характеризующий Виктора Владимировича как человека, готового ради своих
учеников идти на риск, нарушая писанные
и неписанные правила школьной жизни. В десятом классе под новый 1972 год мы
решили устроить в классе бал-маскарад. Для пущего эффекта наша староста Катя
Куликова и креативная выдумщица Таня Саломахина решили расписать стены
классного помещения в новогоднем стиле и попросили разрешения у Виктора
Владимировича осуществить эту, несколько авантюрную, затею. Несмотря на то
обстоятельство, что одноэтажная школа, в которой учились мы, была сдана в
эксплуатацию всего лишь год назад и блестела новизной, он дал следующий ответ:
«Делайте все, что желаете, а я беру на себя всю ответственность». Вечер удался на
славу, после него классное помещение было приведено в порядок, но до нас дошла
весть, что история с раскраской стен стала известна руководству школы, что
Виктора Владимировича вызывали к директору на ковер, но вроде все обошлось
благополучно. Наш обожаемый классный руководитель
жил не только настоящим своих питомцев, но и заботился о нашем будущем. В связи
с этим обстоятельством мне вспоминаются три эпизода. Первый из них связан со стремлением
Виктора Владимировича помочь нам с выбором будущей профессии. С этой целью он
приглашал на классные часы бывших учеников школы, которые учились в вузах, техникумах,
училищах или, окончив учебу, трудились на благо Родины. Помню, как перед нами
выступал сын нашего учителя по начальной военной подготовке Василия Николаевича
Блинцова – Анатолий, который учился в Московском энергетическом институте и еще
курсант Тамбовского летно-технического училища, фамилию которого не могу
вспомнить. Их рассказы были живыми и интересными, потом мы задавали им вопросы
и я думаю, что эти встречи были полезными для нас, которые находились на
перепутье выбора будущей профессии.
Второй эпизод касается проблемы
полового воспитания в школе, которой не уделялось должного внимания в те
времена. Тогда в соответствии с идеологическими канонами эта тема находилась
под негласным запретом, об этом не было принято говорить открыто, что зачастую открывало
дорогу ученикам и ученицам к «половому просвещению» из других, вызывающих
сомнение, источников информации. В подтверждение своих слов хочу привести факт,
действительно имевший место в жизни нашего 10 «А» класса. Однажды во время
перемены я стал свидетелем такой сцены: девушка-одноклассница погналась за
одноклассником, который, вырвав из ее рук общую тетрадь, стал убегать от нее, а
она, зардевшись от стыда, пыталась отобрать ее. В итоге ей не удалось добиться
своей цели, начался очередной урок и во время урока одноклассник показал мне
эту тетрадь, которая от руки была заполнена различными похабными
стихотворениями порнографического характера, в том числе есенинскими. Потом он
вернул девушке тетрадь и это запавшее в память обстоятельство является немым
свидетельством в пользу необходимости корректного и адекватного возрасту учеников старших классов полового воспитания. Так вот Виктор Владимирович по
собственной инициативе несколько классных часов посвятил этой теме. С парнями
нашего класса провел беседу он сам, а с девушками занималась его супруга –
Мария Григорьевна Сорокина, которая преподавала русский язык и литературу.
Лично я из этой обстоятельной и доверительной мужской беседы я вынес многое, что
в будущем сыграло свою положительную роль в общении с лицами противоположного
пола. Самое главное, чему учил нас Виктор Владимирович – это уважительное
отношение к женщине и осознание своей мужской ответственности за ту, которая
станет в будущем твоей благоверной супругой. Третий эпизод напрямую связан с моей
учебой после окончания школы. Как уже говорил выше, со школьной скамьи я
страстно мечтал о небе, но этой мечте, к большому сожалению, не суждено было
сбыться по состоянию здоровья. Вместе с одноклассником Сашей Степанским мы
решили поступить в Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное
училище летчиков Войск противовоздушной обороны страны. По существовавшему
тогда порядку претенденты в военные училища должны были до 1 апреля текущего
учебного года, т.е. до окончания школы, сдавать документы в райвоенкомат,
пройти там медицинскую комиссию. При ее положительной рекомендации, документы
направлялись в областной военкомат, где предстояла еще одна, более серьезная
медицинская комиссия. В Уральске областная комиссия и
«срезала» меня, обнаружив отклонения в электрокардиограмме: диагноз гласил о
неполной блокаде левой ножки пучка Гиса, что закрывало мне дорогу в небо.
Погрузившись в полное отчаяние, через некоторое время пришел в себя и решил
попробовать поступить в летное училище гражданской авиации. Документы сдал в
Уральский аэропорт, а медицинскую комиссию проходил в Актюбинске – региональном
центре Казахского управления гражданской авиации для абитуриентов из Уральской, Актюбинской,
Гурьевской и Кзыл-Ординской областей. Из-за сердца опять не прошел летную
медицинскую комиссию и, убитый горем (Навсегда прощай небо!), не находил себе
места. Председатель медицинской комиссии предложил поступить в техническое
училище гражданской авиации, так состояние моего здоровья позволяет учиться по
специальности «техник». «Будет не совсем приятно перед матерью и родственниками
приехать не поступившим» - подумал я и
согласился с поступившим предложением. После Бурлинской средней школы не
составило большого труда сдать два экзамена, и я поступил в Рыльское
авиационное училище специальных служб гражданской авиации по специальности
«Техник по обслуживанию радиолокационных станций», что в Курской области. После нескольких месяцев учебы на
просторах Средне-Русской возвышенности меня охватила глубокая тоска, какая-то
непонятная хандра и мне пришлось написать письмо Виктору Владимировичу в Бурлин
с рассказом о моем незавидном духовном состоянии. В ответ я получил от него с
небольшим интервалом два письма, которые пролились как бальзам на мою душу.
После этих писем от Виктора Владимировича мне стало лучше, пробудился интерес к
жизни и учебе и я сохранил эти письма на память как самые драгоценные реликвии из моей далекой курсантской жизни. Вот таким высоким профессионалом в
своем деле, добрым, человечным, заботливым, мудрым, бескорыстным, открытым,
дружелюбным человеком был наш любимый классный руководитель, учитель истории и
обществоведения, Учитель от Бога Виктор Владимирович Сорокин. И тем горше
сознавать, что он завершил свой жизненный путь, что его больше нет на этой
земле, что мы, его благодарные ученики, никогда больше не услышим его такой
знакомый голос… Пусть земля будет Вам пухом! Вы заслужили вечную благодарную
память своих учеников! Поистине блажен и счастлив тот
человек, которого выучил и воспитал такой Настоящий Учитель, как наш любимый
Виктор Владимирович Сорокин! И я
искренне горжусь, что был одним из его учеников, и низко склоняю свою голову
перед его памятью. К.Ф.Н,
доцент Тлеу Сулейменов –
от имени выпускников 1972 года 10 «А»
класса Бурлинской средней школы
|