После знакомства с материалами сайта
о нашем авиапредприятии, у меня отпало желание рассуждать на тему развала нашего
отряда. После А.В. Машукова и наши ребята тоже не растерялись и как пауки
вокруг мухи стали высасывать всё, что можно, результат налицо. Это история.
Каждый её пишет сам, как понимает, как всё было. Некоторые с «помарками», как
выгодно, возлагая всю вину на обстоятельства, оправдывая себя. Их внутреннее
состояние мне лично не суждено понять. Бог им судья. Их наказание - это мнение
большинства.
А я хотел бы написать о том, что путь к профессии лётчика не
у всех был прост. О том, как простые запятые в сочинении оттолкнули меня от
профессии лётчика на несколько лет. Это сейчас "пришёл, увидел,
ЗАПЛАТИЛ" и ты уже и инженер, и лётчик, и депутат, и т.п. В наше время
даже коробка конфет считалась попыткой подкупа. Поэтому поступить в учебное
заведение (институт, техникум) было не просто, нужны были твёрдые знания. Вот и
у меня не всё получилось сразу. Напишу немного о себе. Родился я в 1951г в посёлке на берегу
реки Иргиз - это приток реки Волга. Иргиз очень извилистая река, с пологими
берегами, спокойная река. По ней ходил небольшой теплоход, и нам детям
интересно было наблюдать за ним. Он подходил к берегу, забирал людей и шёл
дальше. Из-за того что река извилистая, шёл он до районного центра Пугачёв весь
день. Всё это Саратовская область, а посёлок, в котором я родился, носит
название Старая Порубежка (есть ещё Новая Порубежка). По посёлку протекает
речка Рубежка (от
слова рубеж). Речка делит посёлок на две части. Ходит легенда, что в далёкие
времена это был рубеж между двумя народами, татарами и русскими. Теперь в этих
местах проживает много народностей, в мире и согласии, а речка для всех служит
источником полива огородов. Родители мои простые крестьяне. Их уже нет в живых. А
родителей моих родителей, то есть моих дедов раскулачили, мои родители это
хорошо помнили. Отец фронтовик. Ушёл на фронт в 41, плен, побег опять плен. Когда
лагерь освободили, его вытащили из ямы-могилы. Был он в таком состоянии, что
его сбросили вместе с трупами. Когда такая яма наполнялась, её просто
закапывали. Вот так мой отец вернулся живым с фронта, весь искалеченный, но
живой. В результате он не дожил и до 50 лет. В 1957г отца не стало. Мне было 6
лет, моему брату – 8, были ещё довоенные брат и сестра. Мать растила нас одна. Было
очень трудно, всем было не легко, ведь это послевоенные годы. Но мы росли, и в 1958 году я пошёл в школу. Не могу не
сказать несколько тёплых слов о нашей школе. Школа очень хорошая. Большинство
преподавателей из местных, были учительские династии. О таких учителях можно
только мечтать. Они хорошо знали нас и родителей, а мы их. В школе было много
хороших традиций - это походы с ночёвкой, это и не забываемые пионерские
костры! Множество спортивных мероприятий с выездом в спортивные лагеря. И всё
это без особого контроля. С нами был или старшеклассник или молоденький
преподаватель. И всё было хорошо. Нам доверяли и мы старались оправдать
доверие. Об этом я часто рассказываю детям и внукам, они с трудом верят, что
такое время было. И ещё у нас в школе была хорошая традиция, опрос учеников об
их мечте, а именно, кем мы хотели стать, какая нам нравиться профессия. И мы
вынуждены были задумываться над этим ещё в раннем возрасте. И вот в 7 классе у
нас сразу у троих мальчиков созрело твёрдое решение стать лётчиками. И это неспроста.
О лётном училище в городе Красный Кут я знал давно. В этом
городе жил мой старший брат, который на летние каникулы меня забирал к себе. Вот
там я впервые и увидел самолёты практически рядом. Мне посчастливилось и
увидеть космонавта №2 Германа Степановича Титова. Первые космонавты
приземлялись в Саратовской области, Титов приземлился недалеко от города
Красный Кут. Помню, как весь город бежал на площадь, кто в чём был, в том и
бежал. Никто не хотел пропустить токую возможность увидеть космонавта своими
глазами. Ведь это были великие победы в освоении космоса. Прибежал и я. Позже,
когда я стал курсантом КЛУГА, то мы с ребятами ездили на место приземления, прилетал
и сам космонавт, который выступил перед нами курсантами с короткой речью. Итак, в 1968 г. я закончил школу. Настал момент осуществить свою мечту.
Втроём мы едем в Красный Кут, сдаём документы. Дождались вызова, приехали
проходить медицинскую комиссию. Желающих поступить в это учебное заведение было
очень много. Это не только престижное учебное заведение, но, для некоторых, и
путь освобождения от службы в армии. Отбор очень жёсткий. Вначале проходишь
медицинскую комиссию и, если прошёл, то допустят к экзаменам. Все просто. Но
также просто нас всех троих "срезает" комиссия. У меня шум в сердце,
у другого шрам в ухе, а третьего недостатки в зрении навсегда закрыли дорогу в небо.
Что делать? В Саратове работал центр по подготовке лётчиков-вертолётчиков. Предполагая,
что здоровье у нас соответствует требованиям, а нас формально не допустили к
экзаменам только из-за того, что был очень большой конкурс, мы, вдвоём с другом,
едем в Саратов. Но в последний момент я всё-таки передумал и вернулся назад, для
повторного поступления в КЛУГА. Чтобы не терять время, я окончил курсы
электриков и стал работать в Краснокутском районе. Прошёл год, и я снова сдаю документы в КЛУГА. Теперь
медицинское освидетельствование прошло успешно, куда то пропали шумы в сердце,
хотя их, по-видимому, и не было. Но снова провал, только теперь уже на экзамене
по русскому языку. Пишу много, а ошибок ещё больше. Дальнейшей школой для меня
стала армия. Мой друг закончил вертолётное подразделение центра в Саратове и
стал военным лётчиком, а я ушёл в армию. Армия - это ещё одна часть моей жизни и
я на этом остановлюсь подробнее. В наше время служба в армии очень почётна и уважительна, так
как все понимали, что от состояния армии зависит безопасность нашей страны и
благополучие её народа. И, наверное, человечество не помнит такого времени, чтобы
страну со слабой армией уважали. Вот и наша страна с её, я считаю, явными
недостатками в экономике, была уважаема только благодаря сильной армии. Моя служба началась в Куйбышеве (ныне Самара), район Кряжа. Там
стояла так называемая «Тартуская» дивизия. Это соединение готовило младших
командиров для всех родов войск, с последующей отправкой за границу. Я попал в
роту, где готовят «химиков». В те времена наша страна была среди ведущих
стран-производителей химического оружия. Но наша задача не применение, а защита
от химического, бактериологического и радиоактивного заражения. Одно мы поняли,
что такое оружие лучше не производить, так как при применении его «достанется» обеим
сторонам. Но служба есть служба и после окончания "учебки", меня
направили служить в Польшу, город Вроцлав, что на берегу реки Одер. Старинный красивый город, со
своими замками и гномиками. Теперь это очень популярный город для наших
туристов. У нас был отдельный химический батальон, один на всю Северную группу
войск. Работали с боевыми химическими веществами. Вот тут мы и вспомнили о своём
здоровье, а я ещё планировал поступление в лётное училище. Сохранить здоровье
помогает спорт и тщательная подгонка индивидуальных средств химической защиты,
по «боевому». Не теряю время и готовлю
себя как физически так и теоретически. Надо отдать должное, школьные учебники мне
любезно предоставили наши офицеры. Служба два года,1969-1971. Осенью 1971 года
я вернулся домой. Немного отдохнув, я уехал в Красный Кут и поступил на работу
в лётное училище в качестве моториста. Ну вот я и рядом с самолётами. При
училище были курсы подготовки авиатехников. Их организовал заместитель
начальника училища по технической службе Григорьев, из-за нехватки
обслуживающего персонала. И называли её ГРИГОРЬЕВСКОЙ академией. Окончив эту «академию»,
я получил допуск к самостоятельному техническому обслуживанию самолётов. Жить
от брата перехожу в общежитие, там знакомлюсь с замечательными парнями у
которых та же цель. Мы работаем, принимаем активное участие в жизни училища. Пришло
время и я опять сдаю документы на поступление и снова провал, снова запятые, с
которыми у меня проблемы были и раньше, а тут армия и «вышибло» последнее. А
при поступлении в училище действует ограничение по возрасту, 24года. У меня
остаётся последняя попытка, и я её использую. Нужно подтянуть теорию, но как? Подготовительных курсов не
было а самостоятельно тяжело. И я принимаю решение поступить в вечернюю школу (школа
рабочей молодёжи). Но у меня уже есть среднее образование. Тогда я еду в родную
школу и объясняю директору своё положение. Но какой учитель может быть против
желания учиться? Мне выписывают справку что я закончил 9 классов и ушёл со
школы. За такую справку в те времена по головки бы не погладили. С этой справкой
меня и приняли в школу рабочей молодёжи. Я безумно рад. Теперь я смогу
подготовиться. Как и положено, нас построили для знакомства. Но что я увидел? Нашим
классным руководителем оказалась учительница, которая принимала экзамен по
русскому и литературе в лётном училище. Вот тут то я и почувствовал себя
парашютистом и в тот момент, когда парашют ещё не раскрылся. Я пытался
спрятаться за головы товарищей, с надеждой на то, что нас поступает много и
меня не запомнят. Но, увы, запомнили, наверное, больше меня в сочинении никто
ошибок не делал. Всех отпустили, а меня попросили остаться. Что делать? Пока я
шёл эти пять шагов до учителя, придумал только одно - говорить правду. Сразу
вопрос "вы поступали в лётное училище?" Мой ответ "да". Но
вместо того чтобы распрощаться со мной, этот человек стал винить себя за то,
что не рассмотрел во мне человека желающего учиться. Так я стал другом их
семьи. Её муж преподавал в военном цикле училища.
В школе все быстро узнали, что у меня уже есть среднее
образование. Учителя давали дополнительные занятия, меня готовили. Я им очень
благодарен. Сейчас таких учителей явно не хватает в школах. Так я окончил школу
во второй раз. Был и второй выпускной и второй аттестат. Мне поставили в него
одну четвёрку, остальными были пятёрки. Но теперь у меня два аттестата и я сдаю
документы сразу в два учебных заведения, Краснокутское лётное училище и
Ростовский филиал Киевского авиационного института. Но я успешно поступаю в
лётное училище. Вообще поступать в самом училище было не легко. По математике
принимала Алиса Александровна Ивко. Это неподкупный человек, людей видит
насквозь. И если кто-то пытался протолкнуть кого-то через её мужа, а он был заместителем
командира по лётной работе, она обязательно «завалит» на своём экзамене. Когда
она ехала принимать экзамены в другой город, а она всегда возглавляла приёмную
комиссию, все буквально дрожали. В училище преподавала теоретическую механику.
Справедливая и требовательная. Вот таким был мой не совсем лёгкий путь к профессии лётчика.
В 1973 поступил и в 1975 его закончил. А дальше всё просто - распределение против
моей воли и работа в 137 лётном отряде. Но об этом уже в следующих материалах. Михаил Раков, октябрь 2012, Уральск
Категория статей Михаила Ракова ->
|