По статистике данных урожайности зерновых культур в Западном
Казахстане существовала определённая закономерность. Обычно урожайными и
благоприятными считались чётные года. В некоторых сильных хозяйствах
урожайность достигала до 30 центнеров с гектара и в противоположность им в нечётные
года едва дотягивала до 4-5 ц/га. В эти неблагоприятные, засушливые годы
совхозы и колхозы еле-еле сводили концы с концами, покрывая значительные убытки. Во
второй половине июня 1978 года,
установилась жаркая, но в то же время благоприятная летняя погода. В те добрые
советские времена партия и правительство направляло на помощь по уборке
урожая военных, работников
предприятий, обученных для работы на комбайнах, слесарей, сварщиков и
профессиональных водителей. Командование
Уральского Объединённого авиаотряда направило меня в командировку на помощь по уборке урожая зерновых в совхоз
«Пугачёвский», Бурлинского района. Авиационно-химические работы к тому времени были
уже практически закончены. Меня закрепили
за автомобилем-самосвалом ГАЗ-53 Б, водитель которого пересел за штурвал
комбайна на период хлебоуборки. Таким образом, из 4-х комбайнов «Сибиряк» и 2-х
автомобилей-самосвалов, была создана комсомольско-молодёжная группа, во главе с
секретарём комсомольской организации совхоза Виктором Брагиным. Патриотически
настроенный, трудолюбивый и опытный молодой комсорг повёл нашу группу на битву
за урожай, которая отличалась от военной битвы лишь тем, что здесь не было
слышно выстрелов и взрывов снарядов, не погибали люди, но зато каждый вкладывал
свои силы и нервы в достижение главной цели - быстрейшей уборки урожая с
минимальными потерями, работая почти круглосуточно без выходных дней. Обычно
вставали рано утром « с петухами» и уезжали в поле убирать хлеб. Правилами
дорожного движения перевозка людей в кузове самосвала запрещена, но все комбайнёры со своими помощниками-штурвальными
резво запрыгивали в кузов и мы ехали в поле, где нас дожидались огромные,
выкрашенные в красный цвет хлебоуборочные комбайны. По приезду на поле, они
обслуживали свои уже старенькие, но надёжные машины и уводили их в поле косить
и молотить пшеницу. Каждый комбайн делал один
круг, наполнял бункер зерном и ожидал автомобиль, выкинув при этом вымпел, в
виде красного флажка, а в тёмное время суток периодически моргая светом фар. После
тяжёлой работы и непродолжительного сна, я падал на копну соломы и мгновенно
засыпал, т.к. хроническая усталость и монотонный труд брали своё. От копны соломы исходил
приятный запах свежескошенной травы и обмолоченной пшеницы. Урожайность пшеницы
была настолько велика, что приходилось сначала косить на свал, а затем валки
подбирать и обмолачивать. Каким-то непонятным шестым чувством я просыпался и летел к комбайну с наполненным
бункером. Комбайнёр включал шнек и огромная струя золотистого зерна
устремлялась в кузов автомобиля. При перевозке зерна, борта кузова наращивались
досками, и тоннаж перевозимого груза увеличивался почти в два раза. После
полной загрузки, автомобиль, надрывно завывая двигателем, еле-еле передвигался
по стерне на 1-2 передаче, пока не выезжал на межполевую дорогу, ведущую на ток
к центральной усадьбе совхоза. К 12
часам дня уставшие и грязные от пыли механизаторы подтягивались на обед в
полевой стан бригады, расположенной на берегу небольшой речки Утва. Под большим
деревянным навесом был вкопан прямо в землю длинный деревянный стол, по обе
стороны которого стояли такие же длинные скамейки. Механизаторы рассаживались
по своим, давно определённым местам и с
огромным аппетитом припадали к железным мискам с наваристым и густым борщом.
После второго блюда и салата из свежих овощей, пили холодный компот из
сухофруктов. Наевшись вдоволь, хлеборобы ложились в тень прямо на землю и томно
дремали, пока не раздавался громкий голос старика, привезшего на подводе в
большой деревянной бочке холодной, родниковой воды. Все пили воду большими,
жадными глотками, зачерпывая черпаком воду
прямо из бочки. Затем сняв чёрные комбинезоны и раздевшись до трусов, механизаторы
и водители прыгали с разбега в речку Утву, вода в которой была настолько
прозрачной и чистой, что даже на большой глубине просматривалась вся водная
растительность и стайки многочисленных рыбёшек. Однажды,
загрузившись на току очищенным зерном, я выехал на асфальт автодороги, ведущей из
Бурлина на Аксай и повёз зерно на элеватор. На обочине дороги стоял пожилой
старик-чеченец с большим деревянным чемоданом, который голосовал проезжающим
мимо грузовикам. Поскольку военным
водителям было строго запрещено перевозить пассажиров, я остановился и подобрал попутчика до
железнодорожного вокзала. Усевшись в кабину, старик начал укладывать между ног
свой чемодан и, наверное, нажал на рычаг отбора мощности подъёма кузова. Примерно через 80-100метров, я почувствовал резкий рывок
вперёд и остановился. Кузов был полностью поднят, всё зерно из него высыпалось
на асфальт толстым слоем. Старик веником подметал, а я ведром носил и высыпал
пшеницу в кузов. Высыпав последнее 800-ое ведро, как подкошенный я рухнул на
горячий асфальт. Собрав последние силы, мы вдвоём закинули наверх тяжёлый
злополучный чемодан и тронулись в путь дальше. Не
доезжая до Аксая метров 500, на посту ГАИ, нас остановил гаишник и тут вдруг
откуда не возьмись к автомобилю подбежали пионеры и стали бить по кузову
большими деревянными молотками. Если из кузова сыпалось зерно и не был натянут
тент, то они записывали в свои блокноты номер машины, фамилию водителя и название хозяйства, при этом докладывали
своему «бугру»-пионеру Пете, который грозился при повторном попадании к ним в
руки отметить этот вопиющий факт в районной газете «Красный луч».Водители
намного больше боялись этого грозного пионерского патруля, ведущего
непримиримую борьбу с потерями зерновых, чем самого милиционера-гаишника. Высадив
своего горе-попутчика и разгрузившись на элеваторе, я подъехал к весовой,
взвешивающей пустой автомобиль и стал в очередь за военным автомобилем ЗИЛ-157,
такие автомобили называли почему-то «Мармон». Видно от сильного переутомления,
меня потянуло на сон, и вскоре я уснул прямо на баранке автомобиля. Через
некоторое время по кабине постучал молодой солдат и попросил отъехать немного
назад, т.к. он не мог запустить двигатель и его должны отбуксировать на
площадку. Время уже было далеко за полночь, в темноте плохо различались рядом
стоящие автомобили и при движении задним ходом, я через мгновение почувствовал
сзади удар и резко нажал на педаль тормоза, предчувствуя что-то недоброе. Через
несколько секунд перед дверью автомобиля появился солдат, державший в руках
большую монтировку. На вид ему было лет сорок. Сивые, редкие волосы
беспорядочно торчали у него из начинающей лысеть головы. Холодный и решительный
взгляд его зелёных глаз уставился на меня в упор. Он закричал бешеным голосом:
«Выходи, сейчас я тебя прибью». Конечно, погибать в таком возрасте не хотелось,
и в голове мелькали мысли, что же предпринять в таком случае. Сразу вспомнил,
что лучшая защита - это нападение. Я нагнулся к полику кабины, взял в руку
монтажку, резко открыл дверь и, спрыгнув на землю, закричал: «Как стоишь перед
офицером». Оторопев от моей наглости и напористости, он отпрянул назад и уже
спокойным голосом сказал: «Иди и посмотри, что ты мне наделал». Я оказался на
целую голову выше его и покрепче, да и монтажка была у меня подлиннее. Поэтому старый
солдат решил со мною не связываться. Когда мы подошли к его автомобилю, то я
увидел, что я ему задней частью своего кузова разбил все фары, подфарники, а
также решётку радиатора и капот. Его грузовой военный автомобиль ГАЗ-52 был
совершенно новый, светло-голубого цвета, предназначенный для так называемых «солдат-партизан»,
призванных на время уборки урожая. После завершения хлебоуборки эти новые
машины распределялись по сельским
хозяйствам. Надо было
что-то быстро решать, и я попросил солдата поехать за мной в совхоз. Прибыв на машинный двор и договорившись со сторожем, мы
подъехали к списанному, такого же цвета автомобилю, стоявшему в «калашном» ряду.
Буквально через пару часов автомобиль стоял как новенький. Я снял со своего
автомобиля всю оптику и поставил ему. Затем предложил ему проехать на берег речки Утва,
где мы искупались, сняв стресс после случившегося. Возле камышей на надувном
баллоне сидел подросток-рыбачок, мирно удивший рыбу. В обмен на катание на моём
автомобиле, он отдал нам всю пойманную рыбу. Словно впадая в детство, старый
солдат начал кататься по степи на велосипеде рыбачка, который лихо, но умело
катался на моём автомобиле вдоль берега реки. Я же занялся приготовлением
нехитрого шоферского завтрака. Развёл костёр, почистил рыбу и в качестве хлеба
насыпал горку свежего зерна. За столом, разложенным на газете, прямо на земле
мы втроём вкусно позавтракали, и вдруг старый солдат меня спросил: «Не загнул
ли я с офицерством?» Я поведал ему о том, что работаю пилотом в Уральском
аэропорту и имею звание лейтенанта запаса ВС, а здесь так же как и он прислан в
помощь по уборке урожая. Вскоре солдат крепко уснул прямо на земле, а я поехал
на поле, где меня уже заждались комбайны с полными бункерами пшеницы. Когда в
этой бригаде мы полностью убрали хлеб, нас направили на уборку в п. Бестау,
расположенный к северу в 18 км
от центральной усадьбы. Работая на току, ко мне подошёл весовщик тока Батырбек
и пригласил в гости, т.к. был день Авиации -18 августа. Расположившись на полу
за дастарханом, накрытым в летней кухне, мы мирно ужинали с его родителями,
поздравляя друг друга с праздником. Обстановка была мирная и приятная. Но вдруг
глаза Батырбека налились кровью, он схватил кухонный нож и метнул в меня. Я еле
увернулся и нож воткнулся в стену, позади меня. Родители громко запричитали, а
я накинулся на Батырбека, скрутил его и быстро попрощавшись, я вышел на улицу.
Закурил и подошёл к кабине автомобиля, как вдруг дверь с шумом открылась, и из
дома выбежал разъярённый Батырбек с ружьём в руках. Он начал бегать за мной
вокруг машины, при этом хрипел и дико ругался отборным матом и я, улучив удобный случай, запрыгнул в кузов
автомобиля. Устав от безумия и полной растерянности, он остановился возле
заднего колеса и тут я сверху набросился на него и, отобрав ружьё, начал
приводить его в чувство, нанося удары прикладом по его заднему месту. Когда он
полностью сник и поднял руки, прося о
помощи, я ещё раз стукнул ружьём о кузов, после чего оно разлетелось по
сторонам, сел в автомобиль и уехал. Примерно
через 5км. спустился в глубокий овраг,
остановился и заглушил двигатель. Недалеко от машины, где-то в зарослях камыша
квакали лягушки, было темно, но на небе
чётко просматривались яркие звёзды и созвездия. Почему же так всё произошло,
что я сделал не так, кого обидел? Находясь в скверном состоянии, я ходил по дну
оврага взад и вперёд, размышляя и анализируя случившееся. Утром ,проснувшись от
первых восходящих лучей солнца, я всё-таки решил ехать опять на ток и выяснить в чём дело. На току ко мне подошли
друзья Батырбека и мы очень приветливо пожали друг другу руки. Рядом с нами
трудились студенты и школьники, разгружая бортовые автомобили большими
железными савками на ленточный транспортёр. Через некоторое время из саманного
домика весовой вышел Батырбек и подойдя к нам очень дружелюбно поприветствовал
нас и по дружески всех обнял. Затем он начал снимать рубашку и брюки и
показывать ссадины и гематомы на своём теле, украшенном многочисленными
наколками, при этом даже как бы хвалясь многочисленными ранами и шрамами. Как потом оказалось, отсидев
за покушение на убийство и кражу зерна восемь лет, он страдал мазохизмом. Приняв
достаточное количество спиртного, он специально нарывался на друзей, да и
на кого угодно, его нещадно избивали, а на утро он ходил по отделению и всем хвалился
и рассказывал об этом, с гордостью и подробностями его избиения и видно очень
сильно любил это экзотическое, а в то время для нас абсолютно непонятное,
занятие. Как-то под вечер, мы с Геннадием Брагиным, родным братом нашего комсорга,
приехали на новое поле и мирно беседовали, дожидаясь своих комбайнов. Вдруг
откуда-то потянуло запахом горелой пшеницы. Геннадий быстро помчался в посёлок за людьми, и сообщить в
пожарную охрану центральной усадьбы
совхоза. А я подъехал к горящему очагу. Горела спелая пшеница, пламя
распространялось очень быстро и достав
из-за сиденья мешок и вылив всю воду из радиатора автомобиля на него, я начал
тушить огонь. Белый дым застилал глаза, красное пламя, распространявшееся по
ветру, безжалостно съедало уже полностью поспевшую, с большими налившимися
колосьями пшеницу. Приехавшие люди стали окапывать лопатами пшеницу, преграждая
путь огню. Подоспевшая через полчаса
пожарная машина почему-то оказалась без воды. Где-то через три часа, пожар был
полностью потушен и подоспевшие комбайнёры, заливали воду из своих термосов в
радиатор моего автомобиля. Изрядно уставшие и грязные, мы с большим сожаленьем
смотрели на довольно таки огромную часть выжженного хлебного поля, но гордость
за совершённый, почти геройский поступок, отложилась у меня в памяти навсегда. На следующий
день утром на зерноток прибыло начальство из района и совхоза. После пламенной
речи директора совхоза Солдатова Евгения Ивановича, нам с Геннадием вручили
почётные грамоты и денежную премию в размере 21 рубль каждому. Хлебоуборку
мы закончили в середине сентября, убирая
последними просо и кукурузу с полей на
ток. А через месяц пришло сообщение из Уральска, что каждый комбайнёр и
водитель нашей комсомольско-молодёжной
группы от ВДНХ награждён приобретением легкового автомобиля за наличные
деньги и грамотами за высокие показатели по уборке урожая -78. В честь
передовой бригады был поднят возле конторы совхоза красный флаг, а на доске
почёта перечислялись наши имена, перевыполнивших план уборки урожая на 300
процентов. Когда я
поехал получать свой первый в жизни и честно заработанный автомобиль на
торговую базу Облпотребсоюза, находившуюся по улице Гвардейской, оказалось, что
мне достался автомобиль ВАЗ-2103 без радиоприёмника. Я не поленился и поехал на
квартиру, которую снимал у контролёра
кинотеатра «Мелькруп комбината» т. Тоси. Квартира интересна тем, что до меня
здесь жили и снимали эту квартиру КВС Чернопятов Николай и дежурная по перрону
аэропорта Валентина Байгунасова, конечно в разное время. Я переоделся в лётную
форму и пошёл на приём к председателю Облпотребсоюза Карташову Михаилу
Алексеевичу, который сжалившись надо мной, поставил условие, что после
приобретения нагрузки (огромной стопы никому ненужных книг) за 80 рублей, он
ставит свою резолюцию о продаже мне автомобиля с радиоприёмником. Можно только
представить моё состояние, когда оплатив за покупку 7762 рубля, я выехал из ворот
торговой, базы на новеньком, белого цвета, ещё пахнущем свежей заводской
краской, личном автомобиле ВАЗ-2103, полученный государственный номер 21-15 ЗКИ
которого, помню до сих пор. Владимир Калюжный, апрель 2012, Самара
|