Категории раздела

Мои статьи [125]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [112]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Личная жизнь [18]
Размышления и документы жизни автора. Экономический анализ бюджета семьи и другие личные и интимные подробности жизни.
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [7]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [38]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [45]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
А.С. Пелипец и его потомки [12]
Воспоминания нашего земляка, военного лётчика - Пелипец Александра Семёновича. Статьи друзей и родственников
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [28]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [8]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [6]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница Жанаузень марченко пенсия ленин коммунизм масон donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек Советский Союз выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Маренков Анатолий Кассель Уральский Аэропорт Рахимов Мамаджон Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники россия Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Социализм Фурманово Природа Свобода оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие симферополь безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень кустанай Джаныбек совхоз Пугачёвский кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов смирнов дефолиация Западно-Казахстанская область Михаил Захаров Джизак Дмитрий Сацкий Молотков АГАПОВ Пиунов Карачаганак Павел Шуков Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу доходы Капустин Яр расходы Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка песчанка аксай Надежда Тузова кравченко Пётр Кузнецов Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Рысачок Гидропресс апа АТБ Амангалиев О.И. пожар двигателя Як-12 Пугачёвский КДП капитан УТР Сергей Бормотин дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак санитарное задание Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев пятигорск Анатолий Нестулеев маи Виктор Рябченко пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов таллин Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского петренко Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин семейный бюджет джезказган База ЭРТОС Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов слон Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур парашют владивосток орал Заяц котов Яков Сегал петухово
Суббота, 24.06.2017, 13.49.35
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи друзей

Жаркое лето 1978 года

 По статистике данных  урожайности зерновых культур в Западном Казахстане существовала определённая закономерность. Обычно урожайными и благоприятными считались чётные года. В некоторых сильных хозяйствах урожайность достигала до 30 центнеров с гектара и в противоположность им в нечётные года едва дотягивала до 4-5 ц/га. В эти неблагоприятные, засушливые годы совхозы и колхозы еле-еле сводили концы с концами, покрывая значительные убытки.

Во второй  половине июня 1978 года, установилась жаркая, но в то же время благоприятная летняя погода. В те добрые советские времена партия и правительство направляло на помощь по уборке урожая  военных, работников предприятий, обученных для работы на комбайнах, слесарей, сварщиков и профессиональных водителей. Командование Уральского Объединённого авиаотряда направило меня  в командировку на  помощь по уборке урожая зерновых в совхоз «Пугачёвский», Бурлинского района. Авиационно-химические работы к тому времени были уже практически закончены.

Меня закрепили за автомобилем-самосвалом ГАЗ-53 Б, водитель которого пересел за штурвал комбайна на период хлебоуборки. Таким образом, из 4-х комбайнов «Сибиряк» и 2-х автомобилей-самосвалов, была создана комсомольско-молодёжная группа, во главе с секретарём комсомольской организации совхоза Виктором Брагиным. Патриотически настроенный, трудолюбивый и опытный молодой комсорг повёл нашу группу на битву за урожай, которая отличалась от военной битвы лишь тем, что здесь не было слышно выстрелов и взрывов снарядов, не погибали люди, но зато каждый вкладывал свои силы и нервы в достижение главной цели - быстрейшей уборки урожая с минимальными потерями, работая почти круглосуточно без выходных дней.

Обычно вставали рано утром « с петухами» и уезжали в поле убирать хлеб. Правилами дорожного движения перевозка людей в кузове самосвала запрещена, но  все комбайнёры со своими помощниками-штурвальными резво запрыгивали в кузов и мы ехали в поле, где нас дожидались огромные, выкрашенные в красный цвет хлебоуборочные комбайны. По приезду на поле, они обслуживали свои уже старенькие, но надёжные машины и уводили их в поле косить и молотить пшеницу. Каждый комбайн делал один круг, наполнял бункер зерном и ожидал автомобиль, выкинув при этом вымпел, в виде красного флажка, а в тёмное время суток периодически моргая светом фар.

После тяжёлой работы и непродолжительного сна, я падал на копну соломы и мгновенно засыпал, т.к. хроническая усталость и монотонный  труд брали своё. От копны соломы исходил приятный запах свежескошенной травы и обмолоченной пшеницы. Урожайность пшеницы была настолько велика, что приходилось сначала косить на свал, а затем валки подбирать и обмолачивать. Каким-то непонятным шестым чувством  я просыпался и летел к комбайну с наполненным бункером. Комбайнёр включал шнек и огромная струя золотистого зерна устремлялась в кузов автомобиля. При перевозке зерна, борта кузова наращивались досками, и тоннаж перевозимого груза увеличивался почти в два раза. После полной загрузки, автомобиль, надрывно завывая двигателем, еле-еле передвигался по стерне на 1-2 передаче, пока не выезжал на межполевую дорогу, ведущую на ток к центральной усадьбе совхоза.

К 12 часам дня уставшие и грязные от пыли механизаторы подтягивались на обед в полевой стан бригады, расположенной на берегу небольшой речки Утва. Под большим деревянным навесом был вкопан прямо в землю длинный деревянный стол, по обе стороны которого стояли такие же длинные скамейки. Механизаторы рассаживались по своим, давно определённым местам и  с огромным аппетитом припадали к железным мискам с наваристым и густым борщом. После второго блюда и салата из свежих овощей, пили холодный компот из сухофруктов. Наевшись вдоволь, хлеборобы ложились в тень прямо на землю и томно дремали, пока не раздавался громкий голос старика, привезшего на подводе в большой деревянной бочке холодной, родниковой воды. Все пили воду большими, жадными глотками, зачерпывая черпаком воду  прямо из бочки. Затем сняв чёрные комбинезоны и раздевшись до трусов, механизаторы и водители прыгали с разбега в речку Утву, вода в которой была настолько прозрачной и чистой, что даже на большой глубине просматривалась вся водная растительность и стайки многочисленных рыбёшек.

Однажды, загрузившись на току очищенным зерном, я выехал на асфальт автодороги, ведущей из Бурлина на Аксай и повёз зерно на элеватор. На обочине дороги стоял пожилой старик-чеченец с большим деревянным чемоданом, который голосовал проезжающим мимо грузовикам. Поскольку военным  водителям было строго запрещено перевозить пассажиров,  я остановился и подобрал попутчика до железнодорожного вокзала. Усевшись в кабину, старик начал укладывать между ног свой чемодан и, наверное, нажал на рычаг отбора мощности подъёма кузова.  Примерно через  80-100метров, я почувствовал резкий рывок вперёд и остановился. Кузов был полностью поднят, всё зерно из него высыпалось на асфальт толстым слоем. Старик веником подметал, а я ведром носил и высыпал пшеницу в кузов. Высыпав последнее 800-ое ведро, как подкошенный я рухнул на горячий асфальт. Собрав последние силы, мы вдвоём закинули наверх тяжёлый злополучный чемодан и тронулись в путь дальше.

Не доезжая до Аксая метров 500, на посту ГАИ, нас остановил гаишник и тут вдруг откуда не возьмись к автомобилю подбежали пионеры и стали бить по кузову большими деревянными молотками. Если из кузова сыпалось зерно и не был натянут тент, то они записывали в свои блокноты номер машины, фамилию водителя  и название хозяйства, при этом докладывали своему «бугру»-пионеру Пете, который грозился при повторном попадании к ним в руки отметить этот вопиющий факт в районной газете «Красный луч».Водители намного больше боялись этого грозного пионерского патруля, ведущего непримиримую борьбу с потерями зерновых, чем самого милиционера-гаишника.

Высадив своего горе-попутчика и разгрузившись на элеваторе, я подъехал к весовой, взвешивающей пустой автомобиль и стал в очередь за военным автомобилем ЗИЛ-157, такие автомобили называли почему-то «Мармон». Видно от сильного переутомления, меня потянуло на сон, и вскоре я уснул прямо на баранке автомобиля. Через некоторое время по кабине постучал молодой солдат и попросил отъехать немного назад, т.к. он не мог запустить двигатель и его должны отбуксировать на площадку. Время уже было далеко за полночь, в темноте плохо различались рядом стоящие автомобили и при движении задним ходом, я через мгновение почувствовал сзади удар и резко нажал на педаль тормоза, предчувствуя что-то недоброе. Через несколько секунд перед дверью автомобиля появился солдат, державший в руках большую монтировку. На вид ему было лет сорок. Сивые, редкие волосы беспорядочно торчали у него из начинающей лысеть головы. Холодный и решительный взгляд его зелёных глаз уставился на меня в упор. Он закричал бешеным голосом: «Выходи, сейчас я тебя прибью». Конечно, погибать в таком возрасте не хотелось, и в голове мелькали мысли, что же предпринять в таком случае. Сразу вспомнил, что лучшая защита - это нападение. Я нагнулся к полику кабины, взял в руку монтажку, резко открыл дверь и, спрыгнув на землю, закричал: «Как стоишь перед офицером». Оторопев от моей наглости и напористости, он отпрянул назад и уже спокойным голосом сказал: «Иди и посмотри, что ты мне наделал». Я оказался на целую голову выше его и покрепче, да и монтажка была у меня подлиннее. Поэтому старый солдат решил со мною не связываться. Когда мы подошли к его автомобилю, то я увидел, что я ему задней частью своего кузова разбил все фары, подфарники, а также решётку радиатора и капот. Его грузовой военный автомобиль ГАЗ-52 был совершенно новый, светло-голубого цвета, предназначенный для так называемых «солдат-партизан», призванных на время уборки урожая. После завершения хлебоуборки эти новые машины распределялись  по сельским хозяйствам.

Надо было что-то быстро решать, и я попросил солдата поехать за мной в совхоз. Прибыв на  машинный двор и договорившись со сторожем, мы подъехали к списанному, такого же цвета автомобилю, стоявшему в «калашном» ряду. Буквально через пару часов автомобиль стоял как новенький. Я снял со своего автомобиля всю оптику и поставил ему. Затем  предложил ему проехать на берег речки Утва, где мы искупались, сняв стресс после случившегося. Возле камышей на надувном баллоне сидел подросток-рыбачок, мирно удивший рыбу. В обмен на катание на моём автомобиле, он отдал нам всю пойманную рыбу. Словно впадая в детство, старый солдат начал кататься по степи на велосипеде рыбачка, который лихо, но умело катался на моём автомобиле вдоль берега реки. Я же занялся приготовлением нехитрого шоферского завтрака. Развёл костёр, почистил рыбу и в качестве хлеба насыпал горку свежего зерна. За столом, разложенным на газете, прямо на земле мы втроём вкусно позавтракали, и вдруг старый солдат меня спросил: «Не загнул ли я с офицерством?» Я поведал ему о том, что работаю пилотом в Уральском аэропорту и имею звание лейтенанта запаса ВС, а здесь так же как и он прислан в помощь по уборке урожая. Вскоре солдат крепко уснул прямо на земле, а я поехал на поле, где меня уже заждались комбайны с полными бункерами пшеницы.

Когда в этой бригаде мы полностью убрали хлеб, нас направили на уборку в п. Бестау, расположенный к северу в 18 км от центральной усадьбы. Работая на току, ко мне подошёл весовщик тока Батырбек и пригласил в гости, т.к. был день Авиации -18 августа. Расположившись на полу за дастарханом, накрытым в летней кухне, мы мирно ужинали с его родителями, поздравляя друг друга с праздником. Обстановка была мирная и приятная. Но вдруг глаза Батырбека налились кровью, он схватил кухонный нож и метнул в меня. Я еле увернулся и нож воткнулся в стену, позади меня. Родители громко запричитали, а я накинулся на Батырбека, скрутил его и быстро попрощавшись, я вышел на улицу. Закурил и подошёл к кабине автомобиля, как вдруг дверь с шумом открылась, и из дома выбежал разъярённый Батырбек с ружьём в руках. Он начал бегать за мной вокруг машины, при этом хрипел и дико ругался отборным матом  и я, улучив удобный случай, запрыгнул в кузов автомобиля. Устав от безумия и полной растерянности, он остановился возле заднего колеса и тут я сверху набросился на него и, отобрав ружьё, начал приводить его в чувство, нанося удары прикладом по его заднему месту. Когда он полностью сник и поднял руки, прося  о помощи, я ещё раз стукнул ружьём о кузов, после чего оно разлетелось по сторонам, сел в автомобиль и уехал.

Примерно через 5км. спустился  в глубокий овраг, остановился и заглушил двигатель. Недалеко от машины, где-то в зарослях камыша квакали лягушки, было темно, но на  небе чётко просматривались яркие звёзды и созвездия. Почему же так всё произошло, что я сделал не так, кого обидел? Находясь в скверном состоянии, я ходил по дну оврага взад и вперёд, размышляя и анализируя случившееся. Утром ,проснувшись от первых восходящих лучей солнца, я всё-таки решил ехать опять на ток  и выяснить в чём дело. На току ко мне подошли друзья Батырбека и мы очень приветливо пожали друг другу руки. Рядом с нами трудились студенты и школьники, разгружая бортовые автомобили большими железными савками на ленточный транспортёр. Через некоторое время из саманного домика весовой вышел Батырбек и подойдя к нам очень дружелюбно поприветствовал нас и по дружески всех обнял. Затем он начал снимать рубашку и брюки и показывать ссадины и гематомы на своём теле, украшенном многочисленными наколками, при этом даже как бы хвалясь многочисленными  ранами и шрамами. Как потом оказалось, отсидев за покушение на убийство и кражу зерна восемь лет, он страдал мазохизмом.

Приняв достаточное количество спиртного, он специально нарывался на друзей, да и на  кого угодно, его нещадно избивали, а  на утро он ходил по отделению и всем хвалился и рассказывал об этом, с гордостью и подробностями его избиения и видно очень сильно любил это экзотическое, а в то время для нас абсолютно непонятное, занятие.

Как-то под вечер, мы с Геннадием Брагиным, родным братом нашего комсорга, приехали на новое поле и мирно беседовали, дожидаясь своих комбайнов. Вдруг откуда-то потянуло запахом горелой пшеницы. Геннадий быстро  помчался в посёлок за людьми, и сообщить в пожарную охрану  центральной усадьбы совхоза. А я подъехал к горящему очагу. Горела спелая пшеница, пламя распространялось очень быстро и  достав из-за сиденья мешок и вылив всю воду из радиатора автомобиля на него, я начал тушить огонь. Белый дым застилал глаза, красное пламя, распространявшееся по ветру, безжалостно съедало уже полностью поспевшую, с большими налившимися колосьями пшеницу. Приехавшие люди стали окапывать лопатами пшеницу, преграждая путь огню. Подоспевшая  через полчаса пожарная машина почему-то оказалась без воды. Где-то через три часа, пожар был полностью потушен и подоспевшие комбайнёры, заливали воду из своих термосов в радиатор моего автомобиля. Изрядно уставшие и грязные, мы с большим сожаленьем смотрели на довольно таки огромную часть выжженного хлебного поля, но гордость за совершённый, почти геройский поступок, отложилась у меня в памяти навсегда.

На следующий день утром на зерноток прибыло начальство из района и совхоза. После пламенной речи директора совхоза Солдатова Евгения Ивановича, нам с Геннадием вручили почётные грамоты и денежную премию в размере 21 рубль каждому.

Хлебоуборку мы закончили в  середине сентября, убирая последними  просо и кукурузу с полей на ток. А через месяц пришло сообщение из Уральска, что каждый комбайнёр и водитель нашей комсомольско-молодёжной  группы от ВДНХ награждён приобретением легкового автомобиля за наличные деньги и грамотами за высокие показатели по уборке урожая -78. В честь передовой бригады был поднят возле конторы совхоза красный флаг, а на доске почёта перечислялись наши имена, перевыполнивших план уборки урожая на 300 процентов.

Когда я поехал получать свой первый в жизни и честно заработанный автомобиль на торговую базу Облпотребсоюза, находившуюся по улице Гвардейской, оказалось, что мне достался автомобиль ВАЗ-2103 без радиоприёмника. Я не поленился и поехал на квартиру, которую  снимал у контролёра кинотеатра «Мелькруп комбината» т. Тоси. Квартира интересна тем, что до меня здесь жили и снимали эту квартиру КВС Чернопятов Николай и дежурная по перрону аэропорта Валентина Байгунасова, конечно в разное время. Я переоделся в лётную форму и пошёл на приём к председателю Облпотребсоюза Карташову Михаилу Алексеевичу, который сжалившись надо мной, поставил условие, что после приобретения нагрузки (огромной стопы никому ненужных книг) за 80 рублей, он ставит свою резолюцию о продаже мне автомобиля с радиоприёмником.

Можно только представить моё состояние, когда оплатив за покупку 7762 рубля, я выехал из ворот торговой, базы на новеньком, белого цвета, ещё пахнущем свежей заводской краской, личном автомобиле ВАЗ-2103, полученный государственный номер 21-15 ЗКИ которого, помню до сих пор.

Владимир Калюжный, апрель 2012, Самара

Категория: Статьи друзей | Добавил: donguluk (17.04.2012) | Автор: Владимир Калюжный E
Просмотров: 2051 | Комментарии: 4 | Теги: В. Байгунасова, Н. Чернопятов, совхоз Пугачёвский, река Утва, Виктор Брагин, Карташов М.А., Владимир Калюжный, Солдатов Е.И., Бестау, Бурлинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4  
Знаете, когда мой сын начал рассказывать, какой урон нанесла целина Казахстану, я просила его не верить на слово тому, что написано, а послушать еще старшее поколение. Я рассказала, как учились при лампе и село ожило только, когда началась целина. С какими концертами приезжали на целину знаменитости. Какие дворцы культуры отгрохали. Какие библиотеки были. Вместе с целиной пришла цивилизация. И мы, выросшие в селе, не чувствовали себя "Фросей Бурлаковой". Все самое лучшее и светлое в Казахстане связано с целиной. Прошло немного времени и сын сказал мне: "Мама моего друга Кайшарги говорит про целину так же как ты, наверное так и было"

3  
Я, конечно, не претендую на профессиональную оценку литературных достоинств рассказа, но мне он очень нравится грамотным изложением мысли. Автор очень достоверно описал атмосферу нашего времени. Думаю, что многие основополагающие мысли сюжета будут просто открытием для современного поколения. Сейчас мало кто представляет, как мы жили в эпоху социализма, каким духовным и материальным ценностям были подвержены. Атмосфера взаимоотношений между людьми того времени описана более чем правдоподобно и естественно. Вполне сложившийся язык публициста является основанием для публикации подобных очерков и эссе. Так держать! И поменьше слушайся всевозможных советов и рекомендаций, без надуманных литературных изысков рассказ только выигрывает своей непосредственностью и становится более привлекательным для читателей всех возрастов.

2  
belkva
Весьма спорное утверждение про "живость" и "правдивость", такие выражения кроме как банальностью, штампом, графоманством и псевдолитературностью назвать нельзя.

1  
Молодец, Володя! Хорошо написал.Главное вижу что очень грамотно используешь мои рекомендации.Имею ввиду "приятный запах свежескошенной травы и обмолоченной пшеницы" и другие моменты.Рассказ сразу становится живым и правдивым. Удачи!

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017 |