Издревле в Западной Европе поведение человека, его социальные отношения рассматривались и рассматриваются до сих пор с позиции понятия «Индивид».Философское представление о понятии «Индивид» происходит от латинского individuum – неделимое, как отдельное живое существо, особь, отдельный человек – в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Все социально-экономические и культурно-исторические достижения, базирующиеся на индивидуалистической психологии человека-индивида, определили тупиковый путь развития всего человечества. Человек остановился в эволюционном процессе саморазвития, как объекта Мироздания, но развился как субъект преобразования окружающей среды в своих эгоистических интересах. Для подтверждения такого вывода воспользуемся неоспоримыми историческими фактами.
Известный древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского Аристотель (384 – 322 до Р.Х.) отмечал, что человек вне общества – или бог, или зверь. Исторические события того времени подтверждают жестокость того времени. Например, в Древнем Риме и во времена Республики, и во времена Империи процветало рабство. Именно на него опиралась вся римская экономика. Рабы выполняли самые грязные и трудоёмкие работы. Нравы того времени были дикими, когда наиболее сильных рабов делали гладиаторами. Они сражались на аренах цирков насмерть и тешили пресыщенную публику. Их противниками выступали свирепые львы, волки, медведи, леопарды и такие же, как они, товарищи по несчастью. Первый гладиаторский бой состоялся в 264 году до н. э. в Риме. И с тех пор подобный вид развлечений начал стремительно набирать обороты, в стране появились специальные гладиаторские школы. В 74 -71 гг. до Р.Х. произошло грандиозное событие, мощное восстание рабов под предводительством Спартака, которое создало угрозу Римской республике. Естественно, восстание было подавлено, 6000 человек распяли вдоль Аппиевой дороги.
Нельзя забывать об экспансии западноевропейских государств того и Нового времени, включающие распространение политического, экономического и религиозного влияния на другие территории, страны. Например, известны факты серии религиозных военных походов Крестоносцев из Западной Европы (воинов, участников крестовых походов, организованных феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против «неверных») в XI—XV вв. против мусульман, иудеев и др., язычников Прибалтики с целями обращения их в христианство и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе. Были походы и в Палестину в 1096—1272 годах, направленных на «освобождение», в первую очередь, Иерусалима (с Гробом Господним), против турок-сельджуков
Нельзя не вспомнить Святую Инквизицию (от латинского inquisition – розыск) в Католической церкви XIII – XIX вв. как судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно с применением пыток, издевательств, мучений. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. Особенно инквизиция свирепствовала в XVI – XVII вв. в Испании. Помимо инквизиции появились Монашеские ордена. В XX в. функции частично перешли к одной из Конгрегаций (монашеское объединение, не имеющее статус ордена) Римской или Папской курии (одно из древнейших подразделений Римского населения). Чтобы не быть голословным приведу исторические данные.
По официальным данным, в 1481–1808 в Испании на аутодафе (публичная казнь «еретиков») погибло почти 32 тыс. человек; 291,5 тыс. подверглись другим наказаниям (пожизненное заключение, каторга, конфискация имущества, позорный столб). Введение инквизиции в Испанских Нидерландах стало одной из причин Нидерландской революции 1566–1609 гг. С 1519 этот институт действовал в испанских колониях Центральной и Южной Америки.
С XV в., начиная с официальной даты открытия Америки Христофором Колумбом (12.10.1492) началась новая эпоха экспансии Западноевропейских государств. В начале Нового времени самые большие колонии захватили Испания и Португалия. Испания овладела обширнейшими коло¬ниями в Америке - от реки Миссури на севере до Магелланова пролива на юге, а также Филиппинами в Тихом океане. Португа¬лия получила Бразилию, территории на берегах Африки и Ин¬дии, Индонезию.
В ХVII в. к колониальным захватам приступили Голландия, Англия и Франция. Сразу же развернулась жестокая борьба между этими станами, с одной стороны, и Испанией, Португалией ¬с другой. Первоначально первенствовали голландцы. Они отняли у португальцев большую часть их колоний в Африке, Индии, Ин¬донезии.
С ХVIII в. первенство в колониальных захватах прочно перехо¬дит к Англии, которую после окончательного покорения ею Шотландии и Ирландии называли Великобританией. У испанцев анг¬личане отнимают некоторые острова в Карибском море, у гол¬ландцев - колонии на юге Африки и в Индии. Английские коло¬нии образуются в Северной Америке. Франция также захватила часть Северной Америки, Индии и др. В середине ХVIII в. начина¬ются войны между Великобританией и Францией за колонии. В результате французы потеряли почти все свои колониальные вла¬дения.
Но Англия лишилась части своих колоний в Северной Америке, где в конце ХVIII в. образовались США. В начале XIX в. почти все свои колонии в Америке потеряли Испания и Португа¬лия. Тогда же было завершено покорение Англией Индии.
Началом колонизации англичанами Северной Америки стал май 1607 г., когда на ее побережье в устье неизвестной европейцам реки высадилось 120 поселенцев, которые были отправлены Лондонской торговой компанией. С 1619 года в британских колониях Америки процветала система использования труда рабов, большинство которых были неграми, насильно вывезенными из мест проживания в Африке, и их потомками
Соединённые Штаты Америки были образованы в 1776 году при объединении тринадцати британских колоний, объявивших о своей независимости от Королевства Великобритании. Война за независимость продолжалась до 1783 года и окончилась победой колонистов. В 1787 году была принята Конституция США, а в 1791 — Билль о правах, который существенно ограничил полномочия правительства в отношении граждан.
Противоречия между рабовладельческими южными и промышленными северными штатами привели к четырёхлетней Гражданской войны (1861 – 1865). В 1862 году Президент А. Линкольн (1809-1865) подписал указ об отмене рабства на территории США, что было подкреплено Прокламацией об освобождении рабов 1863 года. Однако южные штаты это не признали, поэтому до окончания гражданской войны в 1865 году отмена рабства не вступила в действие де факто. Окончательно это было декларировано 13-й поправкой к Конституции США 1865 года, однако четверть штатов её не ратифицировала. Последним это сделал Миссисипи в 2013 году.
Большое влияние на миропорядок на планете сыграло появление независимых США, которые благодаря хорошим природно-климатическим условиям, географическому положению и частнособственнической психологии активной части населения добились грандиозных успехов в экономике и стали лидирующей страной в мире. Это подтверждается, например, словами президента США Д. Вашингтона (1732–1799) о том, что человек устроен так, что в него вложено много зажигательного материала. В то же время ирландский драматург, лауреат Нобелевской премии Бернард Шоу (1856–1950) отмечал, что разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит только от людей неразумных. Западный мир как раз и отличается от всего остального, что проявляет большую активность в окружающем, выстраивая картину мира по своему разумению.
В недрах философской мысли Западного мира возникали различные мировоззренческие учения, которые приводили народные массы к противоборству со старыми порядками, например, абсолютной монархией во Франции. Это привело к Великой французской революции в 1789-99 гг. под девизом «Свобода, Равенство, Братство». В 1792 г. была провозглашена Первая французская республика.
Важную роль в мировоззрении на окружающий мир и человека сыграло теория основоположника эволюционного учения английского натуралиста Ч. Дарвина (1809–1882). Его главный труд 1859 г. «Происхождение видов путём естественного отбора» и другие работы по психологии, в которых он впервые использовал объективные методы изучения как форму наблюдения, а не эксперимента. Он впервые исследовал психическое явление выражение эмоций через принцип объективного анализа, выделив 3 категории поведения: способность к обучению, инстинкт, «способность к рассуждению». Тем самым Ч. Дарвин заложил основу принципов материалистической Западной науки, оправдывающей выбранный путь развития человечества.
Вершиной философской мысли Западного мира являются работы немецкого экономиста, философа, политического мыслителя Карла Маркса (1818-1883), который совместно с другом единомышленником, немецким политическим деятелем, философом, историком и предпринимателем Фридрихом Энгельсом (1820-1895) стали основоположниками философского, экономического и политического учения под названием «Марксизм».
Как известно, «Марксизм» является политическим течением, утверждающим неизбежность гражданской войны и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющей основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества. На стыке XIX-XX веков учение Маркса пользовалось в Европе большой популярностью из-за конфликтных отношений между трудом и капиталом, царивших в то время на начальной стадии капитализма. Были объяснены закономерности социально-экономического развития капиталистической рыночной экономики, приведшей к чудовищной концентрации капитала в руках кучки людей, которые нагло диктуют всему миру, как жить. С середины XX в. Марксизм утратил свою притягательность из-за того, что появилось социальное партнёрство капитала с рабочим классом, когда капиталист может договариваться с рабочим, смягчая, но не устраняя, существующие противоречия.
В русле нашего рассуждения, необходимо подчеркнуть роль «Манифеста Коммунистической партии», впервые изданном Марксом и Энгельсом в 1848 году в Лондоне. «Манифест» многократно переиздавался и при жизни авторов, но изменений не вносилось, что говорит о серьёзности сделанных выводов. Напомним основные широко известные слова этого исторического документа: «Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», и, конечно же, первые слова «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма». Другими словами, делается попытка объединить людей для решения единой цели, но объединить людей с частнособственнической психологией невозможно. Эти люди могут объединяться только, если проблемы касаются их непосредственно личным интересам.
Для справедливости ради необходимо вспомнить о том, что с древних времён истории человек искал справедливого общества под названием «Социализм» (от лат. socialis «общественный», подразумевающего обеспечение государственного и общественного контроля над экономикой, средствами производства и распределением ресурсов). Но это был «Утопический социализм».
Идеи о более справедливом обществе, скорее всего, зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства. Следы подобных воззрений встречаются при изучении как фольклора, так и мифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.
В Древних Греции и Риме зачатки идей утопического социализма проявились в идущем ещё от Гесиода (VIII-VII вв. до н. э., первый исторически достоверный древнегреческий поэт) мечтании о возвращении минувшего «золотого века», когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации.
Необходимо отметить роль уравнительных реформ в Спарте (государство того времени в Греции), работу Платона «Государство» (360 г. до н.э.). С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости, модель которой представляла рабовладельческий «коммунизм», осуждавшего частную собственность. Значительный вклад в развитие учения об утопическом социализме внесла уравнительная социальная идеология раннего христианства, несущая в общество проповедь братства, всеобщего равенства и потребительского коммунизма, сохранившую свою силу вплоть до XIX в.
Во времена жестокого средневековья, феодальных хозяйственных отношений, идеи утопического социализма формировались в основном на религиозной почве и выливались в многочисленные «ереси», которые подавлялись инквизицией. В XVI—XVII вв., с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма считается английский писатель-гуманист Томас Мор (1478-1535). В Италии известным сторонником утопического социализма был Томмазо Кампанелла (1568-1639). В своей книге «Город Солнца» (1623) Кампанелла, также как и Мор, создал идеальное государство, в котором господствует общественная собственность, а все блага распределяются поровну между жителями.
В XVII—XVIII веков идеи утопического социализма выливались, как правило, в форму художественных романов-путешествий, где идеализированное общество добродетельных туземцев противопоставлялось полному несправедливости европейскому обществу, но были и проповедники, как, например, французский священник Ж. Мелье (1664-1729). В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон (1760-1825, фр. философ), Ш. Фурье (1772-1837, фр. философ и социолог), Р. Оуэн (1771-1858, англ. философ). Нужно заметить, что в те времена возникали различные течения, например, «Сенсимонизм», «Фурьеризм», «Оуэнизм» и др. Предпринятые в 20—40-е годы XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг в США, после кратковременных успехов оканчивались неизменным крахом.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что перспектив справедливого счастливого будущего у людей с индивидуалистической психологией нет. Последнее достижение Западного мира заключено в построении Общества Потребления и, кроме захватнических космических войн для расселения будущего человечества во Вселенной, предложить ничего не могут.
Факт того, что в США осуществлена огромная концентрация капитала на государственном уровне в лице нескольких человек, не является секретом. Политика экспансии продолжается, нагло предъявляются и диктуются с позиции силы свои условия жизни всему миру, что противоречит природным законам Мироздания.
В наступившей Эпохе Информации и Информационных Технологий материалистические принципы развития человека на уровне животного не работают. Роботы с искусственным интеллектом вытесняют человека из всех сфер его деятельности и человек практически становится лишним и ненужным, что может непременно привести к тому, что искусственный интеллект «закопает человечество». Поэтому требуется более высокий уровень духовного и нравственного потенциала человека, способного при необходимости применить искусственный интеллект для мирного использования в интересах всего человечества.
Рассмотрим проявления понятия «Личность» в жизни человека. Определений личности много, что показывает многообразие её проявления. В русле нашего подхода воспользуемся философским определением.
Понятие «Личность» обозначает устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, или индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.
Такое определение подтверждает наличие у человека коллективисткой психологии. Природно-климатические условия Восточной Европы гораздо суровей климата Западной Европы и требует общинного образа жизни людей.
Как отмечается в древних источниках, в Древнерусском обществе не было смыслом жизни накопление богатств и передача его детям, это не было какой-то мировоззренческой или нравственной ценностью, и это явно не приветствовалось и презрительно порицалось. Например, в договоре с греками 907 года русы клялись не золотом, не матерью и не детьми, а «оружием своим, и Перуном, Богом своим, и Волосом, скотьем богом». Также Перуном и Волосом клялся Святослав в договоре 971 года с Византией. Самым ценным считали свою связь с Богом, с Богами, их почитание и свою честь и свободу.
Кроме того, славяне, русы выделялись (и выделяются) в своём подавляющем большинстве доброжелательностью, душевностью, терпимостью к другим взглядам, то, что иностранцы называют «толерантностью».
Ярким примером может служить такой факт, – ещё до крещения Руси, в начале X века на Руси, когда в христианском мире и речи не могло быть, чтобы языческие капища, святилища или кумиры (идолы) стояли на «христианской территории» (при славной христианской любви ко всем, терпении и милосердии), – в Киеве за полвека до принятия христианства была построена Соборная церковь и вокруг неё существовала христианская община.
Нужно отметить и такой факт. Восточнославянскому обществу было известно своеобразное рабство. Обычное право запрещало обращать в рабов своих соплеменников. Поэтому рабами становились захваченные в плен иноземцы. Их называли челядью. Для русских славян челядь – прежде всего предмет торговли. Положение рабов не было суровым, как в античном мире. Челядин входил в родственный коллектив на правах младшего члена. Рабство ограничивалось определённым сроком, после которого невольник, приобретая свободу, мог вернуться в свою землю или остаться у бывших хозяев, но уже на положении свободного.
Ярко демонстрирует сущность русского человека поведение казачьего атамана Ермака Тимофеевича (1532-85) и его казаков на просторах Сибири в период с 1582 по 1595 год. Нужно отдать должное их силе, мужеству и профессиональной военной выучке, когда им приходилось, например, переносить свои струги, оружие, снаряжение, продовольствие на своих плечах, чтобы сплавляться по рекам. Они воевали только при необходимости, мирное население захваченных территорий не унижалось, их вера не уничтожалась. Ермак погиб в августе1585 г. на Иртыше от коварства Сибирского хана Кучума (1510-1601), который обманом выманил Ермака с небольшой группой казаков из его лагеря и ночью (в летописях утверждается, что лазутчики хана несколько раз проверяли, спит ли Ермак) напали на сонных казаков. Важно отметить, что во время своего правления в период с 1563 по 1568 год хан Кучум не смог навязать ислам населению Сибири. Относительно поведения казаков по отношению к местному населению говорит и такой факт. Когда в помощь казакам прислали осенью подкрепление в 300 человек, а запасы продовольствия казаков на это не были рассчитаны, то они в тяжелейших условиях зимнего периода не пошли на сбор продовольствия у местного населения и многие погибли от голода и холода.
Большое влияние на развитие России оказала развивающийся капитализм в странах Западной Европы. Новый период развития России начался со времён реформ Петром I (1672-1725). Он «прорубил окно в Европу». Социально-экономическое развитие России сопровождалось и образованием Российской науки во главе с великим русским учёным-энциклопедистом Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765). Нельзя обойтись о значимости Великой французской революции в период с 1789 по 1799 годы под лозунгом «Свобода, равенство, братство», провозгласившей в 1799 году победу капитализма над феодализмом.
Важно отметить появление в конце XVIII – первой половине XIX века в странах, населённых славянскими народами, идеологии Панславизма, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. О невозможности развития России по образцу Западной Европы наглядно и объективно изложено в книге известного русского социолога, культуролога, естествоиспытателя, геополитика, идеолога панславизма Н.Я. Данилевского (1822-1885) «Россия и Европа» (1869)
Он показал, что основной чертой, общей для романо-германского типа, есть насильственность. Насильственность, в свою очередь, есть не что иное, как чрезмерное развитие чувства личности, индивидуальности, но человек, им обладающий, ставит свой образ мыслей, свой интерес так высоко, что всякий иной интерес должен уступить волею или неволею, как неравноправный ему. Такой склад ума, чувства и воли ведёт в политике и в общественной жизни, смотря по обстоятельствам, к аристократизму и угнетению или к безграничной, ничем неумеренной свободе, к крайнему политическому дроблению, в религии – к нетерпимости или к отвержению всякого авторитета. Конечно, он имеет и хорошие стороны, составляет основу устойчивого образа действий, крепкой защиты своих прав.
Относительно России он писал, что вообще не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а нравственное внутреннее сознание, медленно подготавливающееся в его духовном организме, но всецело охватывающего его, когда наступит время для внешнего практического осуществления. Исторической особенностью важнейших моментов развития русского народа состоит в огромном перевесе общенародного русского элемента над элементом личным, индивидуальным.
Таким образом, можно утверждать, что В СУЩНОСТИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА ДОМИНИРУЕТ ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. Это подтверждается мировоззрениями русских философов, общественных деятелей XIX-XX вв. Чтобы глубже прочувствовать атмосферу российской философской мысли, приведём высказывания наиболее известных деятелей:
П.Я. Чаадаев (1794-1856). «Мы не принадлежим ни Западу, ни Востоку, мы – народ исключительный». А.С. Хомяков (1804-1860) – первый славянофил. «Каждый народ представляет такое же лицо, как и каждый человек. Миссия России – православие, а её историческая задача – освобождение мира от одностороннего развития, навязанного западной цивилизацией». Н.Г. Чернышевский (1828-1889) – философ, у которого философские взгляды отличались крайним материализмом. «Чепуха в голове людей, потому что они и бедны, жалки, злы и несчастны, надо разъяснить им, в чём истина и как следует им думать и жить». Л.Н. Толстой (1828-1910). «Будь добрым и не противодействуй злу насилием», Н,Ф, Фёдоров (1729-1903) – основоположник русского космизма. Он считал, что главной целью человечества должно быть воскрешение всех когда-нибудь живущих людей. Воскрешение и последующее бессмертие понимал не только в духовном, но и физическом смысле, на основе научных достижений. П.А. Кропоткин (1842-1921). «Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизнь были уважаемы – вы поневоле принуждены будете отвергать владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было». Кропоткин мечтал о воцарении на Земле безгосударственного коммунизма, потому что всякое государство – есть инструмент насилия. В.С. Соловьёв (1853-1900). «Чтобы должным образом осуществить благо, необходимо знать истину; для этого, чтобы делать, что должно, надо знать, что есть. Основной смысл любви – создание нового человека, причём прежде всего имеется в виду духовное, а не физическая составляющая. Конечная цель истории – богочеловечество и окончательная победа Добра». Ведущую роль в этом прогрессе отводил России. К,Э, Циолковский (1857-1935). По мысли Циолковского эволюция человечества со временем перейдёт в лучистую фазу, чисто энергетическое состояние, будет жить в межпланетном пространстве, «всё знать и ничего не желать». После этого «космос превратится в великое совершенство». В.И. Вернадский (1863-1945). «Мыслящий человек есть мера всего, он есть огромное планетарное явление». Учение о биосфере, совокупности всего живого на Земле, и перехода её в стадию ноосферы, царство разума. Теория будущей автотрофности человечества. Согласно В. И. Вернадскому, автотрофными организмами считаются такие, которые берут все нужные им для жизни химические элементы из окружающей их косной материи и не нуждаются для построения своего тела в готовых органических соединениях другого организма, например, получения человечеством пищи и энергии за счет энергии Солнца без участия продуцентов. Н.О. Лосский (1870-1965). «Зло, царящее в нашей жизни, может наносить ущерб лишь тем личностям, которые сами запятнаны виною себялюбия». С.Н. Булгаков (1871-1944) – представитель идеологии христианского социализма. «Вера есть совершенно самостоятельная способность духа, которая неровно распределена между людьми. Есть таланты и гении веры». Н.К. Рерих (1874-1947). «Сердце бьётся беспрестанно, так же постоянен пульс мысли. Человек или творит, или разрушает. Если мысль есть энергия и она не разлагается, то сколь ответственно человечество за каждую мысль!». В мире идёт постоянная борьба между Иерархией Света и Иерархией Тьмы. Великие философы, основатели религий, духовные учителя – это воплощения Иерархов Света. Н.А. Бердяев (1874--1948). «Знание принудительно, вера свободна». П.А. Флоренский (1882-1937). «Человек есть сумма Мира, сокращённый конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его…Философия высока и ценна не сама в себе, а как указующий перст на Христа и для жизни во Христе». М.И. Цветаева (1892-1941). «Не стыдись, страна Россия! Ангелы – всегда босые…». Э.В. Ильенков (1924-1979). «Подлинный разум всегда нравственный». П.К. Иванов (1898-1983) – создатель оздоровительной и духовной системы, распространённой преимущественно на территории бывшего СССР. С 35 лет Иванов, следуя своей идее здоровья и бессмертия на основе духовного развития, постепенно отказывался от одежды и обуви, пока не стал круглый год ходить босой, одетым только в шорты. В зимнее время демонстрировал незаурядные возможности своего организма переносить любую стужу и мороз. В повседневной жизни практиковал обливания холодной водой, подолгу обходился без пищи и воды, успешно занимался целительством по своей системе, распространял своё учение. «Эксперимент» Иванова продолжался на протяжении 50 лет.
Поэтому, противоречия между Западом и Россией непреодолимы, что никак не доходит до сознания современных демократов-реформаторов.
Принципиальную роль в развитии России сыграло появление к середине XIX в. 2-х течений общественной и философской мысли, «Западничество» и «Славянофильство». Предпосылкой этому послужило восстание декабристов в 1825 году. Западники брали за образец развития стран Западной Европы, Славянофилы опирались на самобытность российского общества, определяющей самодостаточный особый путь развития.
В результате в 1861 году было ликвидировано Крепостное право и усилились революционные процессы преобразования России по западному образцу.
Большую роль в подготовке общественного сознания российского общества для Февральского восстания, а затем Октябрьской революции 1917 года, сыграло Народничество. Идеология народничества (1860-1910), появившаяся в Российской империи, сориентировала «сближение» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.
Революционеры во главе с В.И. Лениным (1870-1924) придерживались лозунгов французской революции и положениями, изложенных в работе К. Маркса и Ф.Энгельса «Манифест Коммунистической партии» (1948), но в масштабах не только своей страны, но и всего мира («Свобода. Равенство. Братство», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Пролетариям нечего терять кроме своих цепей!», «Да здравствует интернационализм!», «Мир народам!», «Фабрики рабочим!», «Земля крестьянам!» и т.п.)
Победа западников определила всю дальнейшую историю развития российского общества. Главной ошибкой явилось то, что: - была нарушена преемственность культурно-исторического развития, вылившаяся в отторжении достижений дореволюционной эпохи (это хорошо демонстрируется в словах известного в нашей стране международного пролетарского гимна «Интернационал»: - «…Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим – кто был ничем, тот станет всем…»; не признана необходимость использование в экономике частного предпринимательства, но был период, когда это правило было нарушено.
Сложное социально-экономическое положение в стране после Октябрьской революции 1917 г. привело к необходимости ввести в 1921 году Новую Экономическую Политику (НЭП), имеющую целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений, с восстановлением народного хозяйства. За семь лет своего существования она стала одним из самых удачных экономических проектов советского периода. Например, Государственный план ГОЭЛРО (Государственная Комиссия по Электрификации России) был разработан по заданию и под руководством В.И.Ленина. Он был принят в 1921 г. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд. кВт•ч. В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, но к тому времени он был уже фактически свёрнут
Юридически НЭП был прекращён только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР; введён запрет на вероисповедование, прекращение функционирования религиозных учреждений
Выше перечисленное привело, в конечном итоге, к тому, что возникли серьёзные неразрешимые противоречия между истинными духовно-нравственными ценностями народа и навязываемыми ценностями Западной цивилизации во времена начавшихся экономических реформ в 90-е годы XX столетия.
Эмоциональное состояние людей, получивших неограниченную свободу, привело к первоначальному быстрому обогащению в условиях навязанной рыночной экономики. Бизнес по-западному образцу (прибыль любой ценой, даже асоциальными, преступными методами) оправдывает любые средства в достижении цели обогащения. Это привело к сильнейшему расслоению общества на богатых и бедных.
Вернуть развитие общество в русло истинного пути развития Росси возможно сменив укрепившуюся материалистическую парадигму развития человечества Западного образца на новую, объединившую научные принципы Запада и философские мировоззрения Востока. Это возможно в рамках Социальной Экологии, развивая научное направление «Экология личности», подразумевающей нахождение методов бесконфликтного сосуществования Человека с самим собой и окружающим миром методом моделирования на основе системного подхода с учётом принципов гармонии.
Мирное существование возможно только на основе договорённостей, но не добиваясь «справедливости» силой. Интересное замечание выразил известный американский сатирик Уилл Роджерс (1879-1935) отмечая, что Россия такая страна, о которой что ни скажешь, всё будет правдой. Даже если это неправда.
Прежде чем рассмотреть суть Новой Парадигмы необходимо уточнить значение таких понятий, как «Экология», «Экология человека», «Социальная экология», «Экология личности».
Впервые термин «Экология» употребил немецкий биолог Э.Г. Геккель (1834-1919) в 1866 г., образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль). Под Экологией Геккель понимал как сумму знаний, относящихся к экономике природы, изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, как и неорганической, и, прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Американский ученый Д.П. Марш (1801-1882), проанализировав многообразные формы разрушения человеком природного равновесия, впервые сформулировал программу охраны природы. С 70-х годов XX в. Экология рассматривается наукой, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны, включая различные философские, социологические, экономические, географические аспекты. Развиваются такие научные направления, как социальная экология, экология города, техническая экология, экологическая этика и др.
Экология Человека, главным образом, изучает проблемы взаимодействия отдельного человека с окружающей средой, сохранения и развития его здоровья, совершенствования физических и психических возможностей человека. Социальная Экология, кроме того, охватывает область социальных взаимоотношений людей между собой. Основным тезисом Социальной Экологии является провозглашение мирного существования сообществ, как в самих странах, так в их внешней политике международных отношений.
Нужно заметить, что в советской науке того времени к человеку подходили с материалистических позиций. Например, известный советский психолог Б.Г. Ананьев (1907-1972) определял человека и биологическим индивидом, и личностью (как носителя социального), и субъектом деятельности (как инициатора активности), и индивидуальности (как носителя только ему присущих черт). Рассматривая человека с позиции личности, позволяет обосновать научное направление Социальной Экологи под названием «Экология личности», направленной на изучение гармонии внутреннего мира, как субъекта социальных отношений, с внешним. Индивидуальность принималась высшим уровнём развития человека, как личности. Этого уровня придерживается Западный мир.
В 70-х –начале 80-х годов стали появляться исследования о проявления гармонии не только в природе, но и психике человека. Например, работы известного советского российского психолога В.А. Ганзена (1927-1997) «Восприятие целостных объектов» (1973) и «Системное описание в психологии» (1984), которые позволили выделить 5 принципов гармонии и построить модель психики (сознания) человека. Нужно отметить, что в мировоззренческих теориях Востока, например, традиционной Китайской медицине, в основе лежит «У-син» (Даосская Система Пяти Элементов) - одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры Мироздания. Это «Огонь», «Вода», «Дерево», «Металл» и «Земля». Кроме медицины, эта система используется в гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии, в искусстве Фен-Шуй. Возникшее соответствие подтверждает истинность утверждаемого нами подхода.
В начале 90-х годов появилась книга российского исследователя Н.А. Васютинского «Золотая пропорция» (1990), позволившая развернуть объективный процесс моделирования проявления человеческой сущности. Большую роль в построении модели сыграли результаты исследований российского физика-теоретика, изучающего физический вакуум Г.И. Шипова «Теория физического вакуума. Новая парадигма» (1993). Построенная модель Физической Реальности выделяет 7-уроневую иерархию по степени уменьшения плотности материи: «Твёрдое тело», «Жидкости», «Газы», «Элементарные частицы», «Вакуум», «Торсионное поле» – нематериальные носители информации, определяющие поведение элементарных частиц», «Абсолютное Ничто», являющимся началом всего Мироздания. В этой модели 5 уровней представляет вещественную материю, которую можно обнаружить соответствующими научными инструментами, приборами. «Торсионное поле» и «Абсолютное ничто» относится к невещественной материи, которую обнаружить современными приборами невозможно. Поэтому окружающая нас реальность представляется в двух мирах, Физическом и Тонком.
Научно доказано, что любой объект Природы это: - «Материя» (материал, их которого состоит рассматриваемый объект, организм, тело, Дух человека); - «Информация» (составляющие необходимых процессов для существования данного объекта, психические и духовные процессы в организме, теле, психике человека); - «Энергия» или «Абсолютный Дух» (субстанция, осуществляющая движение необходимых элементов протекающих процессов в объекте, организме, психике)
Взаимодействие этих составляющих образует иерархичную 7-уровневую систему, что, собственно, и определяет искомую модель человека. Имеется 7 возможных взаимодействий: «Материя», «Информация», «Абсолютный Дух», «Материя – Информация», «Материя – Абсолютный Дух», «Информация – Абсолютный Дух», «Материя – Абсолютный Дух», «Материя – Информация – Абсолютный Дух». Если расположить их по плотности, то они составят иерархическую структуру от уровня «Материя» до уровня «Абсолютный Дух», что и будет являться искомой моделью.
Первый уровень «Материя» представлен биологическим основанием «Организм» (тело), включающего целый ряд систем внутренних органов. Восточный подход к организму демонстрируется китайской философией У-син, в которой организм функционирует благодаря первоэлементам, управляющими внутренними органами и их системами: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. В нашей концепции этот уровень будет назван «Человек».
Второй уровень «Материя-Информация» характеризуется функционированием психики благодаря пронизывающим весь организм нервным волокнам, связанным с головным и спинным мозгом человека. Благодаря этому осуществляются психические процессы: ощущение, восприятие, память внимание, представление, речь, эмоции, чувства, мотив действие. Формируются и функционируют психические механизмы: «Перцепция» (ощущение и восприятие); «Мышление» (представление и речь); «Аффект» (эмоции и чувства); «Воля» (мотив и действие); «Сознание» (память и внимание). Человек, являющийся представителем рода человеческого с развитой психикой (сознанием) есть Индивид. Социальные отношения таких людей приводят к образованию индивидуалистических обществ, в которых каждый индивид (индивидуум) преследует личные интересы и интересы ближайших членов семьи. Поэтому этот уровень называется «Индивид».
Третий уровень «Материя-Абсолютный Дух» характеризуется развитием таких психологических качеств, которые позволяют индивиду жить в обществе: «Темперамент» (свойства нервной системы), «Характер» (отношение индивида к окружающему миру), «Способности» (свойства нервной системы человека, позволяющей осваивать тот или иной род деятельности), «Направленность» (стремление человека для удовлетворения жизненной потребности, конкретной цели). Совокупность этих качеств определяет человека субъектом общественных отношений на основе коллективисткой психологии, определяющей отстаивание групповых интересов и взаимную заботу членов группы друг о друге. Этот уровень охарактеризуем понятием «Личность».
Четвёртый уровень «Материя – Информация - Абсолютный Дух» описывается понятиями, определяющие духовно-нравственные ценности: «Истина», «Красота», «Вера», «Надежда», «Любовь, «Совесть», «Правда». Это ценностный уровень существования человека в обществе - «Нравственная личность».
Пятый уровень «Информация - Абсолютный Дух» характеризует такой уровень развития духовно-нравственного потенциала человека, который приводит к экстрасенсорным способностям (повышенная чувствительность к окружающему миру) - «Личность с экстрасенсорными способностями». Это пограничный уровень, который разделяет Мироздание на Тонкий и Физический Миры. С научной точки зрение определяется как основа материального мира «Субстанция», описываемая физическими понятиями: «Пространство», «Время», «Информация», «Энергия».
Шестой уровень «Информация» будет характеризовать такой уровень духовного развития, который соответствует великим святым: Сергий Радонежский, Матрона Московская, Ксения Петербуржская и многие другие. Это уровень «Духовная личность».
Седьмой уровень «Абсолютный Дух» характеризуется идеальными качествами Плана Личности, которые должны реализоваться человеком в Мироздании. Для простоты рассмотрения обозначим этот уровень как «Идеальная Личность».
Модель Человека будет выглядеть следующим образом. VII уровень - «Идеальная личность»; VI уровень - «Духовная личность»; V уровень - «Личность с экстрасенсорными способностями»; IV уровень - «Нравственная личность»; III уровень - «Личность»; II уровень - «Индивид»; I уровень - «Человек».
Данная модель наглядно демонстрирует необходимость постоянного духовного роста, развития человека, который должен стремиться к полной самореализации в соответствии с основным Планом собственного уровня «Идеальная личность». Опыт Человечества на протяжении всей его истории показывает, что население стран Западной Европы обладает индивидуалистической психологией и характеризуются понятием «Индивид», население Восточной Европы, например, России, в силу суровых природно-климатических условий обладает коллективистской психологией, определяющей понятием «Личность». Конечно, есть исключения, но в основной массе это так.
Индивидуалистической психологией объясняется, например, милитаристские устремлениями Западной цивилизации во главе с США, обеспечивающих только своё превосходство над всеми остальными странами. Стремление стран брать США примером для своего развития не перспективен, это тупик. С другой стороны, история Человечества имеет множество примеров того, что люди, духовно развиваясь, могут достичь колоссальных возможностей в беспредельных просторах Тонкого Мира (Святые Люди, Буддийские монахи, мастера йоги, боевых искусств и т.п.)
Трагедия Человечества в том, что подавляющая его часть, особенно Западного Мира, во многом остаются ещё на уровне «Индивид».
Возникает вопрос, в каком возрасте Человек достигает такого момента, когда может вести самостоятельную жизнь, создавать семью, воспитывать детей?
Наука доказала, что живые объекты, к которым относятся не только Человек, но и Флора и Фауна, развиваются в соответствии математическому ряду известного итальянского математика Леонардо Фибоначчи (1170-1250), в котором каждый член этого ряда равен сумме двух предыдущих чисел: 0,1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597,… Учитывая семь периодов развития получим следующие интервалы: 0 – 1, 1 – 2, 2 – 3, 5 – 8, 8 – 13, 13 – 21. Таким образом, определился возрастной рубеж, после которого организм полностью сформирован и Человек готов к самостоятельной жизни. Этот жизненный цикл Человека в 21 год можно разделить на 3 семилетних периода.
До семилетнего возраста доминирует элемент Мироздания «Материя», который проявляется в биологическом развитии Человека, здоровье, развитии психики, закладывании личностных черт, готовности к осваиванию семейных ценностей. Важно особо подчеркнуть, что это должно происходить в лоне Любви к ребёнку. «Недолюбленный» ребёнок обязательно будет испытывать комплексы неполноценности в подростковом возрасте. Аура Добра должна сопровождать эти процессы. Только Добро дает возможность развития, Зло всегда разрушает.
До 14 лет доминирует элемент Мироздания «Информация», который насыщает сознание Человека знаниями об окружающем мире, основах культурно-исторического развития общества, в котором человек живёт, о мире в целом, достижениях знаниях человечества. До 21 года доминирует элемент Мироздания «Абсолютный Дух», в котором развитие Человека происходит на качественно новом уровне, где он усваивает жизненные ценности, испытывает высшие эмоции и чувства к окружающий природе, флоре и фауне, людям, познает гармонию и красоту окружающей среды, определяет свои способности, сферу профессиональной деятельности, усваивает ценности духовного единства семьи и общества. Как показывает практика, Человек только к 24 годам полностью формируется полноценной личностью, готовой к самостоятельной жизни, созданию семьи, воспитанию детей.
В зависимости от того, на каком уровне развития человек находится, на таком и будет формироваться его мировоззрение. Если формирование его сознания происходит, например, в условиях индивидуалистического общества (уровень «Индивид»), то высшим проявлением его устремлений будет проявление его индивидуализма, проявляющегося в бесконечных его преобразованиях, способных выделить его из среды, начиная с экстравагантных выходок вплоть до изменения пола и т.д. и т.п. Это, собственно, и будет пределом его развития.
В случае коллективистской психологии на уровне «Личность» возникает перспектива развития следующего уровня «Нравственная личность», раскрывающего просторы бесконечного духовно-нравственного роста, включая возможности достижения «автотрофного» состояния организма человека по В.И. Вернадскому или «энергетического состояния» по К.Э.Циолковскому. В любом случае видна перспектива будущего в развитии Человечества.
Важно отметить то обстоятельство, что в условиях наступившей эпохи Информации и Информационных Технологий Искусственный Интеллект выступает не как альтернатива человеческому при частнособственническом обществе, но как дополнение к духовному развитию человека в условиях коллективистской психологии.
Таким образом, внедряемая
Парадигма развития общества заключается:
· в духовном становлении
человека, развивающем личностные качества, реализуемые в его предназначении и укреплении
духовно-нравственного потенциала на уровне «Нравственная личность»;
· в стремлении к эволюционному
духовному развитию в условиях семьи, обеспечивающей его полнокровную жизнь,
сопровождаемую богатством доброжелательных социальных связей;
· в готовности человека всегда
придти на помощь, защитить интересы своего государства, общества, семьи;
· в раскрытии дальнейшего
духовно-нравственного потенциала эволюционного развития не только своего
общества, цивилизации, но и человечества в целом;
· в исключении силовых методов
для решения конфликтных ситуаций не только в межличностных отношениях, но и в
межгосударственной политике.
Из всего сказанного
выкристаллизовываются следующие выводы:
1. ВРЕМЯ «ЗАПАДНИКОВ» КОНЧИЛОСЬ.
ПОРА ЖИТЬ СВОИМ УМОМ.
2. Наступило время реабилитации
истинных духовных ценностей русского менталитета, проявленного в
Славянофильстве, мировоззрении русских философов, учёных, общественных
деятелей.
3. В наступившей эпохе Информации
и Информационных технологий неактивные «залежи» личного капитала на фоне
бедного населения являются признаком «пещерного сознания», направленного на
удовлетворения бесчисленных эгоистических потребностей на уровне «Индивид»,
уничтожающих Духовность.
4. Пора осознать тлетворное
влияние Запада (уровня «Индивид») на российское общество, да и не только.
Особенно страдает молодёжь, находящаяся под влиянием постоянной демонстрации
животных инстинктов в жизни экранных героев и многочисленной плеяды
новоиспечённых «звёзд».
5. ЕСЛИ БЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК,
ОСОБЕННО ТОТ, КОТОРЫЙ ВОЛЕЙ СУДЬБЫ ОКАЗАЛСЯ У ВЛАСТИ, ЗАЛОЖИЛ В СВОЁ СОЗНАНИЕ
ДАННУЮ ПАРАДИГМУ (УРОВЕНЬ «НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ»), ТО ВНУТРЕННИЙ МЕХАНИЗМ
САМОКОНТРОЛЯ «СОВЕСТЬ» ОБЕСПЕЧИЛА БЫ ЕМУ ПРИНЯТИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ И, В ТОЖЕ ВРЕМЯ,
СПРАВЕДЛИВЫХ РЕШЕНИЙ ВОЗНИКАЮЩИХ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ.
6. ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЗАКЛЮЧЕНА В
ВЕЧНОМ СООТНОШЕНИИ «ДОБРО (61,8% ) - ЗЛО (38,2%)».
7. СЧАСТЛИВЫЙ МИР СИЛОЙ НЕ
УСТАНОВИТЬ.
Для простоты понимания содержания статьи, сделаем некоторые выводы, разделив статью на 3 части.
В Части № 1 было показано, что Человек Западной цивилизация (Западный Мир) в своём эволюционном развитии достиг уровня животного, наделённого высокоразвитой психикой (уровень «Индивид»), для владения всем миром планеты Земля. Духовная составляющая у такого представителя «Homo Sapiens» («человек разумный») всего 38,2%, если подойти с точки зрения «Золотого сечения» или «Золотой пропорции». До сегодняшнего дня Западный Мир во главе с США стремится к власти, пренебрегая интересами других стран, цивилизаций, навязывая силой свои условия, пользуясь законом естественного отбора: «Выживает сильнейший!». В своей агонии США способны пойти на крайние меры, которые могут стать гибельными для всего Человечества.
В Части № 2 было показано, что в суровых природно-климатических условиях Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока в Человеке сформировалась и преобладает духовная составляющая (61,2%), что позволяет определить Человека как «Homo Spiritualis» («человек духовный»), что коренным образом отличает его от жителя Западного Мира. В следствии проводимой странами Западного Мира экспансионной политики и при непосредственном участии приверженцев Западной Идеологии («западников», подтверждающих уровень своего развития «Индивид») произошла некоторая деформация в сторону деградирования сознания людей, что стало основной причиной задержки естественного эволюционного развития Славянской (Русской или Российской) цивилизации.
В Части № 3 представлен научно обоснованный инструмент возможности реабилитационного процесса, возврата народов России, Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока на истинный исторический эволюционный путь духовно-нравственного развития, который возможен при духовном личностном росте каждого человека, развивая уровень «Личность» посредством усвоения ценностей уровня «Нравственная личность». Кроме того, это даёт Великую Надежду достижения дальнейшего мирного эволюционного развития Человечества, его Духовной Сущности, в установлении духовной связи с Высшими Мирами, в освоении пространств Мироздания, предсказанных великими мыслителями и учёными, например,К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским и др.
Так что, всё в руках Человека. Будущее за его выбором.
Вячеслав Фалилеев, Кемерово, ноябрь 2019