Рассказывать про жизнь в лётном училище можно много. Снято достаточно
большое количество фильмов. Но это как бы в общем. А мне хотелось бы поделиться
своими воспоминаниями об этом времени. У каждого курсанта это и новый этап в
жизни. Большинство ребят не были в армии и для них казарма, жизнь по
установленному распорядку, далеко не домашнее питание в общей столовой всё это
впервые. Это были первые испытания на прочность. Хотя была уставная система, но
она в корне отличалась от армии, всё было проще. Поэтому мало кто "отсеивался".
Быстро все привыкали, и жизнь курсанта становилась всё интересней и интересней.
Но курсанты не всегда сидели только за партами, у нас было много и личного. О
том, как мы его проводили, я и хочу рассказать. В те
времена мы не имели такой современной техники как сейчас. Но у нас была
возможность проявить себя везде. Любишь читать - библиотека для тебя, любишь
музыку - сцена твоя, любишь спорт - стадион и спортзал твои! А если любишь
творческую работу, то во все мастерские двери открыты. Многие стенды и плакаты
были сделаны руками курсантов и очень помогали в процессе обучения. Многие
экспонаты были представлены на ВДНХ. Меня лично больше увлекали спортивные
мероприятия, чуть позже я коснусь этой темы. Популярным также были КВН и дискотеки.
У нас были все условия для учёбы и отдыха.
Моя жизнь
из общежития того же училища в казарму прошла совсем безболезненно. Мне было
всё знакомо. А когда начинались полёты нас, бывших техников, привлекали к
работе (техников не хватало). Как-то и не чего не изменилось, только учёба
добавилась. Я обслуживал самолёт, на котором учился летать сам и вся наша
группа, даже бортовой номер помню 70155. В училище у нас был бригадный метод
обслуживания самолётов и поэтому регламентные работы, смена двигателя,
переборку звезды - всё делала бригада. Технические знания мне очень помогали в
учёбе, а в дальнейшем и в работе. Человек, который хорошо знает материальную
часть самолёта, не позволит её "насиловать" ни на земле, ни в
воздухе. К сожалению, и наш отряд не исключение, самолёты по прилёту на базу,
часто ставили в боксы на переборку цилиндрово-поршневой группы. Конечно, влияли
и условия, при которых эксплуатировался двигатель (повышенные температуры,
запылённые аэродромы), но свою лепту в такое положение дел вносили пилоты и
техники, которые нарушали правила лётной и технической эксплуатации. Жизнь в
училище протекала быстро и интересно. Мои занятия спортом позволяли мне
принимать участие во многих соревнованиях. По лыжам мы ездили в Саратов, а вот
по лёгкой атлетике мне посчастливилось побывать в Киеве. Это были большие
соревнования, спартакиада всех учебных заведений Аэрофлота. Проходили они на
стадионе Киевского авиационного института. Очень памятное мероприятие. У нас
была возможность не только соревноваться но и посмотреть один из красивейших
городов планеты. Вот так
проходила моя жизнь в КЛУГА, мне кажется, что я помню поминутно. И как со
стадиона зимой на вечернюю поверку прибегал обутый в коньках, и как все студенты
того времени , разгружал вагоны и т.д. Моя учёба подходила к концу. Далее государственные
экзамены и распределение. Так получилось что наш отряд последним сдавал лётную
подготовку Все уже сдали и активно шло
распределение, а мы были ещё на полётах. Когда дело дошло до нашего отряда, то
нами уже закрывали пробелы, грубо говоря «затыкали дыры». Вот и мне указали на
Казахстан-Уральск. Все мои попытки изменить положение были безуспешными. А
хотелось мне в город Балаково. Туда из Саратова был переведён отряд АН-2. Но
опять в РОССИИ мне не хватило места, служил в Польше, а работать поеду в
Казахстан-Уральск. Это был 1975г. Нас вторых пилотов только с
КЛУГА было направлено в Уральск около 20 человек. Ещё и с других училищ, с
укороченных курсов. Явный перебор.. Для предприятия это хорошо - нет дефицита в
кадрах, а вот для перспективы не очень. Но все мы стали покорными тружениками
137ЛО. У нас была очень хорошая традиция - посвящение в рабочие. Рассматривал я
старые фотографии 1975г, нашёл снимки этого события, но себя не нашёл. Нас так
много и лётчиков и техников и молодых специалистов из других служб
авиапредприятия, наверное, захватить всех фотоаппарат просто не мог. Это очень
памятное и трогательное событие. Перед нами сидел весь коллектив, выступали
ветераны, многие из которых потом станут и нашими наставниками. Это передача
эстафеты молодому поколению. И все сидевшие в зале радовались вместе с нами и
как бы говорили, вы теперь наши! Всё это вселяло уверенность в самого себя, что
ты не один и тебе помогут начать твою не лёгкую трудовую деятельность. Так и
было. Коллектив нашего предприятия очень большой и мы редко будем видеть
друг-друга, но эти глаза, которые смотрели на нас из зала и то родительское тепло
ветеранов навсегда осталось в наших сердцах. Многие
ребята, которые со мной пришли в отряд, были из местных, и они вернулись к
своему привычному «домашнему очагу». А остальные, в том числе и я, пришли в
общежитие. Напомню вот ещё что. В 1975 году ещё не весь аэропорт
перебазировался на новое место. Но мы пришли уже в новый аэропорт. Хотя
называть его аэропортом ещё рано было. Когда я впервые приехал то увидел
взлётную полосу и одно здание. Ещё вагончики для различных служб. В этом здании
было и общежитие и гостиница, и бухгалтерия, и лётный отряд, и другие службы. Но
вскоре были построены вокзал, здание АДП и другие помещения для нужд аэропорта. Возвращаюсь
к общежитию. Здесь были и свои правила и свои традиции. Нельзя пропустить этот
интересный, на мой взгляд, момент моей жизни. Меня поселили в комнату, где уже
жили командиры воздушного судна Якусик и Гриненко. Хорошие парни, которые
вскоре переведутся в другие аэропорты, с целью переучивания на другую технику.
Выбирать с кем жить, ты мог по желанию, с техником или с ребятами из другой
службы, или пилотами. И так было пока на пост командира 137ЛО не пришёл Евдокимов.
Он-то и распорядился расселить всех по "цвету". Техника с техником, лётчика
с лётчиком и т.д. Всем это очень не понравилось, но особо и не расстроило. Мы
как жили дружно, так и жили. А вот мнение о Евдокимове сложилось не очень
хорошее. Комнаты у
нас никогда не закрывались. Случаев краж не было вообще. Деньги, небрежно
брошенные в тумбочку, никто не тронет, сколько бы ты не находился в
командировке. И ещё у нас была очень хорошая традиция. Когда мы организовывали
мероприятие, день рождение или поход в ресторан, то сначала спрашивали "завтра
в наряде?" Если "да", то приглашения ты не получишь. В общежитии
нам не было скучно. Мы могли из любого мероприятия сделать праздник. К примеру,
организованный поход в баню. Это "сложное" мероприятие обговаривалось
заранее. Первое, это отбирались люди не задействованные на полётах.
Заказывались столики в ресторане. Это был ресторан "Саяхат" ныне «Пилот».
Это был наш ресторан. Нас там знали, как частых гостей. В нём было спокойно,
играла музыка, было чисто и уютно. На мой взгляд, это был лучший ресторан в
городе. А наша баня
находилась у механического завода. Выезжали мы обязательно на такси, на двух
или даже на трёх машинах. Любители парной выезжали раньше. Затем все
встречались в "Саяхате" а возвращались в родную общагу уже кто-когда.
Мы были молоды и девушки нас стороной не обходили. Хотелось особо отметить то,
что нарушение предполётного отдыха НЕ ПРИВЕТСТВОВАЛОСЬ в нашем коллективе
общежития. И было не принято в компаниях принуждать к спиртному. Вот такие были
правила. Жили мы очень дружно. И один костюм (гражданский) на троих нас тоже
не смущал. Инженеры, техники, лётчики, штурманы и представители других служб -
все были как братья. А если кто обзаводился семьёй, то его с общежития провожали
торжественно. Друг у друга были "дружками". Вот такие
у меня воспоминания о том времени жизни в общежитии Уральского авиапредприятия.
Оно нас и учило жить самостоятельно и «выживать». И этот опыт нам всегда нужен
был в командировках, где условия жизни не всегда соответствовали нормальным человеческим
нормам. Мой следующий
материал на эту тему будет о работе в лётном отряде. Небольшой, но для меня
очень важный. Михаил Раков, Уральск, октябрь 2012
Предыдущий материал ->
|