Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Среда, 01.05.2024, 07.08.17
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Новые "Повести Белкина"

И вечный поиск...
         
  

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь  кровь и пыль...
Летит,  летит степная кобылица
И мнет ковыль...

А. А. Блок, «На поле Куликовом»   

Выполняя полеты на самолете Ан-2, я часто вспоминал первую строчку этого четверостишья, только звучали они во мне, как: «И вечный ПОИСК». Дело в том, что  в ходе выполнения нашей работы, постоянно приходилось что-нибудь искать. При полете по трассе, например, глаза  «ищут» характерный ориентир  или населенный пункт. А по прибытию, и сам аэродром.

Да и на земле, приходилось всегда что-то искать. То второго пилота, то нужную «службу», а то и сам самолет на стоянке. Как, ни крути, получается «вечный поиск». Хотя, и в каком-то переносном смысле.

Однажды, по окончании очередной командировки, в Бейнеу, мы добирались домой «на перекладных». Ожидая, в аэропорту города Шевченко,  рейсовый борт на Уральск, мы с моим вторым пилотом, Петей Литвяковым, очень захотели пить. На улице было лето,  и стояла неимоверная жара. Денег, как всегда под конец,  было мало, вернее,  их практически не было. Всего 15 копеек, на двоих. Начался поиск жидкости, способной хоть как-то утолить нашу жажду.

Шевченко город молодой и, для тех лет, «суперсовременный», с воздуха чем-то напоминающий американский Нью-Йорк в миниатюре. Он строился по специальным проектам какого-то Ленинградского института. Для его обеспечения водой, которая была в дефиците,  использовался атомный опреснитель. Видимо поэтому на улицах не было колонок, чтобы, мы могли напиться. Во всяком случае, в аэропорту мы их не нашли. Решили зайти в местный буфет и купить по стакану чая. Зайдя внутрь и оглядев скудный прилавок, попросили чай. Нам ответила хорошенькая девушка за стойкой: «Чая нет! Есть только кофе». Посмотрев на ценник, мы увидели: 13 копеек стакан. Представив, как будут выглядеть два молодых, симпатичных летчика, в парадной форме, пьющие кофе из ОДНОГО стакана, мы собралисьь  уйти. Но, чтобы выглядеть «достойно» в глазах симпатичной девушки, Петя произнес саркастическую фразу: «Нет, не надо, у нас от кофе изжога». Я чуть не упал! Вскоре прилетел наш рейс и через какой-то час мы, уже  жадно пили воду из-под крана, в нашем аэропорту.

Другой «квест» (quest - искать - жанр компьютерных игр) был, когда я, будучи вторым пилотом, летал с Иваном Сосновцевым. Мы работали в поселке «Школьный»,  Джаныбекского района Уральской области. Это недалеко от знаменитого полигона «Капустин яр». Мы с самолета разбрасывали отравленную приманку, для борьбы с грызунами (сусликом). Но эта работа вызывала много противоречий. Дело в том, что в основу приманки, входила натуральная пшеница (суслика, ведь, не обманешь). Но,  в тех районах, было развито, в основном животноводство. Поэтому,  большинство полей, было засеяно овсом (лошади,  почему-то,  предпочитают его). Хозяйства категорически были против засорения «овсяных» полей пшеницей. Но, самолеты присылали по указанию «сверху». И агрономам ничего не оставалось, как просить экипажи, чтобы обработку вели ВОКРУГ полей, а также в любом, другом месте, но не на полях.

Все знают, про бескрайние Казахстанские степи. А так как суслики водятся везде, то, какая разница, куда мы будем сыпать приманку. Он ее кругом найдет. Ни о каких расчетах, а тем более о сигнальщиках, не могло быть и речи. Мы летали, что называется, на «свободную охоту». На практике это были полеты  в свое удовольствие. Куда хочу и как хочу. Но,  как  ни странно, все мы ждали такие моменты. Ведь, здесь можно было оттачивать технику пилотирования, особенно вторым пилотам. Можно было подняться высоко в небо и почувствовать себя орлом. А можно разогнаться у самой земли, над проселочной дорогой и представлять себя мчавшимся на гоночной машине или скоростном судне на воздушной подушке. Ощущение скорости было неописуемо! Да разве можно испытать подобное на больших пассажирских лайнерах?

Вот так летая, однажды,  нам пришлось «играть» в  очередной  «квест».

Как-то,  утром нашу местность «накрыло» туманом. Но он относился к разряду «радиационного», т.е. утреннего, который появляется в результате радиационного охлаждения земной поверхности и массы влажного приземного воздуха до точки росы. Поэтому, через какое-то время, он рассеялся,  и  мы были уже в воздухе. Облачность была невысокой, но так как мы летали всего на 50 метров, она нас особенно не беспокоила. Зато видимость была на пределе. Не буду утомлять вас пояснениями про допустимый минимум, скажу просто: видимость была, практически,  «под собой». 

Когда мы,  откидав приманку, пошли на аэродром, найти его оказалось совсем не просто. Дело в том, что аэродром находился довольно близко и в хорошую погоду был виден отовсюду. Теперь же, при ограниченной видимости,  найти его стало проблематично, т.к. точного направления к нему мы не запоминали. Покружив, некоторое время, мы так и не смогли попасть на него. Дело приобретало серьезный оборот. Так как горючее наше заканчивалось, надо было что-то предпринимать. Можно, конечно, подобрав площадку сесть в поле и, дождавшись хорошей погоды, перелететь на аэродром. Но как поступит наш авиатехник там, на аэродроме, мы не знали. Вдруг, он не поймет ситуации и подумает, что мы уже где-то «упали», так как он прекрасно знал объём заправленного топлива и время, после истечения которого оно должно закончиться. Он мог «поднять тревогу» и сообщить на базу, а расследования случая посадки, не предусмотренной заданием, мы, естественно, не хотели. Нам совсем не хотелось потом объяснять, почему летали при погоде ниже минимума, или не вели ориентировку на местности. И вдруг, в этот момент, под нами промелькнула чабанская точка. Это была удача! Развернув самолет, Иван тут же зашел на посадку. Летчик он был первоклассный, со всеми допусками. Да в нашей степи посадить самолет можно практически везде. Ну, а то, что посадка была не предусмотрена заданием, мы из двух зол выбрали наименьшее. После посадки, к нам подошел чабан. Поздоровавшись, мы спросили, где находится  поселок Школьный. Чабан,  протянув свою руку, показал направление. Ветра, в тот день не было, поэтому мы так и взлетели. Буквально через несколько минут мы увидели под собой наш аэродром с прыгающим от радости техником.

Искусство приводить самолеты в нужную точку на земле, называется «самолетовождение». Оно включает в себя  расчеты нужного курса, в зависимости от направления и силы ветра, магнитного склонения, девиации и прочих мудреных понятий. Но, главное в малой авиации, это умение вести визуальную ориентировку. Летчик должен в любых условиях прилететь в пункт назначения, даже если случится отказ навигационного оборудования. С такой проблемой мне пришлось столкнуться всего один раз. Потом этот случай стал поворотным в моей судьбе. Но об этом, чуть позже.

За мою летную жизнь, мне несколько раз пришлось перегонять самолеты в ремонт и обратно. Заводы находились в Актюбинске и Алма-Ате. Но главные маршруты,  конечно же,  были в Алма-Ату. В один из таких перелетов, накануне 7 ноября, уже при подлете к Кустанаю, мы попали в сплошную облачность. Вторым пилотом у меня был молодой и слегка самоуверенный,  только  что из училища, Андрей Федоров, а авиатехником  Павел Шуков. Перейдя к пилотированию по приборам, я ждал, что вот-вот поступит команда о «закрытии»  аэропорта и отправки нас на «запасной». Но команды так и не поступило. Пришлось опять включать свои «внутренние резервы», и выполнять заход на посадку, как говорится, «в слепую», т.е.  по приборам. Этот «квест» оказался,  посерьезней предыдущих. Все летчики периодически проходят тренировку на тренажере. И хотя его инструктор Коробков Михаил Евстафьевич (в прошлом командир Уральского ОАО), был к нам очень требователен, сам тренажер был далек от совершенства, и мы, в лучшем случае,  привыкали только к самим приборам, не ощущая самого полета. Еще были тренировки в облаках и «под шторками», которые искусственно закрывали обзор пилота. Но все это было в рамках проверок с командиром-инструктором, который, если что, в любой момент вмешается в пилотирование и исправит твою ошибку.

Здесь твои ошибки никто не исправит. Здесь все зависит только от тебя самого. Уставившись на ГИК (гироиндукционный компас) и держа в поле зрения все остальные приборы, я стал плавно подводить самолет к 4-му развороту. Теперь надо выровнять его по посадочному курсу  и дальнему приводу. Это такой радиомаяк в створе посадочной полосы, по которому экипажи ориентируются, при заходе на посадку. Крепко, но «нежно» держа штурвал, я словно слился воедино с машиной. За окнами кабины по-прежнему было сплошное «молоко».  Я,  глядя на приборы,  мысленно увидел всю траекторию снижения. И хотя сигнала маркера я ожидал каждую секунду, звонок прозвучал достаточно неожиданно. Стрелка быстро развернулась в обратном направлении. Второй пилот  переключил радиокомпас на ближний привод. Стрелка дернулась и медленно поползла, куда-то в сторону.  «Компас не настроен!» - промелькнуло в голове. Надо переключить назад! Иначе я буду, как слепой котенок. Почему медлит второй? Объяснять некогда! Никто не успел бы даже «глазом моргнуть», как я,  дотянувшись до правой приборной доски второго пилота,  моментально переключил тумблер назад. Пришлось продолжить пилотирование по «тупому» концу «оранжевой» стрелки радиокомпаса.

Ожидая звонка маркера ближнего привода, я следил за высотой, чтобы не снизиться ниже 50 метров, одновременно наблюдая за остальными приборами.  Для тех, кто ничего не понял, скажу проще. Я вел самолет по приборам к началу полосы. Когда высота еще не достигла 50 метров, я вдруг увидел два красно-белых квадрата, обозначавших начало ВПП. Словно тяжелый груз слетел с моей спины! Быстро выпустив закрылки (ведь мы химики, на транспортных работах, при посадке на такую длинную ВПП, закрылки часто не выпускают),  доложили диспетчеру о готовности к посадке.  Мягко коснувшись бетона, наш самолет покатился по полосе. Тут я заметил, как Паша, стоя в проходе,  аплодирует, покачивая головой, как бы говоря: «Ну, ты и даешь, командир! Класс!». Когда потом я спросил себя вслух, почему не сработал маркер ближнего, Паша сказал, ты что, командир,  он так звенел, что я  чуть не  присел. Почему я его не услышал? Видимо и вправду,  в тот момент я настолько «слился» с самолетом, что даже не услышал звонка.

Но самое интересное, что потом аэропорт «закрылся» и мы две недели не могли оттуда улететь. За то я повстречал там своего друга,  пилота Игоря Ставенчука, который перевелся сюда из Уральска и уже переучился на Ан-24. С ним мы несколько раз ходили в зимний бассейн, по тем временам роскошь немыслимая. А так как сам начальник был его другом, то мы не только превысили положенный временной лимит, но и умудрились поиграть в водное поло. Многим позже Игорь освоил несколько типов самолетов, в том числе Як-42, летал вторым пилотом на Ил-86, побывал даже в Африке и на Кубе.

продолжение следует ->

Категория: Новые "Повести Белкина" | Добавил: donguluk (12.11.2011) | Автор: Валерий Белкин E
Просмотров: 1296 | Комментарии: 1 | Теги: Валерий Белкин, Игорь Ставенчук, Иван Сосновцев, Джаныбек, Капустин Яр, уральск, Бейнеу, Павел Шуков, школьный, шевченко | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Примаков Сергей  
0
Прямо вспомнился диалог-шутка:
- штурман, прибор...
- шестдесят..
- что шестьдесят?
- а что прибор?

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |