20 октября 2015 года умер мой друг Владимир Бондаренко. Возраст не такой, чтобы умирать, но болезнь оказалась неизлечимой.
Учились мы с ним в одной группе механического факультета, в общежитии жили шесть лет в одной комнате. До этого, в августе 1966 года, мы с ним встретились впервые, когда сдавали в наш институт (РКИИ ГА) вступительные экзамены в Алма-Ате. Ещё тогда, когда мы с ним практически знакомы не были, я обратил внимание на грамотного и энергичного мальчишку из Караганды, занимался он целыми днями и ночами, что и позволило ему успешно экзамены сдать, несмотря на «солидный» конкурс (в тот год во всех школах Союза выпускали одновременно и 10 и 11 классы). Потом в сентябре, когда все поступившие собрались в Риге, мы оказались в одной группе, нас поселили в одной комнате общежития на Лудзас 56.
Учился Володя хорошо, человеком был честным и порядочным. «Звёзд с неба не хватал», но тройки оценки его знаний были редкостью, благодаря природному уму, сообразительности, исключительной работоспособности, настойчивости, я бы даже сказал, настырности.
Прошло шесть незабываемых студенческих лет, мы успешно защитили дипломы, получили офицерские звания. Так уж получилось, что и он и я распределились на работу по месту жительства, в Казахстан, он в Караганду, я в Уральск. Сравнительно долго у меня о нём не было никакой информации, только Карагандинские пилоты (тогда они летали через Уральск на Ил-18, а потом и на Ту-154), на вопрос о Володе отвечали, что он работает начальником оперативной смены, освоил уже практически все типы базовых и транзитных самолётов, характеризовали как грамотного инженера и опытного, уважаемого (несмотря на молодость), руководителя.
Уже будучи начальником нашей авиационно-технической базы, прочитал однажды в полугодовом отчёте по работе Министерства Гражданской Авиации, что в Караганде, при пробе двигателей на самолёте Ту-154, реактивной струёй от работающих двигателей была опрокинута передвижная лаборатория базы электро-радио обеспечения полётов на базе автомобиля ЗИЛ-130, которая в это время проезжала за хвостом самолёта с работающими двигателями. Гонку двигателей производил инженер В. Бондаренко. Уже и не помню выводов, то ли Володя опробовал двигатели не на специальной гоночной площадке, то ли водитель машины нарушил правила движения по аэродрому, да это и не важно, подобные случаи и ошибки в авиации носят массовый характер, никто от этого не застрахован. Последствия тоже обычные, с земли Володе подсказали, двигатели он выключил, краном ЗИЛа подняли, самостоятельно поехал на базу, никто не пострадал, но инспекция в авиации всегда работала, поэтому и случай в отчёт попал. Просто я ему тогда позавидовал, что он эксплуатирует такую современную технику, а я «застрял» на Ан-2, так с Ан-2 и на пенсию ушёл.
В период массового «исхода» немцев из Казахстана, было много дополнительных рейсов из Караганды в Германию. Дозаправлялись самолёты в Уральском аэропорту. Володя летал для обеспечения технического обслуживания самолётов и инженерного контроля их состояния в зарубежных аэропортах, где обслуживание этих типов самолётов организовано не было. Встречались несколько раз, пригласить Володю домой возможности не было, долго самолёты в такой напряжённый момент в Уральске не стояли, были нужны на базе. Ему тогда сравнительно хорошо платили, смог помочь детям в приобретении жилья.
Вообще, все его характеризуют не только как грамотного инженера, но и хорошего семьянина. Семья для него всегда была понятием особым. В институте он часто писал домой, получал много писем, было видно, что сильно скучал. Своих родителей буквально боготворил. Особенно часто вспоминал свою младшую сестру, которую сильно любил и не скрывал этого. Поэтому и его жизненные результаты в этом плане заслуживают одобрения, деток выучил, воспитал, обеспечил первоначальное «становление на ноги», не все этим могут похвастаться, пеняя на особые условия работы в авиации и сильную загруженность.
Общались мы несколько раз на «Skype», хотя я этого и не любил, уж очень сильно мы все изменились внешне, столько лет прошло, не хотелось портить впечатлений, полученных в молодости. Вот такими мы был тогда в 1972 году, таким я Володю помнить буду всегда, пока жив сам. На этом снимке все наши друзья: Коля Монич, который переучился на пилота, а ныне руководитель и владелец вертолётной компании на Севере. Серёжа Быков, тоже стал лётчиком, один из владельцев известной и крупной авиационной компании. Слава Жиляков, учился у нас после окончания Суворовского училища, распределился в Алма-Ату. Виктор Мордвинцев распределился по месту жительства в Фрунзе, потом летал бортинженером на Ил-18 и Ту-154. Юра Голованов, родом был из Тюмени, в Тюменский аэропорт и распределился, о судьбе его известно мало, не публичный человек, по некоторым сведениям работал в органах. Ну а рядом Вова Бондаренко, молодой и ослепительно красивый. За ним Толя Гусаров, комсорг нашей «восьмой» группы, работал на министерской должности, организовывал и длительное время руководил всей Гражданской авиацией Белоруссии. Рядом с Вовой Толя Гаврилов, в общежитии он жил тоже в нашей комнате, работал в Тюмени. Крайний Полетаев Валера, с Алтая родом, всю жизнь проработал в Барнаульском аэропорту, встречался я с ним в Уральске, он перегонял самолёты Л-410 с завода-изготовителя в Барнаул. Ну а из-за Валеры и Вовы выглядывает староста нашей группы, потока и всего курса Виталий Тищенко, «пробился» он на борт, летает до настоящего времени бортовым инженером-инструктором на самолётах Ил-76.
О судьбе некоторых из них, Володя рассказал в статье, опубликованной на нашем сайте раньше.
Грустно и печально. Жизнь такая штука, что до определённого времени не задумываешься о самом главном, своём месте в этой жизни. И вот момент как-то, кажется что неожиданно, настаёт, когда вероятность неизбежного для абсолютно всех события нарастает и время на раздумья и осмысливание измеряется уже не десятком лет, не годами и месяцами, а, возможно, уже часами или даже минутами. Говоря словами Расула Гамзатова: «часто и печально мы замолкаем, глядя в небеса», возможно выискивая тот «промежуток малый, быть может, это место для меня», чтобы поплыть «в такой же сизой мгле, из-под небес по-птичьи окликая всех вас, кого оставил на земле...»
Вчера, поздно вечером, громко перекликаясь, летели журавли...
Валерий Колесников, Уральск, октябрь 2015 |