Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Суббота, 20.04.2024, 18.02.56
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи друзей

Аlma mater

По просьбе идейного вдохновителя, организатора, разработчика и “admin”a этого сайта (в одном лице), нашёл возможным тоже опубликовать здесь и свои воспоминания об учёбе в нашем училище. Четвёртый выпуск РКВИАВУ им. К.Е. Ворошилова (воинская часть 75320) как высшего учебного заведения. Выпуск насчитывал 186 человек. Набор слушателей был первым, когда кроме сержантов, старшин и офицеров Советской армии, разрешено было набирать выпускников средних школ, специальных авиационных, военных и суворовских училищ.

Набор происходил через военкоматы, которые со всей страны прислали огромное количество кандидатов. Поэтому экзамены начались уже в июне, раньше, чем в другие высшие учебные заведения, чтобы «переварить» такое количество поступающих.

Степень подготовленности абитуриентов была очень разной, а количество экзаменов приближалось к количеству выпускных экзаменов на аттестат зрелости. В группах из 25-ти, 30-ти человек после экзаменов зачастую оставались два, три кандидата без двоек. Отсев был огромный. Набором на инженерный факультет руководил майор Шустров, который переживал за каждого поступающего. Перед последним экзаменом по иностранному языку он беседовал с каждым, прошедшим все предыдущие экзамены. Меня он попросил перевести несколько слов на английский, а напоследок сказать по-английски «иди к черту». Когда я выполнил это задание, он с удовлетворением сказал: «пройдёшь!».

До начала занятий мы проходили что-то вроде курса молодого бойца. Жили в палатках на территории училища. Это место впоследствии называлось «на песках». Там теперь стоят два жилых дома (улица Балву). Ходили строем в сторону реки Даугавы, к стадиону «Трудовые резервы» (это место застроено теперь гаражными кооперативами). Нами командовали, кроме майора Шустрова, два старшины. Один из них старшина Ванюков. Он своеобразно говорил по - русски. У нас был запевала, выпускник военного спецучилища Яков Майхер. Во время маршировки старшина Ванюков командовал: «Майхер, два куплета азиастов!» Это означало, что нужно было петь «марш энтузиастов». Мы пели этот марш, а также марш авиаторов: «…пропеллер громче песню пой, неся распластанные крылья…» и другие бодрые песни и марши нашего военного и послевоенного времени. Кроме строевой подготовки были тренировки по преодолению полосы препятствий. В период наших лагерных сборов на реке Даугава перевернулся пассажирский пароход. Нас подняли по тревоге, но вскоре дали отбой, так как было уже поздно. Погибло много людей.

Когда началась учёба, начальником курса стал капитан Кутепов. Мы жили на ул. Лудзас 56. Спали, вначале, на двухъярусных койках очень скученно. Через какое-то время переселились в большие помещения с одноярусными койками. В одной комнате размещалось целое отделение. По утрам бегали вокруг огороженного кирпичной стеной, старого кладбища (теперь там парк). Через полгода рижанам разрешили жить дома. Отличникам после первого семестра присвоили звание сержантов, а их портреты разместили на доске почёта. За первый год учёбы было много отчислений по неуспеваемости.

После успешного окончания первого курса всем рядовым, сержантам и старшинам было присвоено звание младшего лейтенанта. Вначале предполагалось, что при выпуске нам будет присвоено звание инженер – старший лейтенант, но в период, когда министром обороны был Жуков Г.К., сроки выслуги изменились и мы закончили обучение в звании инженер-лейтенант с частичной выслугой до звания старшего лейтенанта. Всем офицерам разрешалось жить на частных квартирах. Слушателям с «хвостами» присвоение офицерского звания было задержано.

В отличие от майора Шустрова, капитан Кутепов придерживался принципа жёсткого руководства, что порой приводило к курьёзам. В то время много писалось и говорилось об острове Коджедо (южная Корея), где располагался концентрационный лагерь военнопленных. У капитана Кутепова был метод борьбы с академической задолженностью путём принудительных занятий в классах училища. Слушатели эти занятия называли «Кутжедо». Толку от таких занятий не было, на них травили анекдоты, а слушатель Рэм Корнелюк исполнял весь репертуар Вертинского.

На время нашего обучения пришлось много событий: «дело врачей», борьба с космополитизмом, смерть И. В. Сталина. На следующий день после смерти И.В. Сталина были задержаны два пьяных офицера курса, которые, оправдываясь, говорили: «мы отмечали день смерти Сталина и день рождения дочери хозяйки (где они снимали квартиру)» Оба офицера были отчислены. Впоследствии, преподаватели факультета рассказывали, что в период борьбы с космополитизмом были уничтожены многие учебные образцы конструкций немецких и американских самолётов, некоторые удалось спрятать. Смерть Сталина воспринималась как трагедия. В это время выполнялся курсовой проект по деталям машин. Преподаватель произнёс проникновенную речь и у нас либо навёртывались на глаза, либо текли слёзы.

Училище всегда участвовало в парадах. Парад принимал маршал И. Х. Баграмян. Пока мы не были офицерами, то на параде шли с автоматами. Училище проходило маршем вслед за латышской стрелковой дивизией. Тренировкам к парадам отводилось очень много времени. Заместителем начальника училища по строевой был полковник Капустин, который руководил тренировками к параду там, где парад проводился, за Даугавой, на площади «Победа». Тогда она так называлась. Его любимая фраза на тренировках: «подними повыше ногу и потяни её в носок». Перед окончанием тренировки он обнадеживающе говорил: «идём последние разы». «Разов» бывало многовато.

Дипломные проекты выполнялись в корпусе 2, на последнем этаже. Распределение началось в середине апреля, ещё до защиты проектов. Выпустились мы в звании инженер-лейтенантов.

Преподавалось ряд военных предметов: ППР-партийно-политическая работа в армии, общая тактика, тактика ВВС. На первом курсе трудным и трудоёмким предметом была начертательная геометрия. Этот предмет читал прекрасный преподаватель Фаянсон. Математику читал Минин, а начальником кафедры был Усманов. Практику в группе, где я учился вели преподаватели Сафьян и Агаджанян. Паника возникала, когда на экзамен по математике приходил Усманов. Количество двоек резко возрастало. Запомнилась его фраза: «интеграл надо жопом брать, жопом». Вспоминаются преподаватели Богиня, Коровский, Кордонский, Девичинский, Корсаков, Ковалёв, Гробов, Клячкин, Максай, Могилевский, Дмитриев, Паллей, Колобанов, Приклонский, Желтов, Алтухов, Ровинский, Эпштейн, Катецкая, Калинин, Горелов, Луковников, Хаикин, Страхов, Кроль, Скрипка, Лекарев, Пугачёв, Доброхотов, Вологодский, Миртов, Кудинов, Золин, Миленький, Мокрушин, Ушаков, Виноградов, Теребушко, Лозинский, Казанский, Чичагов. Коптев, Смирнов, Дружиловский, Тихонов, Стасюк, Домотенко, Бураков, Поляниченко, Кравец. Многие фамилии, к сожалению, забылись. В то время существовала кафедра поршневых двигателей во главе с Поповым И. П. На этой кафедре мне запомнился преподаватель Айдаров, а Попов И. П. был руководителем моего дипломного проекта.

В процессе учёбы мы сдавали нормы ГТО. Был в училище стадион на месте теперешних железнодорожных путей. Бегали кроссы в районе теперешнего манежа. Сдавали 100 метровку (в форме) у корпусов 1 и 2. На стадионе проводились соревнования по бегу на короткие и длинные дистанции. На 10км. бежали только подготовленные слушатели. Для стрельбы было специальное стрельбище, которое теперь засыпано (недалеко от бывшей типографии). Были занятия в гимнастическом зале. Кафедрой физкультуры тогда руководил Шакирзянов (говорили, что электрофиксация уколов в фехтовании это его изобретение). Спортивный зал находился в помещении, где в РКИИГА находилась кафедра теории двигателей. Затем в этом помещении располагалась часть кафедры конструкции самолётов. Там, где при РКИИГА был спортзал, располагался АНГАР для ракет с особой охраной и особым пропускным режимом (но это было уже после 1955-го года).

Выпускники нашего курса успешно служили в боевых частях, ремонтных органах, научных организациях ВВС страны и стран варшавского договора, участвовали во вьетнамской войне (Анатолий Рябков). По рассказам наших выпускников (данные не точные) 6 человек дослужились до генеральского звания. Один из них, Дождиков, был начальником рижского авиационного училища им. Алксниса. Во время учёбы ему грозило отчисление за две двойки в семестре (увлекался игрой на аккордеоне). Приехал его отец, выбросил аккордеон и уговорил начальство повременить с отчислением. Результат известен. Не все двоечники безнадёжны.

Пытался вспомнить бывший слушатель этого выпуска, впоследствии инженер кафедры РКВИАВУ и доцент РКИИГА, Я. СЕГАЛ (июнь 2015-го года).

Категория: Статьи друзей | Добавил: donguluk (09.10.2015) | Автор: Яков Самуилович Сегал E
Просмотров: 468 | Теги: Рябков, рига, Сегал, Балву, РКИИГА, гто, Лудзас, ввс, РКВИАВУ, Даугава | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |