Одно время я работал в оперативной
смене на местных воздушных линиях. После подготовки самолёта и буксировки его
на перрон, ждал пилотов, чтобы самолет проводить в рейс. А рядом оказался самолет
авиатехника Скиданова. Было это осенью. И пока мы ждали прибытие пилотов, сели
в кабине пилотов одного самолета в ожидании. Не дует, обзор хороший, сидим и
ждем. Ну и соответственно обсуждали жизнь аэропортовскую. А именно Харчева
Георгия Прокопьевича. Это был техник, уже тогда считался ветераном авиапредприятия,
знал много типов транзитных самолётов, долго работал на Гослинии, обслуживал первые
базовые в Уральском аэропорту самолёты По-2, Як-12, в совершенстве знал Ан-2,
много работал самостоятельно, без инженерного контроля в командировках, в
отрыве от базы.
Так уж случилось, что в Казахстане после войны только в
Уральске была настоящая взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием.
Дело в том, что в период Великой Отечественной войны Уральск был близким тылом
военных действий. Когда немцы рвались к Сталинграду, в Уральском аэропорту
сделали полосу из бетонных плит длиной 1200 метров, этого было
вполне достаточно для военных целей, с этой полосы работали практически до 1973
года и самолёты Аэрофлота, принимали все типы самолётов, и только в начале эксплуатации
Ил-18 полоска наша стала коротковатой. Так вот, Харчёв Г.П. гордился тем, что в
Уральском аэропорту он стажировал на самолёты Ил-12 и Ил-14 Ампилогова Сергея
Михайловича, который теперь занимает пост главного инженера нашего Казахского
управления гражданской авиации в Алма-Ате.
Активен был в общественной жизни, говорили, что, будучи
молодым, стоял у истоков художественной самодеятельности аэропорта. Часто
выступал на многочисленных тогда собраниях, любил «резать правду-матку», даже конфликтовал
с начальством по многим вопросам. В то же время был очень весёлым и достаточно
добродушным человеком. В поведении у Харчева была одна довольно таки необычная
особенность. Когда работаешь на стремянке, то ноги сильно напряжены. Так вот,
старый техник Харчёв прекрасно это знал и часто «шутил» с молодыми,
подкрадывался незаметно и сильной мужской рукой хватал за ногу, часто гораздо
выше коленки. Срабатывал эффект неожиданности, человек пугался, терялся, не знаешь, что и подумать.
Работая по пояс под капотами двигателя и не поймёшь, что это такое. Вылезешь из
под капота, осмотришься, а он стоит и смеется. И вот мы обсуждали его поведение, такой он и сякой и совсем «задолбал»
своими приколами. И я предложил Володе Скиданову распустить слух что, он таким
образом подбирает женихов своим дочерям, засидевшимися в девках. Ведь цапает в
основном молодых... На что Володя ответил, что вряд ли поверят, несмотря на
такой весёлый и своеобразный характер, Георгий Прокопьевич человек
рассудительный, правильный, коммунист. Молодые
были, решили всё-таки попробовать. Пришли пилоты наших самолетов. Мы выпустили их в рейс, а
сами пошли в вагончик за новым заданием. По пути встретили техника-прибориста
Мендыгалиева Женьку (Жолгас Усманович Мендыгалиев). Поделились мы с ним только
что придуманной новостью. Женя возразил, что такого не может быть, он и женатых тоже так хватает, на что мы
резонно возразили, что он с женатыми только для виду так поступает, что бы не
догадались. Пришли в наш бытовой вагончик, начальник смены нам дал еще карты-наряды произвести
техническое обслуживание прилетевших самолетов в объёме кратковременной стоянки
(КВС), и снова отправить их. Выполнили мы, все что нужно было, выпустили самолёты
в полет, и решили зайти на участок трудоёмких регламентов (УТР). Благо недалеко
было. Пришли мы в УТР, а нам преподносят эту новость про Харчева. Вот
тут то я поразился тому, как легко можно распустить даже самый нереальный и
нелепый слух. На следующий день эта новость дошла и до Прокопьевича. Человек он
был эмоциональный, рассвирепел, начал выяснять источники распространения слуха.
Я предупредил Володю, чтобы никому не проболтался, что это мы выдумали, поубивает...
Но, мне кажется, что с этих пор Георгий Прокопьевич стал вести себя культурнее. А,
вообще, хороший был человек, справедливый, правильный, семьянин, нежно и
ласково относился к своей супруге Полине Васильевне, был справедливо требователен к детям и вполне
заслуживает того, чтобы о нём упомянули в истории нашего авиапредприятия. И уж
если его коллеги по работе несколько скудно описывают его деятельность, то
хотелось бы, чтобы на страницах нашего сайта поделились воспоминаниями его
многочисленные дети, внуки и, наверняка, правнуки. Очевидно сохранились
фотографии того времени, интересна была бы и родословная Георгия Прокопьевича,
как он Уральский казак пришёл в авиацию. Официальная печать тогда о таких людях
сильно не распространялась, всё больше о деятелях горкома, обкома и выше, а
людей, которые знали многие подробности жизни Харчёва, увы, практически уже
нет, а мы, тогда молодые хотели бы это узнать хоть в уже незаметно «подкравшейся»
старости.
Бабайка, Россия,
сентябрь 2012 Фотографии представлены внуком Георгия Прокопьевича Кириллом Савичевым.
|