Очередная командировка по
обслуживанию газопровода выпала в конце лета, когда основные авиахимработы
уже были завершены. Теперь можно
было немного отдохнуть от коротких, но частых «бреющих» полетов, летая повыше и
подальше. В один из августовских жарких дней мы летели со вторым пилотом
Володей Саможён, патрулируя газопровод, по трассе со стороны «Джангалы» в
сторону «Индера». Кругом простиралась необъятная казахстанская степь с уже
пожелтевшей травой. Солнце стояло высоко в зените, и внизу чётко
просматривалась скользящая по земле тень от нашего самолёта, летевшего на
высоте 200 метров.
Ветра практически не было и
на показавшуюся впереди слева пыль, мы сначала не обратили особого внимания.
Но, подлетев поближе, увидели внизу небольшое стадо бегущих сайгаков, за
которыми гнались два мотоциклиста, пытающихся завернуть их к вагончику, который
стоял одиноко в голой степи. Выполняя виражи, мы стали наблюдать за этой
картиной сверху. Догнав стадо, мотоциклисты отсекли от него 8-10 сайгаков и
начали загонять их в загон возле вагончика, изготовленный из сетки крупного
размера. После того как сайгаки заскочили в загон, двое молодых парней быстро
сдвинули вплотную жерди, привязанные к концам сетки, и бедные животные
оказались в западне. Мы подобрали площадку и произвели посадку возле вагончика. Четверо ребят стали быстро
разделывать крупных сайгаков, предварительно освободив из плена и
отпуская на свободу молодых самок. На разделку одного сайгака они
затрачивали время от 2 до 3 минут. Мы познакомились с ними. Они
представились законными ловцами сайгаков одной из Актюбинских охотничьих артелей,
имеющих лицензию на отлов. Предложив нам в презент
несколько тушек, они твёрдо пообещали приехать вечером в гости, в общежитие
Джангалинского ЛПУ, где мы жили. После взлета мы вскоре прилетели на аэродром,
где находились авиатехник Вениамин Куличков и техник РЭСОС Александр Коновалов,
обслуживающие наш борт. Явно обрадовавшись такому подарку, они быстро понесли
тушки в общежитие. Мы же продолжили дальше патрулировать «нитки»
газопровода. Подлетая к «Индеру», нам встретилась речка «Багырлай», которая
впадала в р. Урал немного выше в сторону п. «Калмыково». Мы также подобрали
площадку, и сели на берегу речки. Володя был мастер на все руки
и из имеющейся у него капроновой нити и простой столовой ложки он ловко
смастерил себе и мне орудие ловли рыбы. Закинув с берега самодельные блёсна, мы
тут же вытащили по две огромные икряные щуки. По весу они были около 10-12 килограммов,
настоящие крокодилы и постоянно норовили укусить за палец. Вода в речке была
чистая и прозрачная. В ней отражалось голубое небо, а так же мы и наш самолет.
Щуки с остервенением хватали наши блёсны, и, в пылу азарта, где-то за час, на
земле их оказалось почти 30 штук. Погрузив в самолёт рыбу, мы полетели в «Джангалу».
Вызвав авиатехников, мы произвели посадку, и отдали им щук, чтобы они стали
готовить уху, а сами, получив задание от главного инженера ЛПУ Владимира
Высоцкого, полетели дальше на Саратов. Пролетев контрольный пункт «Фурманово»,
и подлетая к п. «Порт Артур», мы увидели на скошенном поле какие-то круглые
лепёшки, находившиеся прямо посередине поля. Убрав газ, я начал
снижаться. На высоте, примерно 15-20 метров, стало понятно, что это большие
грибы-шампиньоны, растущие прямо на стерне длинными дорожками. Подобрав
площадку, я на всякий случай, произвёл
посадку не в поле, а на степную дорогу, примыкавшую к краю поля, чтобы
исключить капотирование самолёта, причиной которого мог быть размокший грунт,
из-за недавно прошедших дождей. Володя Саможен, выйдя из самолета,
стал нарезать грибы, собирая их в кучки, а я подруливал (площадка
оказалась не сильно размокшей) и складывал шампиньоны на чехол двигателя,
расстеленный в фюзеляже. Таким образом, мы набрали около шести мешков. Грибы
были тугие, свежие, диаметром от 8 до 15 сантиметров. В
фюзеляже стоял стойкий запах, свежей рыбы, мяса и грибов. Такого крупного «
трофея» и за такое короткое время, мне никогда в жизни не перепадало. Дело в том, что в те времена
питание экипажей ни кто не обеспечивал. Мясные консервы и сгущенное молоко,
которые поначалу выдавали, при отбытии в командировку, уже давно отменили,
заменив их денежной компенсацией, а в местных магазинах, при повальном
дефиците, достать хорошие продукты было практически не реально. Поэтому каждый
экипаж вынужден был добывать пропитание своими силами. Где-то авиатехники
занимались рыбалкой, пока пилоты целый день бороздили воздушные просторы,
где-то занимались охотой. Иногда для этих целей использовали и свой самолет.
Поэтому в данный момент, мы добывали своему экипажу пищу своими собственными
руками, и от этого вдвойне было приятно и радостно на душе. Взлет произвели прямо по
полю. После набора высоты, взяли курс на поворотный пункт «Маркс», стоявший
прямо на живописном берегу великой русской реки Волги. В то время я даже
не думал и не мечтал, что буду когда-то жить на берегу этой величественной и
полноводной реки, на берегу Жигулёвского моря, образованного в результате
искусственного перекрытия Волги, и построенной Жигулёвской гидроэлектростанции
имени В.И. Ленина. Вскоре мы приземлились в
Саратове, где погрузили небольшой ящик с приборами и несколько человек из ЛПУ.
После взлета мы взяли курс на поворотный пункт п. «Генеральское». Внизу
красовался автомобильный мост через Волгу, длиной около трёх
километров. Где-то на середине реки с него, с двух сторон, спускались
пешеходные лестницы к песчаному острову, на котором находился городской пляж с
купающимися и загорающими людьми. Пролетев через широкую Волгу, мы вышли на
контрольный пункт «Мокроус». От него взяли курс на «Джангалу», где через
2 часа произвели посадку, означавшую конец рабочего дня. Здесь предстояло
отдохнуть уставшему экипажу и самолёту. Отправив Володю с грибами в
общежитие, я, выполнил необходимые работы, вместо авиатехника, который был занят
приготовлением ужина. Заправил, обслужил, и привязал самолёт. Потом не спеша
пошёл в поселок, где в общежитии искусными кулинарами готовился славный ужин из
сайгачьего мяса, взбитой щучьей икры, ухи и жареных грибов. Вскоре подъехали
гости - охотники на сайгаков и у нас состоялся настоящий пир. Так как следующий
воскресный день был выходным, то наши песни под гитару, шумные разговоры о
таком удачном и насыщенном дне, анекдоты молодых, здоровых парней
раздавались до полуночи. Сейчас, когда в магазинах можно
купить все что угодно, те дни вспоминаются с улыбкой, но тогда, такие удачные
деньки выпадали не часто, поэтому они запоминались надолго. А то счастье, какое
мы испытывали в те моменты, не забудется никогда. Владимир Калюжный, Самара, февраль 2012
|