К предыдущим воспоминаниям о выпуске инженерного факультета 1955-го года добавляю (по просьбе автора сайта) краткий рассказ о своей работе.
Я начал службу на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов в конце 1955г. Был направлен начальником кафедры К.Д. Миртовым в отделение точных измерений, где майор А.Е. Зуев, первым на факультете, освоил изготовление и применение проволочных тензодатчиков. Впоследствии я стал начальником этого отделения. Одной из наиболее значимых моих первых экспериментальных работ была продувка в аэродинамической трубе модели махолёта конструкции И. Р. Виноградова с регистрацией её аэродинамических характеристик. Работы проводились совместно с П. И. Петковым.
Одной из наиболее значимых работ этого периода моей научной деятельности была продувка на аэродинамической трубе с регистрацией аэродинамических характеристик модели махолёта конструкции И. Р. Виноградова. Работы проводились совместно с П. И. Петковым.
За эти продувки мы были награждены нагрудным знаком и Удостоверением «За активную работу» в ДОСААФ за подписью С. М. Будённого.
Мною было осуществлено измерение скорости падающего груза в момент столкновения с тонкостенной оболочкой по докторской диссертации О. И. Теребушко, связанной с исследованием устойчивости тонкостенных оболочек при ударе.
Участвовал в учебном процессе при проведении лабораторных работ. После ликвидации РКВИАВУ начал работу на кафедре в должности ассистента, затем, после защиты диссертации, старшего преподавателя и доцента. Кандидатскую диссертацию защитил в 1970-м году в области экспериментального исследования усталостных характеристик материалов.
Вел ознакомительные занятия по изучению самолётов ИЛ-14, АН-24, АН-10, а по самолётам ИЛ-18, ТУ-154 вёл занятия в полном объёме. Имел множество рационализаторских предложений по совершенствованию лабораторной базы кафедры. Много лет руководил производственной практикой студентов на Казанском вертолётостроительном заводе. Добился получения кафедрой учебного класса систем вертолёта МИ-8, а также конструктивных деталей этого вертолёта. Выполнил отбор конструктивных деталей самолёта ТУ-154 и отправку их с завода в адрес кафедры. Пополнил учебные экспонаты кафедры примерами авиационных колёс.
На представленном снимке я провожу занятия в классе самолёта ТУ-154. Макеты на полках с описанием работы гидравлических агрегатов самолёта, являются моими, совместно с Цвелиховским, рацпредложениями, который выполнил разрезы агрегатов.
Являлся соавтором и автором многочисленных учебно-методических разработок по основному курсу кафедры и по курсу на инженерно-экономическом факультете. Учебное пособие «Вопросы эскизного проектирования самолётов гражданской авиации» выполнено коллективом кафедры под моей общей редакцией. Разработал и ввёл в учебный процесс лабораторную работу «Исследование продольного канала штурвального управления…..» на базе гидравлического стенда управления самолёта МИГ-19 (помощь в расчётах осуществил студент С.А. Рудзитис). Вёл курсовое и дипломное проектирование по основному курсу кафедры на механическом факультете. Читал лекции по основному курсу в 1990 – 1992-м годах. Был членом ГЭК в ряде ВУЗ-ов ГА. Имею два авторских свидетельства.
При образовании инженерно-экономического факультета мне было поручено возглавить разработку программы и методических материалов по всем инженерным дисциплинам для этого факультета. Читал лекции на этом факультете, разработал и вёл курсовое проектирование, руководил технической частью ряда дипломных проектов на факультете, участвовал в ГЭК и являлся членом совета экономического факультета в течение ряда лет.
В течении всей своей службы в училище и работы в институте занимался общественной работой. В училище избирался секретарём комсомольской организации постоянного состава факультета (постоянный состав ─ это работники факультета кроме обучающихся), а в последствии его заместителем. В гражданский период был избран профгруппоргом факультета. Избирался в партийное бюро факультета, где отвечал за организацию и подведение итогов социалистического соревнования между кафедрами. Постоянно являлся куратором группы, а также членом добровольной народной дружины. Участвовал в шахматных турнирах на факультете, в беге на 100м и в эстафете на 200м. Был членом волейбольной команды и баскетбольной команды кафедры и факультета.
В период образования Народного фронта Латвии не принял его крайне националистическую, антироссийскую направленность и принимал участие в акциях Интерфронта. После путча вышел из рядов КПСС. Ушел на пенсию в 1992-м году.
Сегал Я. С, октябрь 2015 |