После завершения работ на этой
точке, экипаж переставили на оперативную точку в колхоз имени белорусского
писателя Якуба Колоса. Нас разместили в шикарном здании санатория, стоящего на
берегу реки Неман. В этом месте река Неман делала крутой изгиб вправо и сразу
за ним простирались огромные хвойные леса с труднопроходимыми болотами,
служившими надёжным убежищем партизан во время войны. Устроились мы в 2-х
комнатах, одна из которых служила кухней-гостинной. Однажды утром, проснувшись
от песни по местному санаторному радиоузлу, мы вскочили с кроватей и подбежали
к окну. Шёл густой белый снег, на зелёную траву и цветы, растущие на территории
санатория. Зазвучала музыка и песня:
О, пого-погодка да разгулялась,
Посмотри,
какая да благодать,
Видимо
природа да постаралась
Нам свои
сокровища отдать. Мы смотрели на всё это как заворожённые, красивая природа
вокруг, с сочетанием свежевыпавшего снега, создавала неописуемую картину
раннего мартовского утра. Когда начали полёты над крохотными белорусскими
полями, то сброшенные фосфорные удобрения, превращались в кроваво-красные
потоки, стекающие вниз к реке и оврагам на фоне белого, лежащего на полях
снега. На следующее воскресенье, а это было уже в апреле, у нас был
выходной и я с авиатехником Женей Улюшевым поехали в замок Родзевилов,
находящийся неподалёку от нашего села. Всегда румяный, слегка растерянный, с
круглыми окулярами очков на глазах, Евгений всегда был занят какими-то важными
и неотложными делами, у него было огромное стремление что-то конструировать,
поэтому его ласково все работники авиаотряда называли"Профессор".Он
на это не обижался и откликался на этот псевдоним. Его постоянное стремление
всё вокруг узнать , везде побывать и посмотреть своими глазами захватило и меня. Мы добрались до замка, и подошли к перекидному мосту через
огромный ров, залитый водой. Пройдя через мост, мы оказались на территории
замка с округлыми формами, выстроенного из белого камня на небольшой возвышенности.
Вокруг замка было изобилие красивых цветов и аккуратно подстриженный и
ухоженный зелёный газон. Пройдя внутрь замка, сразу бросились в глаза огромные
костяные шахматы, стоящие в центре комнаты на большом расписном столе. Здесь стояли
и сидели на вид очень интеллигентные люди, т.к.
на территории замка располагался санаторий ЦК Компартии Белоруссии*. Мы
были в форме пилотов ГА и видимо поэтому они нас не боялись, а глядя на наши с
любопытством открытые глаза, приветливо здоровались и добродушно
улыбались. На больших полукруглых окнах замка висели богатые парчовые
портьеры, а между ними стояли огромные витые вазы с комнатными экзотическими цветами.
Пройдя в следующий центральный зал, мы увидели на потолке под куполом замка
красивейшую роспись. В самом центре была изображена Пресвятая Богородица с
младенцем на руках, а вокруг, на голубом фоне летали младенцы-ангелочки с
белоснежным крылышками. Да, простит меня читатель за мой слабый литературный язык и
банальный подход к написанию такого величия внутреннего убранства и обитателей
средневекового старинного замка, построенного в начале 13 века богатейшим
польским графом Родзевилом. По преданию польский граф выписал знаменитого итальянского
скульптора-художника, который расписал его замок. Родзевил спросил:" А,
можешь ты ещё красивее сотворить, чем у меня?" - " Да, если хорошо
постараться, то смогу": – ответил итальянец. Тогда граф приказал своим
придворным выколоть глаза художнику, чтобы лучше его замка на свете не было и
обеспечил ему безбедную жизнь до самой старости. На стенах замка было большое
количество разнообразных колоритных картин того периода жизни и множество
скульптур и драгоценностей двора. Насладившись прелестями и красотами замка, мы вышли из него
и направились к костёлу, находившемуся рядом по соседству. Зайдя в костёл,
увидели много народа, стоявшего с веточками вербы в руках и внимательно
слушавшими католического священника-ксендза, читавшего молитву-проповедь за
небольшой перегородкой от них. Оказывается, был божественный праздник - католическое
вербное воскресенье, поэтому все были празднично одеты и с хорошим поднятым настроением. Все стены были покрыты
росписями и производили впечатление неземного рая. После произнесённой молитвы
и небольшого перерыва, все верующие припали на правое колено и преклонили
головы вперёд. Мы остались стоять посреди костёла и вдруг впереди у
противоположной стены мы увидели красивую молодую девушку. Оказывается она была
забальзамирована и находящуюся под стеклянным колпаком. Сидела она на дорогом
кресле, с белокурыми волосами и широко открытыми голубыми глазами, в нарядном
дорогом платье. Оказывается, это была дочь графа Родзевила, умершая в раннем
девичьем возрасте. Она была настолько прекрасна и мила, тем более, почти наша
ровесница и настолько её любил граф Родзевил, что решил оставить дочь в таком прекрасном
возрасте и забальзамировать навеки.
От самих стен костёла исходили звуки музыки от игравшего
органа. Я, будучи несостоявшимся музыкантом (окончил в 1968 году музыкальную
школу по классу баяна) был поражён игрой духового органа и его живым
естественным звучанием. Мы подошли к органу, и я увидел впервые этот огромный
впечатляющий размерами инструмент. У него были три клавиатуры, расположенные
одна над другой и металлические трубы, высотой под потолок, из которых звучала мелодичная, в то же время
очень громкая, классическая музыка.
Да, вот это было зрелище, вот это был день, который
запомнился почти до мелочей, хотя это было в прошлом веке, 30 лет назад. Словно
сама природа, сам воздух, прилегающие окрестности и добрые, душевные люди,
везде окружавшие нас, заставляли радоваться, созерцать и наслаждаться каждой минутой,
проведённой в такой прекрасной и братской Республике Беларусь. * По другим источникам при СССР там был санаторий КГБ
В. Калюжный, Самара, январь 2012
Часть 1 ->
|