Молодость моя, Белоруссия, Песни
партизан, сосны да туман. Эту
песню, блестяще испоненную белорусским ансамблем "Песняры", очень
люблю и когда её слышу всегда вспоминаю дни молодости, проведённые там в
Белоруссии, во время работы на авиахимработах. Весной, в начале марта 1980 года, после основательной
предварительной подготовки, мы группой из 11 бортов вылетели в Белоруссию. Старшим
и ведущим группы был заместитель командира второй авиаэскадрильи Кобзарь
Владимир Николаевич. Первую посадку осуществили в Тамбове. Заправка производилась
на стационарной АЗС. Впереди нас по очереди зарулил самолёт под управлением КВС
Скирда Ивана Алексеевича. Его авиатехник полез на плоскость заправлять, а
командир вышел из самолёта, отошёл в сторону, примерно 20 метров, достал из
кармана пачку папирос" Беломора" и смачно закурил. Откуда-то выбежал
пожарный в форме, подскочил к Скирде И.А. и закричал: "Товарищ, товарищ, курить
строго запрещено". Скирда И.А. был на голову выше и намного крупнее в
размерах этого пожарника. Сверху вниз он медленно осмотрел его и громким
голосом с украинским акцентом невозмутимо
сказал: "Тамбовский волк тебе товарищ". Пожарник тут же исчез.
Командир, спокойно затушил папиросу, сел в заправленный самолёт и порулил на
стоянку. Нашему экипажу, где командиром был Михаил
Захаров , а авиатехником Женя Улюшев, под псевдонимом "
Профессор", предстояло сделать то же самое. На следующий день группа взлетела и взяла курс на Курск. Наши
самолёты были на колёсном шасси, а в Курске был сильный боковой ветер по
полосе, ведущий принял решение следовать на Бобруйск. В Бобруйске также был по
прилёту предельный боковой ветер на полосе, а на грунт сажали только на лыжном
шасси, поэтому командир принял решение следовать прямо на Минск, хотя остаток
топлива на самолётах был предельно мал. Когда до Минска осталось около 100 км, почти на всех бортах
загорелись лампочки критического остатка топлива. Старый аэродром находился
почти в центре города и мы, едва «дотянув», все благополучно произвели посадку
в Минске. Разместились в гостинице, переночевали, а на следующий день
мы с авиатехником Женей решили посмотреть Минск и пришли в Универмаг "Беларусь".
Мне ребята заказали купить несколько колод игральных карт, карты у нас были
большим дефицитом. Поднялись на второй этаж, подошли к стеклянным витринам и я
начал выбирать понравившиеся колоды. Наклонившись над витриной, я настолько был
увлечён выбором и разнообразием карт, что не замечал никого вокруг. Через
несколько секунд, повернул резко голову вправо и прямо перед моим лицом, на
расстоянии 20-30 см,
также близко наклонившись и повернув голову влево, стоял настоящий негр. На
меня смотрел негр, с большими выпученными губами, огромными ярко-белыми зубами,
приплюснутым носом и мелкими с завитушками волосами. От неожиданности и испуга,
я сильно закричал и с места отпрыгнул в сторону метра на 3, при этом даже упал
на пол. Стоявшие рядом молодые продавщицы и покупатели тряслись от смеха,
вытирая слёзы на глазах, так как я ещё был и в форме лётчика. Честно признаюсь,
что я первый раз увидел живого негра, да ещё так близко от себя. Оказалось, что
увидеть негра «вживую», а не в кино или по телевизору, далеко не одно и то же
даже для меня, который всю жизнь прожил с казахами. Под дружный хохот окружающих
людей и выкриками: "Ну и трусы эти лётчики, негров боятся", мы
выбежали из магазина. Карты мы потом купили в одном из киосков " Союзпечати". На следующий день мы полетели дальше на запад в сторону
Бреста и произвели посадку на точку АХР, неподалёку от городов «Несвиж».
Населённый пункт назывался «Мир.Совхоз», он был расположен в Западной Белоруссии,
на территории бывшей Польши и только перед войной присоединён к СССР. Местные
жители, в основном поляки и поэтому нас разместили в частный дом к пожилой,
одиноко живущей полячке. Мы послали
бензовоз в Минск, но из-за сильной распутицы и нехватки горючего, нам пришлось
просидеть без топлива около 10 дней. Целыми днями мы валялись на кроватях и
смотрели «мастацкие» , что в переводе
означает художественные фильмы, на белорусском языке. Я так понял, что если
писать на русском языке с ошибками, то получится вполне сносный белорусский
язык. Например, на русском пишем «молоко», на белорусском – «малако», поэтому
мы прекрасно всё понимали без переводчика.
Через неделю нашего безделья, к дому подъехал председатель
колхоза на старом и ужасно грязном семиместном ГАЗ-69. Он сказал хозяйке,
поскольку ты расселила и кормишь лётчиков, тебе одной из первых даём лошадь с
ручным плугом для вспашки огромного (до 60-ти соток) огорода. На следующий день
с лошадью и плугом пришёл землепашец, мы тоже решили помочь и попробовать пахать
на лошади. Такую экзотическую работу мне посчастливилось выполнять первый раз в
жизни. Но так как я был родом из
сельской местности, то многое умел и помогал хозяйке кормить сеном и поить
коров, вычищать навоз, носить воду с колодца. С большим интересом взялся за
ручной плуг, и мы с лошадью стали пахать землю. Буквально через 30-40 метров лемех упёрся во
что-то твёрдое, и лошадь остановилась. Сразу мелькнула мысль, может это мина,
на этой территории шли бои во время войны. С опаской, осторожно стали с конюхом
разрывать руками землю и извлекли камень-валун (размером 15 на 15 см). «Водитель» кобылы
объяснил, что нам встретится ещё много таких камней, и что они растут из-под
земли каждый год. Физическую сущность данного явления природы я не понимал, но
было ужасно интересно. Камни мы относили на границу с соседями, где их накопилось
за каждый год очень большая куча. Ими вымащивали мостовые, площади, делали
заборы и применяли при строительстве домов. К обеду наша лошадь изрядно устала,
сильно вспотела, и мы повели её поить и кормить. Под вечер мы закончили вспашку
всего участка. Весь огород был покрыт ровными бороздами, и было такое
впечатление, будто земля проснулась от зимней спячки. Запах свежевспаханной
земли, полевых весенних цветов за огородом, сосновых деревьев, растущих прямо
неподалёку, усиливал нашу неописуемую радость от такого трудного,
земледельческого труда. Но, конечно,
всех больше "радовалась" отдыху изрядно уставшая лошадь. Почти через 2 недели ожидания, нам наконец-то привезли
долгожданный бензин. Изрядно соскучившись по штурвалу и полётам, мы произвели
первый в этом колхозе вылет. Набрали 100 метров и начали поворачивать на поле. Я
связался по рации с Минском и тут
диспетчер на весь эфир объявляет: "Поздравляю Калюжного Владимира
Ивановича с рождением первой дочери Юлии. .Желаю здоровья, счастья и больших
успехов в работе". Ну, тут, конечно, можно представить только моё
состояние. А ощутить могут все мужики, с которыми такое событие произошло хоть
раз в жизни. Светило яркое мартовское солнце, вокруг, на сколько хватало
взгляда, простирались густые зелёные хвойные леса. Впереди по курсу взлёта, на
большом холме величественно возвышалась белокаменная, с золотыми куполами,
церковь. Да, это был один из самых моих счастливых дней, проведённых в
Белоруссии. Прилетели мы в Уральск 1-ого Мая, и я сразу сел за руль
своего автомобиля ВАЗ-2103, который мне выделили, как участнику ВДНХ. Правда, за «свои» деньги, но, тем не
менее, очереди за машинами были большими, в нашем предприятии это затянулось бы
на многие годы. Участником ВДНХ я стал по результатам работы по перевозке
урожая зерновых культур на грузовом автомобиле в зерносовхозе "Пугачёвский",
Бурлинского района. Как это было и почему, я обязательно потом расскажу. Я
помчался в Актюбинск, где меня ждала жена-студентка медицинского института и
почти двухмесячная дочь, которую я первый раз должен был увидеть.
В. Калюжный, январь 2012, Самара
Далее ->
|