Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Пятница, 26.04.2024, 03.33.02
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи друзей

Полет в Алма-Ату

 Перегон самолёта  на АРЗ (авиационный ремонтный завод) в Алма-Ату и обратно всегда считался  ответственным, трудным и в то же время, далеко нежеланным «занятием». Во-первых, предстояло преодолевать большое расстояние, порядка 3000 км. Даже при благоприятных погодных условиях, это расстояние можно преодолеть минимум за два дня. Еще время, затраченное на сдачу самолета на завод и обратный путь на рейсовом самолете. В итоге, в лучшем случае на все про все уходит минимум неделя, а в худшем, как Бог на душу положит. Бывало, экипажи по месяцу торчали в аэропортах из-за непогоды. Поэтому в «перегонку» экипажи, мягко выражаясь – не просились. Но хотя, несмотря  на  жаркий  климат и тяжёлые условия  работы двигателя на пыльных и песчаных аэродромах, наши «Аннушки» достойно выполняли  все виды  работ по ПАНХ,  самолеты изнашивались, и их надо было ремонтировать. Ремонтные заводы находились в Актюбинске и в Алма-Ате. Но на Актюбинском (ближнем) заводе производили, так называемый «косметический ремонт», а на алма-атинском, капитальный, с заменой обшивки и всех агрегатов на новые. Поэтому самолеты старались гонять, в основном в Алма-Ату. За выполнение таких заданий по перегонке самолётов  на капремонт и обратно, некоторым экипажам  объявлялась благодарность на разборе полётов, ну а до некоторых, у командования, как говорится «руки не доходили». Но это другая тема.

Во время подготовки к полету по перегонке самолёта на завод, каждый экипаж индивидуально подбирал себе маршрут для перелёта, в зависимости от метеорологической обстановки по воздушной  трассе. Обычно это были два маршрута. «Северный», который проходил через Кустанай, Целиноград (нынешняя Астана) и Балхаш. А так же «южный», через Нукус, Чардара, Ташкент или Чимкент.

Выбрав южный маршрут, и  основательно подготовившись, мы со вторым пилотом  Мельниковым  Сергеем, и авиатехником (к сожалению, не помню его фамилию, он был мужем нашей работницы АТБ Ахмедьяровой Бахтылы), вылетели  на Нукус - столицу Каракалпакской АССР. Погода была отличная, трасса хорошо знакомая, так как проходила вдоль нашего газопровода «Средняя Азия – Центр», и поэтому полет до первого места ночевки мы выполнили довольно таки быстро и без осложнений.

На следующий день заправив полные баки, полетели на Ташкент. Полёт проходил на высоте 1500 метров над пустынной, безориентирной  местностью. На протяжении 600 км, нам не встретилось ни одного населённого пункта. А внизу пустыня Кара-Кум, с песками оранжевого цвета и подковообразными барханами, которые тянулись, до самого горизонта. Но вот, впереди показался оазис. Это был небольшой водоём, окружённый тёмно-зелёной растительностью. Рядом с ним расположился крохотный посёлок, с аэродромом МВЛ, на окраине. Уже не помню, как он назывался, но там мы  заправились бензином и немного передохнули, отведав зеленого чая в местной чайхане, расположившейся в тени деревьев.

Потом, мы продолжили свой путь дальше. Пролетев ещё 200 км,  вышли на г. Чардару, вдоль которого с юго-востока на северо-запад несла свои воды река Сырдарья. Сразу за ней, природа резко изменила  свой  ландшафт.  После, бесконечно тянущихся песков, появились ровные зелёные рисовые поля, сады и виноградники. Вскоре, по согласованию с диспетчером Ташкента, мы немного изменили маршрут, и взяли курс на Чимкент. При подлете к аэропорту, посадочная полоса была у нас прямо по курсу, поэтому, получив разрешение, мы стали заходить на посадку с «прямой». Но, при пролете ближнего привода, поступила команда диспетчера:  срочно уйти на второй круг с резким отворотом вправо. Когда, выполнив команду, мы вышли к третьему развороту, то увидели, как на посадку заходят два военных истребителя. Они синхронно и мягко коснулись полосы, и почти сразу, сзади них раскрылись тормозные парашюты. После пробега половины полосы, в районе СКП (стартовый командный пункт), парашюты отцепились и упали на бетон, откуда были быстро убраны подбежавшими солдатами. После этого нам разрешили посадку, и вскоре мы уже заруливали на стоянку. В то время Чимкентский, аэропорт, как и многие другие, использовался одновременно военными и гражданскими самолетами. Вот и вторая ночёвка и, конечно знаменитое и вкуснейшее чимкентское пиво, которое продавалось только в стеклянной таре. После длительного и утомительного перелёта этот прохладный  напиток был как нельзя кстати.

На следующий день мы приступили к финальному этапу перегонки  -  в Алма-Ату. После взлета, заняли эшелон и начали пересекать горный хребет по направлению на г.Джамбул. Внизу медленно проплывали многочисленные вершины, некоторые из которых были покрыты белоснежными остатками не растаявшего снега. Зрелище было великолепным, но в тоже время тревожным. Ведь в случае отказа двигателя, вынужденная посадка превращалась в вынужденное падение. И тут по закону подлости, двигатель начало « трясти». Сергей быстро прикрыл створки капота, но двигатель продолжал вздрагивать. В кабину заскочил авиатехник и, манипулируя рычагами управления газа и  винта, попытался восстановить нормальную работу двигателя. Но это ни как не повлияло на его работу. Силовая установка упорно продолжала « мотать головой» и норовила в любой момент оторваться от своего крепления. Тут же началась сильная болтанка. Самолёт бросало из стороны в сторону, вверх и вниз. У меня выступил холодный пот, и я с такой силой ухватился за штурвал, который бился в своих конвульсиях, что от напряжения на моем форменном пиджаке стали отлетать пуговицы. Внизу под нами виднелись остроконечные пики гор с крутыми склонами, между которых тянулись узкой змейкой тёмные ущелья. И если сейчас двигатель откажет окончательно, то страшно даже представить вынужденную посадку в этом месте. Так как мы находились на середине пути, то докладывать и возвращаться на аэродром вылета, не было смысла. Я предположил, что мощные нисходящие и восходящие потоки, а так же разрежённость воздуха над горами повлияла на работу двигателя, но авиатехник сказал, что перед вылетом самолёта на завод, с него снимают все хорошие и ставят уже почти отслужившие и изношенные детали, в надежде на то, что на заводе их поменяют на новые. Не знаю, кто из нас оказался прав, но когда мы в таких жутких условиях долетели до озера Акколь и достигли его противоположной стороны, все резко закончилось, и  двигатель заработал ровно и без тряски. Мы постепенно стали отходить от стресса, перенесённого в полёте над горами, и начали готовиться к посадке на аэродроме г. Алма-Аты.

Непредвиденные и нештатные ситуации происходили у нас в полётах часто из-за устаревшего и изношенного СМП (самолетомоторного  парка), отсутствия воспроизводства и замены на новую, более прогрессивную и надёжную технику и только благодаря самоотверженному и нелёгкому труду авиационных инженеров и авиатехников самолёты летали, авиапредприятие выживало и «процветало». Уходили на пенсию пилоты, списывались самолёты, но коллектив Уральского авиапредприятия никогда не терял своей боеспособности, даже после распада Советского Союза. Парадокс, но с получением полной независимости и самостоятельности, авиапредприятие стало угасать и постепенно пришло в полный крах и  разорение.

Но это было потом, а сейчас, мы продолжали полёт и вышли на привод аэродрома. Заходя по прямоугольному маршруту, нам поступила команда диспетчера: затянуть 3-й разворот. Оказалось, в это время заходил на посадку тяжёлый самолёт АН-12. Произведя посадку, он зарулил в, так называемый «карман», в  конце полосы и остановился. Мы выполнили 4-й разворот и доложили о готовности к посадке. Диспетчер разрешил посадку, «с перелетом», ближе к «рулежке», чтобы не мешкая освободить ВПП. После посадки, мы увидели как к самолёту АН-12 со всех сторон  короткими перебежками с автоматами наперевес бежали солдаты, а в створ хвостового оперения  строго по прямой линии ползком пробирались несколько вооружённых людей, одетых в маскировочную форму. Буквально через несколько мгновений люди как  бы растворились в самолёте и, спустя несколько секунд начали выводить в наручниках людей и сажать в быстро подъехавший военный автомобиль с будкой.

Мы сдали самолёт, и зашли в АДП, узнать, что же происходило на аэродроме. Диспетчер успокоил, сказав, что  это был учебный, заранее разработанный план  по освобождению заложников, захваченных «террористами» в полёте. Но никто, кроме «подсадных террористов» об этом не знал, и всё происходило как в настоящем крутом боевике. Получилось что, напоследок нашего длительного путешествия мы как бы побывали  в условиях, приближённых к боевым действиям.

Сергей Мельников был родом из столицы, и через некоторое время, нас радушно принимали в гости его родители и сестра. Удобно расположившись в кресле и пришивая оторванные  во время полёта пуговицы на форменный пиджак, я с его родителями слушал с нескрываемым любопытством рассказ Сергея о наших лётных приключениях и с треском отрывавшихся от пиджака пуговиц, в момент  перелёта гор. Вскоре мы все уже спали богатырским сном, восстанавливая силы перед обратной дорогой.

Владимир Калюжный, Самара, февраль 2012

 
Категория: Статьи друзей | Добавил: donguluk (11.02.2012) | Автор: Владимир Калюжный
Просмотров: 1065 | Комментарии: 5 | Теги: Джамбул, чимкент, болтанка, Ремонт Ан-2, Сырдарья, Акколь, Нукус, Алма-Ата, Сергей Мельников, Чардара | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 belkva  
0
Да, многих уже нет, с кем пришлось поработать.Но, хорошо, что мы хоть в рассказах о них вспоминаем.

3 Сергей Примаков  
0
Отличный рассказ! В перегонке Ан-2 не приходилось участвовать, только раз получали самолёт во Львове.

2 donguluk  
0
Капитальный ремонт Ан-2 на всех авиаремонтных заводах Аэрофлота (их было несколько), выполнялся по единым технологиям, но, действительно, качество ремонта в Актюбинске (завод 406ГА), было ниже. План ремонта составлялся в Министерстве гражданской авиации, раньше самолёты "гоняли" и в Виницу и в Тюмень. Последние годы - только в Алма-Ату и Актюбинск. Мы всегда стремились отремонтировать самолёты в Алма-Ате (завод 405ГА), причём в летнее время, когда метеоусловия лучше. Но, увы, в МГА на это не обращали внимания, наши пожелания не учитывали и самолёты мы "гоняли" туда, куда укажут. Права выбора у нас не было.

1 donguluk  
0
Техник этот (муж Бахтылы) тоже был уникальным человеком. Он к нам буквально «приблудился». Работал раньше в Бурундае, у нас базировались их восьмёрки, он был механиком. В аэропорту он встретился с Бахтылы и они полюбили друг-друга. Пришли ко мне, чтобы я подписал перевод Лёши в АТБ Уральска. Пошёл им навстречу, Лёша оказался хотя и технически «малограмотным», но исключительно исполнительным человеком. На таких «воду возят», ему поручали всегда такие командировки, в которые другие техники не хотели лететь, даже «под пистолетом». Однако выпивал, а когда стал и прогуливать на этой почве, я его уволил. Работал он потом водителем в городе, на втором автобусном маршруте, совершил аварию, долго они с Бахтылой из нищенской своей зарплаты выплачивали. Квартиры у них не было, жили они в нашем общежитии. Детей у них не было, но взяли они девочку из детского дома. Сейчас Лёша уже скончался.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |