Судьба столкнула меня с Толей
Радченко, когда он после окончания авиационно-технического училища пришёл к нам
в авиационно-техническую базу Уральского авиапредприятия. Был он из местных,
посёлок Чаганский был расположен недалеко от нового аэропорта. Работал на
передовом участке трудоёмких регламентов. Быстро ввёлся в строй, работал
хорошо, инициативно, как говорят, «с душой». Потом работал и самостоятельно,
без инженерного контроля в отрыве от базы, в Бейнеу, это была наша оперативная
точка, несмотря на то, что находилась на границе Гурьевской и Мангышлакской
области. Наши самолёты, а в «час пик» там работали до трёх самолётов, обслуживали
строящийся нефтепровод. Буквально недавно я встретился с Анатолием на страницах
одного популярного проекта в Интернете, попросил рассказать его о своей жизни «после
авиации», мы нашли взаимопонимание, и он согласился поделиться своими
жизненными перипетиями. Вот что он рассказал. Начну с рождения. Родился 05.05.1952г. Пошёл в
Чаганскую школу. В1970г.
закончил школу. Работал до
ноября в совхозе. В
ноябре забрали в
армию. Пол года был
в «учебке», в Выборге. После окончания школы младших авиационных
специалистов, перебросили на
Украину в г. Николаев. До ноября1972 г. служил механиком
по вооружению. После армии
работал в Уральске на Ворошиловском заводе, сначала учеником,
а потом слесарем-лекальщиком,
проработал я на
заводе до мая
1973 года. В мае поехал
в Актюбинск поступать
в лётное училище, экзамены сдал, а
вот медкомиссию завалил, гланды подвели, но чтобы
время не терять,
я поступил в Кирсановское авиационно-техническое
училище, г. Кирсанов Тамбовской области. Перед окончанием
училища, я приехал в аэропорт к командиру
авиапредприятия Агапову Вильгельму Павловичу, узнать перспективу
АТБ, он меня убедил, что
Уральский аэропорт получает
самолёты Як-40. И если
я покажу свои достаточные
знания и в АТБ
не будет замечаний по работе, то у меня открывается перспектива
переучиться на бортмеханика, тем более, что я в училище
изучал Як-40. В училище учился я
достаточно хорошо и у меня после
окончания был свободный
выбор при распределении. Но я, поверив
начальнику авиапредприятия, выбрал
распределение в Уральск, ближе к родине. Затем приблизительно через
год Агапов сообщил (я
зашёл к нему
узнать, как обстоят дела), он
сказал, что Як-40 отдают
в Актюбинск. На
базе зарплата была
небольшая, и я летал
в командировку (в Бейнеу) с
Козловым Юрием. Конечно, зарплата
была для меня в то время хорошая. У меня
уже была семья, жили мы на съёмной квартире, перспективы
на получение от аэропорта не было
никакой, квартир не
выделяли. Я пошёл к
директору нового, только что открывшегося в Уральске завода
Металлист. Директор сказал, что нужен сменный
мастер, моя квалификация его не смущала, в то время на заводе усиленно
готовили нужных специалистов из других отраслей, а наша подготовка в училище
вполне соответствовала требованиям на переучивание на новую специальность. Относительно
жилья, если всё будет
нормально, то завод достраивает пятиэтажку и
через 3 месяца
можно получить однокомнатную
квартиру. Но поэтому я
и ушёл сразу
с аэропорта на Металлист!
Через 3 месяца,
я благополучно (не обманули) получил
квартиру. Какое тогда это
было счастье! В 1982 году организовывали в Уральске
тоже новый завод керамических
изделий, давали договора на
квартиры - вот я с
Металлиста ушёл туда, не совсем, конечно, порядочно по
отношению к моему заводу, но, тем не менее, перспективы улучшить жилищные
условия не было, а семья росла. Все
рабочие этого предприятия числились в РСУ
-2, на Желаево, там была и контора.
Я там
проработал до конца
1986г. У меня на тот
момент
родилась вторая дочь. Но
хоть и через Москву пришлось
выбивать квартиру, но я её получил,
в центре
города, сейчас в
ней живёт моя первая
жена. Потом мне предложили работу
в УВД, там работал мой друг по авиационно-технической
базе Владимир Скиданов. Условия для меня были вполне приемлемые и я послушался совету Володи, который уже там давно работал. Работа
была с утра
до ночи, после 2-х
лет работы жена
заявила, или семья, или
работа. Я, конечно, выбрал семью, дети маленькие,
еле подписали мой
рапорт, и я
ушёл на хлебозавод. Рядышком с
домом, но скандалы в семье не утихали, не находил я взаимопонимания с
женой, мой характер был далеко «не золото, никак мы не находили взаимопонимания,
чтобы
не нервировать детей, я
уехал в Павлодар, как потом оказалось, к
нынешней моей жене. Мы с ней познакомились, когда
я был в командировке от
УВД в Павлодаре в 1987 году. Так как
были маленькие дети, я ничего себе
практически не взял, только сел в
машину и уехал. Всё
время я общался
и сейчас общаюсь
с дочками. Старшей купили
квартиру, а младшей оплачивали
учёбу в институте, в 2007 году младшая тоже
вышла замуж. Ну, в Павлодаре я
работал на фирме,
где делали косметику, работал наладчиком оборудования,
квалификации, полученной в училище и за время работы, вполне хватало, нигде по
работе у меня замечаний не было. В1994 году
родители и братья
моей жены уехали
в Германию. Время было тяжёлое,
уже зарплату не платили
по пол года. Я собрал и сдал документы
на выезд в Германию. Из-за
перебоев выплаты зарплаты
мне пришлось уйти
на другую работу. У нас было уже двое сыновей. Я ушёл на
Павлодарский водоканал, проработал год, тоже зарплату совсем
перестали давать, ну а дальше
просто выживали, конечно, не я
один, всем было нелегко. Летом 1996 года
тесть прислал нам
вызов, я подготовил
нужные документы, но ехать не
решался в надежде хоть на какие-то на улучшения, но, увы, чуда
не произошло. И в ноябре я
с семьёй уехал. Первое
время было очень тяжело,
но приходилось терпеть, ведь
нас сюда ехать никто не заставлял. Свой трудовой стаж
я полностью потерял, не засчитали, так как я русский, а
жена немка, ей 60 % засчитали.
Затем бюро по трудоустройству - послали меня
учиться на сварщика, отучился я три
года, хорошую специальность получил. Приехал к нам однажды руководитель одной фирмы, поговорили мы
с ним, кое-как я уже по-немецки
разговаривал, а после экзаменов
он меня забрал
к себе на своё предприятие. Там я проработал
9 лет, до разразившегося кризиса, фирма была небольшая и буквально
развалилась. Затем снова Arbaitsamt (бюро по
трудоустройству), направили в
другую фирму, где я сейчас и
работаю. Если описывать все подробности,
то не хватит и
времени. Очень тяжело вспоминать! В 2003 году взял
кредит, купил дом, перестроил на
свой лад и вот скоро
заканчивается выплата кредита. Сыновья уже
взрослые, после школы учатся
дальше, уже на конкретные
профессии, а для меня
хоть жить и
лучше, и намного спокойнее, но чувствую себя порой как-то не на
месте, такой уж у меня характер, никогда я не был полностью удовлетворён,
всё время хотелось предпринимать какие-то действия, принимать решения и т.п. Но моя
семья здесь, и «дёргаться» мне больше некуда, да и по большому счёту и
незачем, здесь, как пела Зыкина, «мой причал и здесь моя семья». Спасибо Вам, Валерий Николаевич, что предоставили
возможность вновь окунуться в мир юности, вспомнить себя молодым, вспомнить
своих друзей и знакомых, которые уже оставили свой след на сайте и мне
позволили «выговориться». Много материалов здесь о моей любимой, но, увы, в
силу жизненных обстоятельств не реализованной в полной мере авиационной
профессии. Привет всем, кто ещё помнит, не забыл. Анатолий Радченко, Германия, декабрь 2012 |