Джетыгара - районный центр Кустанайской области, все тогда переводили
это название, как «Семигорье». Не правда ли очень красивое и поэтичное название места, сразу возникают аналогии с «Семиречьем».
Однако, на самом деле название его оказалось более прозаичным, Житикара - (Жити (жіті) - зоркий, кара
(смотри)) - буквально - смотри, (наблюдай, следи) внимательно, зорко. Градообразующим
предприятием города являлся в то время "Кустанай-Асбест",
ныне АО «Костанайские минералы». С конца 1950-х до начала 1990-х годов
население преимущественно состояло из русских, украинцев, казахов и
депортированных этнических немцев. В современном Казахстане немцы начали
массовую возвратную миграцию. Уютный и небольшой город, сразу привлёк наше внимание
наличием густых зелёных парков и скверов, ровных широких улиц, а главное
многонациональностью народа, населяющего некогда целинную и богатую природными
ресурсами часть Северного Казахстана. Знаменитый у всех химиков (в то время в Кустанайской области работали экипажи со всего Союза) ресторан "Горный лён", магазины, пестрящие
многочисленным ассортиментом товаров, буквально ломились от изобилия, что для
того времени было даже в диковину нам, прилетевшим с Западного Казахстана на
помощь сельскому хозяйству по борьбе с сорняками в посевах зерновых культур.
Впервые я побывал и увидел бескрайние просторы Кустанайских казахских степей только
здесь, по сравнению с небольшими по площади полями Белоруссии, Узбекистана,
Украины и Марийской Республики, где мне довелось уже к тому времени побывать и поработать. По распределению командования нам предстояло работать в совхозе «Придорожный», расположенном,
примерно в 10 километрах
от райцентра Джетыгара. Ранее экипажу приходилось жить и в вагончиках, и в палатках,
и в юртах, но здесь впервые нас расселили на сцене местного сельского клуба, что, наверное, и повлияло на нашу
дальнейшую плодотворную и творческую
работу в этом хозяйстве. Руководителем авиахимработ была назначена агроном
отделения, девушка очень маленького
роста, но довольно симпатичная, молодая и жизнерадостная Наташа. Утром, при её
появлении на сцене клуба, в прямом смысле этого слова, раздавался её звонкий
тонкий голос, будивший нас на полёты: «А ну вставайте лентяи!» - озорным шутливым голосом громко произносила она. «Все
уже в кузове автомобиля и ждут вас!» - добавляла Наталья, при этом сурово
сдвигала свои тонкие брови над светло-зелёными, широко раскрытыми глазами,
притоптывая миниатюрными, но весьма ровненькими и стройными ножками. Наш экипаж, состоявший из КВС Понякина П.А., меня и
авиатехника Горбачёва Александра любили её, потакая всем её девичьим
капризам, уделяли галантные знаки мужского внимания, отчего улучшался
настрой, да и сама работа, становилась приятной во всех отношениях. Как и все
молоденькие девушки данного возрастного периода жизни, она была романтична и
мечтательна. По окончании дневных работ, она приходила к нам в гости и, сидя на
деревянной скамейке возле клуба рядом с нами, подолгу слушала длинные восточные
сказки, которые любил и искусно рассказывал
Понякин П.А. Совхоз был крупный, богатый, основное население составляли обрусевшие
немцы. В конце каждой недели от совхоза нам за хорошую работу выделяли приличное
денежное вознаграждение, после получения которого мы ездили в Джетыгару
закупать интересующие нас товары. В одну из таких поездок Понякин П.А. приобрёл
новый мотороллер, мы же купили электронные пистолеты, стреляющие лучом по мишеням,
виски, коньяка и водки с женьшеневым
корнем внутри бутылки. По приезду в Уральск я подарил бутылку с
женьшеневым корнем тестю, который три
года подряд промывал его, обновляя всё новой порцией спиртного, каждый раз при этом откупоривал
бутылку так, как будто ему только что её
подарили. В окрестностях Джетыгары росли многочисленные белоствольные берёзовые рощицы (колки) с прекрасными
зелёными полянами между ними. На одной из таких огромных полян каждый год
устраивался национальный казахский
праздник «Байга», на котором нам посчастливилось побывать. Однажды после окончания утренних работ, я заметил как Саша
Горбачёв с водителем водовоза выливают водой из норы сурков, которые здесь
селились небольшими колониями. Сурок выскочил из норы, Александр накрыл её
курткой и бедный мокрый зверёк стоял возле норы и издавал натуральный детский
плач, из глаз его лились крупные слёзы, а на кончиках лапок виднелись розовые,
маленькие пять пальчиков, похожие на кулачок грудного ребёнка. Саша сказал, что они вылили уже 5 штук и к вечеру
будет замаринован отличный шашлык. После увиденного я отказался от такого
предложения, но когда мы вечером поехали отдыхать на реку Тобол и немного «расслабились», Александр предложил
мне съесть хоть один кусочек шашлыка. Чем дольше мы отдыхали, тем шашлык
становился всё вкуснее и вкуснее. Вода в реке была чистая, прозрачная и тёплая и в перерывах
между купанием, мы съели полное ведро замаринованного шашлыка из сурчиного
мяса. К концу командировки Горбачёв А. натопил по 3-х литровой банке сурчиного
жира каждому члену экипажа. Оказывается сурчиное мясо очень полезно для
здоровья, а сурчиный жир обладал ещё и эффективным, заживляющим раны, редким
лекарством. Через три дня работы приехал пасечник и подарил каждому по литровой
банке мёда и медовые соты в награду за
то, чтобы мы в его сторону больше никогда не летали. Когда мы уже отработали
основную массу полей, стали приезжать на аэродром садовники с близлежащих
садов, огородники с бахчей, привозили с собой вкуснейшие яблоки, груши, арбузы
и слёзно просили не летать в их сторону. Согласовав с агрономом совхоза
отработанные гектары, мы пришли к выводу, что авиахимработы практически
закончены и нам предложили поехать отдыхать на водохранилище, где мы вдоволь
купались, загорали и ловили рыбу удочками.
Как-то лежа на песке после очередного купания, Саша Горбачёв
сказал: - «Пётр Алексеевич, ну когда мы начнём кататься на нашем
мотороллере?», делая сильный акцент на окончание этого слова. «Вот
давайте завтра и попробуем» - улыбаясь ответил командир. С раннего утра мы
приступили к расконсервации и подготовке мотороллера к обкатке. После запуска
первым на сиденье, конечно же, сел сам Понякин П.А. и прокатившись вокруг
аэродрома на малой скорости, предложил проехаться мне. Я достаточно много ездил
на мотоциклах, но честно признаюсь, на мотороллере довелось ехать впервые. Третьим
сел за руль Горбачёв Александр. Он нёсся по аэродрому на более высокой скорости
и его русые с большими завитушками, волнистые волосы беспорядочно развевались
от встречного ветра. Саша был немного худоват, высокого роста скромным парнем и
мотороллер под ним казался каким-то полудетским игрушечным мопедом. Мы по
очереди катались по ровному полю аэродрома и, конечно, катали сзади на сидении
нашего прекрасного агронома Наташу, которая пищала от восторга, нежно
придерживаясь руками за наши талии, дабы предохранить себя от случайного
падения. Понякин П.А., будучи немного старше нас был сдержан, может
ему немного было жаль новый и ещё не обкатанный мотороллер, но он на правах
хозяина с удовольствием давал прокатиться на мотороллере всем желающим и
жаждущим выбросить адреналин при
очередном «экстремальном» заезде. Да, отличная летняя погода, самолёт, полевой
аэродром, новенький мотороллер, а главное цветущая молодость всех находившихся
на аэродроме в то время ребят и маленькой Наташи, создавало
неподкупно-дружескую атмосферу прекрасного солнечного дня. Представьте на
минуту наши изумлённые лица, когда командир посадил за руль мотороллера
Наталью, а сам сел сзади и она, управляя впервые настоящим транспортным
средством с очень серьёзным видом лица, поехала на нём под руководством
опытного инструктора, уже второй раз севшего за руль собственного железного
коня. По приезду они спешились, Пётр поставил мотороллер на боковую подножку,
давая этим понять, что заезды закончены и ему надо отдохнуть и остыть, а самому
осмыслить правильный ли он сделал выбор, купив такой всем понравившийся
двухколёсный транспорт. Так как лететь обратно предстояло далеко и долго, то все
скопом начали грузить мотороллер через полностью открытую грузовую дверь
самолёта, аккуратно и надёжно привязывая его в фюзеляже, при этом разговаривая
с ним по взрослому, как с живым существом. Проводы были очень тёплыми и
трогательными. Каждый из нас не подавал вида, что сюда мы может быть никогда не
вернёмся, больше не увидимся с прекрасными и ставшими нам почти родными людьми
Да оно так и произошло и если бы не наши тёплые воспоминания, мы никогда бы не
узнали историю маленького мотороллера, на котором Понякин П.А. ещё долго ездил
на работу в аэропорт и обратно домой. Побывать там хоть немного и посмотреть красивые берёзовые
рощи, поросшие густой зелёной травой
огромные поляны, то можно просто коротким четверостишьем сказать про этот
удивительный край: Джетыгара - какое наслажденье Мне вспоминать, переживать до
слёз,
Я рад бы снова повторить
мгновенья,
Проснуться там в тени твоих
берёз... Владимир Калюжный, Тольятти, январь 2013 |