Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Суббота, 20.04.2024, 13.41.54
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация

Джетыгара - город семи холмов
Джетыгара - районный центр Кустанайской области, все тогда переводили это название, как «Семигорье». Не правда ли очень красивое и поэтичное  название места, сразу возникают аналогии с «Семиречьем». Однако, на самом деле название его оказалось более прозаичным,  Житикара - (Жити (жіті) - зоркий, кара (смотри)) - буквально - смотри, (наблюдай, следи) внимательно, зорко. Градообразующим предприятием города являлся в то время  "Кустанай-Асбест", ныне АО «Костанайские минералы». С конца 1950-х до начала 1990-х годов население преимущественно состояло из русских, украинцев, казахов и депортированных этнических немцев. В современном Казахстане немцы начали массовую возвратную миграцию.

Уютный и небольшой город, сразу привлёк  наше  внимание наличием густых зелёных парков и скверов, ровных широких улиц, а главное многонациональностью народа, населяющего некогда целинную и богатую природными ресурсами часть Северного Казахстана. Знаменитый у всех химиков (в то время в Кустанайской области работали экипажи со всего Союза) ресторан "Горный лён", магазины, пестрящие многочисленным ассортиментом товаров, буквально ломились от изобилия, что для того времени было даже в диковину нам, прилетевшим с Западного Казахстана на помощь сельскому хозяйству по борьбе с сорняками в посевах зерновых культур. Впервые я побывал и увидел бескрайние  просторы Кустанайских казахских степей только здесь, по сравнению с небольшими по площади полями Белоруссии, Узбекистана, Украины и Марийской Республики, где мне довелось уже  к тому времени побывать и поработать. 

По распределению командования  нам предстояло работать в  совхозе «Придорожный», расположенном, примерно в 10 километрах от райцентра Джетыгара. Ранее экипажу  приходилось жить и в вагончиках, и в палатках, и в юртах, но здесь впервые нас расселили на сцене местного сельского  клуба, что, наверное, и повлияло на нашу дальнейшую  плодотворную и творческую работу в этом хозяйстве. Руководителем авиахимработ была назначена агроном отделения,  девушка очень маленького роста, но довольно симпатичная, молодая и жизнерадостная Наташа. Утром, при её появлении на сцене клуба, в прямом смысле этого слова, раздавался её звонкий тонкий голос, будивший нас на полёты: «А ну вставайте лентяи!» - озорным  шутливым голосом громко произносила она. «Все уже в кузове автомобиля и ждут вас!» - добавляла Наталья, при этом сурово сдвигала свои тонкие брови над светло-зелёными, широко раскрытыми глазами, притоптывая миниатюрными, но весьма ровненькими и  стройными ножками.

Наш экипаж, состоявший из КВС Понякина П.А., меня и авиатехника Горбачёва Александра любили её, потакая всем её  девичьим  капризам, уделяли галантные знаки мужского внимания, отчего улучшался настрой, да и сама работа, становилась приятной во всех отношениях. Как и все молоденькие  девушки данного возрастного  периода жизни, она была романтична и мечтательна. По окончании дневных работ, она приходила к нам в гости и, сидя на деревянной скамейке возле клуба рядом с нами, подолгу слушала длинные восточные сказки, которые любил и искусно рассказывал  Понякин П.А.

Совхоз был крупный, богатый, основное население составляли обрусевшие немцы. В конце каждой недели  от совхоза  нам за хорошую работу выделяли приличное денежное вознаграждение, после получения которого мы ездили в Джетыгару закупать интересующие нас товары. В одну из таких поездок Понякин П.А. приобрёл новый мотороллер, мы же купили электронные  пистолеты, стреляющие лучом по мишеням, виски,  коньяка и водки с женьшеневым корнем внутри бутылки. По приезду в Уральск я подарил бутылку с женьшеневым  корнем тестю, который три года подряд промывал его, обновляя всё  новой порцией спиртного, каждый раз при этом откупоривал бутылку так, как будто ему только что  её подарили. В окрестностях Джетыгары росли многочисленные белоствольные  берёзовые рощицы (колки) с прекрасными зелёными полянами между ними. На одной из таких огромных полян каждый год устраивался национальный  казахский праздник «Байга», на котором нам посчастливилось побывать.

Однажды после окончания утренних работ, я заметил как Саша Горбачёв с водителем водовоза выливают водой из норы сурков, которые здесь селились небольшими колониями. Сурок выскочил из норы, Александр накрыл её курткой и бедный мокрый зверёк стоял возле норы и издавал натуральный детский плач, из глаз его лились крупные слёзы, а на кончиках лапок виднелись розовые, маленькие пять пальчиков, похожие на кулачок грудного ребёнка. Саша  сказал, что они вылили уже 5 штук и к вечеру будет замаринован отличный шашлык. После увиденного я отказался от такого предложения, но когда мы вечером поехали отдыхать на реку Тобол и  немного «расслабились», Александр предложил мне съесть хоть один кусочек шашлыка. Чем дольше мы отдыхали, тем шашлык становился всё вкуснее и вкуснее. Вода в реке  была чистая, прозрачная и тёплая и в перерывах между купанием, мы съели полное ведро замаринованного шашлыка из сурчиного мяса. К концу командировки Горбачёв А. натопил по 3-х литровой банке сурчиного жира каждому члену экипажа. Оказывается сурчиное мясо очень полезно для здоровья, а сурчиный жир обладал ещё и эффективным, заживляющим раны, редким лекарством.

Через три дня работы приехал пасечник и подарил каждому по литровой банке мёда и  медовые соты в награду за то, чтобы мы в его сторону больше никогда не летали. Когда мы уже отработали основную массу полей, стали приезжать на аэродром садовники с близлежащих садов, огородники с бахчей, привозили с собой вкуснейшие яблоки, груши, арбузы и слёзно просили не летать в их сторону. Согласовав с агрономом совхоза отработанные гектары, мы пришли к выводу, что авиахимработы практически закончены и нам предложили поехать отдыхать на водохранилище, где мы вдоволь купались, загорали и ловили рыбу удочками.

Как-то лежа на песке после очередного купания, Саша Горбачёв сказал: - «Пётр Алексеевич, ну когда мы начнём кататься на  нашем  мотороллере?», делая сильный акцент на окончание этого слова. «Вот давайте завтра и попробуем» - улыбаясь ответил командир. С раннего утра мы приступили к расконсервации и подготовке мотороллера к обкатке. После запуска первым на сиденье, конечно же, сел сам Понякин П.А. и прокатившись вокруг аэродрома на малой скорости, предложил проехаться мне. Я достаточно много ездил на мотоциклах, но честно признаюсь, на мотороллере довелось ехать впервые. Третьим сел за руль Горбачёв Александр. Он нёсся по аэродрому на более высокой скорости и его русые с большими завитушками, волнистые волосы беспорядочно развевались от встречного ветра. Саша был немного худоват, высокого роста скромным парнем и мотороллер под ним казался каким-то полудетским игрушечным мопедом. Мы по очереди катались  по ровному полю  аэродрома и, конечно, катали сзади на сидении нашего прекрасного агронома Наташу, которая пищала от восторга, нежно придерживаясь руками за наши талии, дабы предохранить себя от случайного падения.

Понякин П.А., будучи немного старше нас был сдержан, может ему немного было жаль новый и ещё не обкатанный мотороллер, но он на правах хозяина с удовольствием давал прокатиться на мотороллере всем желающим и жаждущим выбросить адреналин  при очередном «экстремальном» заезде. Да, отличная летняя погода, самолёт, полевой аэродром, новенький мотороллер, а  главное цветущая молодость всех находившихся на аэродроме в то время ребят и маленькой Наташи, создавало неподкупно-дружескую атмосферу прекрасного солнечного дня. Представьте на минуту наши изумлённые лица, когда командир посадил за руль мотороллера Наталью, а сам сел сзади и она, управляя впервые настоящим транспортным средством с очень серьёзным видом лица, поехала на нём под руководством опытного инструктора, уже второй раз севшего за руль собственного железного коня. По приезду они спешились, Пётр поставил мотороллер на боковую подножку, давая этим понять, что заезды закончены и ему надо отдохнуть и остыть, а самому осмыслить правильный ли он сделал выбор, купив такой всем понравившийся двухколёсный транспорт.

Так как лететь обратно предстояло далеко и долго, то все скопом начали грузить мотороллер через полностью открытую грузовую дверь самолёта, аккуратно и надёжно привязывая его в фюзеляже, при этом разговаривая с ним по взрослому, как с живым существом. Проводы были очень тёплыми и трогательными. Каждый из нас не подавал вида, что сюда мы может быть никогда не вернёмся, больше не увидимся с прекрасными и ставшими нам почти родными людьми Да оно так и произошло и если бы не наши тёплые воспоминания, мы никогда бы не узнали историю маленького мотороллера, на котором Понякин П.А. ещё долго ездил на работу в аэропорт и обратно домой.

Побывать там хоть немного и посмотреть красивые берёзовые рощи, поросшие густой  зелёной травой огромные поляны, то можно просто коротким четверостишьем сказать про этот удивительный край:

Джетыгара - какое наслажденье
Мне вспоминать, переживать до слёз,             
Я рад бы снова повторить мгновенья,             
Проснуться там в тени твоих берёз...
 

Владимир Калюжный, Тольятти, январь 2013

Категория: Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация | Добавил: donguluk (19.01.2013) | Автор: Владимир Калюжный E
Просмотров: 3033 | Комментарии: 3 | Теги: АХР, Байга, кустанай, Пётр Понякин, Мотороллер, совхоз Придорожный, Владимир Калюжный, Александр Горбачёв, Джетыгора | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
2 ykarnii_babai  
0
а Понякин П.А. мой батя

3 donguluk  
0
Добрый день, Алексей. Спасибо за комментарий. Я тоже когда-то работал с Вашим отцом, теперь вот давно на пенсии, создал наш авиационный сайт, мне очень приятно, что постепенно достигаются цели, которые я ставил при создании сайта, я хотел, чтобы что-то о нашей жизни и работе и, вообще, о нашем времени узнали и наши потомки. У меня к Вам предложение, Вы можете пополнить список авторов этого сайта. Мне кажется, что Вы просто должны написать всё о своём отце, это будет интересно как его сослуживцам, так и следующим поколениям. Вы уже ознакомились с характером материалов, вот в таком виде можно и писать, всё, что помните, что отец рассказывал или его друзья. Надеюсь, что отец "живой-крепкий", можно привлечь к работе и его самого, может быть у него уже есть какие-то записи. Совсем не обязательно обладать какими-то литературными способностями, можно бессистемно, отрывочно, как получится, я давно уже занимаюсь этим делом и всё поправлю, как надо. Желательно, хоть коротко, его биографию, а потом, что пожелаете возможным и нужным. Любые тексты, любые фотографии. Все материалы нужно прислать мне на емайл donguluk@mail.ru   Я всё отредактирую, при необходимости согласую с Вами окончательный текст, а потом опубликую или под Вашим именем, или от себя, как пожелаете. Любые тексты, фотографии с пояснениями (кто, когда и по какому случаю) и т.п. Для связи желателен адрес Вашей электронной почты. Ещё раз большое спасибо, надеюсь на наше дальнейшее благотворное сотрудничество, с уважением, Валерий  Колесников.

1 ykarnii_babai  
0
якатался на энтом мотороле...

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |