Рябков Анатолий Петрович, родился 29 февраля 1932г. в городе Свердловске (ныне Екатеринбурге). Затем семья переехала в село Юдино (станция Петухово на Транссибирской магистрали) Челябинской области. Село приобрело статус города, город Петухово Курганской области.
Авиацией «бредил» с младенческого возраста. После восьмого класса, в 1948 году, поступил в Свердловскую Спецшколу ВВС и успешно закончил её в 1950 году. По окончании школы поступил в РКВИАВУ (Рижское Краснознаменное Высшее Инженерное Авиационное Военное Училище имени К.Е. Ворошилова), впоследствии – это Рижский Институт Инженеров ГВФ (РКИИГА). Защитился 13 мая 1955 г. Получил диплом инженера – механика ВВС.
После окончания училища, в звании инженер – лейтенанта был направлен в Одесский Военный округ, станция РАУХОВКА в 100 км от Одессы. Боевой Штурмовой авиационный полк (ШАП, самолёты ИЛ-10 с поршневыми двигателями), должность заместителя командира авиационной эскадрильи по ИАС (Инженерно авиационная служба). Должность майорская.
В 1957 году «по замене» убыл в Польшу (гарнизон ХОЙНА). Полк Отдельный Разведывательный (330 РАП), самолёты – фоторазведчики МиГ-15Рбис , затем, получив должность инженера полка по самолетам и двигателям (1960г.), был переведён в Истребительный полк ( МИГ-17), гарнизон КЛЮЧЕВО (г.Старгард).
В Польше жил и служил в четырех местах - гарнизонах: Хойна, Ключево, Колобжег и Жагань, В Жагани получили самолёты МИГ-21.
В 1963 году перевёлся в Белоруссию (Берёзу Картузскую). Прослужил там семь лет. Из Белоруссии летали под Астрахань, полигон «Капустный яр». Это была учёба в перебазированиях и тренировках лётчиков в боевом применении на уничтожение летающих целей (беспилотных мишеней).
Война во Вьетнаме. Северный Вьетнам не мог в одиночку справиться с американской авиацией, которая начала массированные бомбардировки страны, и обратился за помощью к Советскому Союзу и Китаю. Почти 6500 военных специалистов, в их числе и Рябков А.П., отправились в эту страну для выполнения задач в боевых условиях. Анатолий Петрович занимался техническим обслуживанием самолётов, активно работал над подготовкой местных инженеров, техников, пилотов. На совещаниях и разборах постоянно встречался с будущим первым вьетнамским космонавтом ФАМ ТУАН, который успешно осваивал тогда Миг-21.
В 1969 году, после событий на острове Даманском, перелетели в Забайкалье и дежурили там три месяца на границе с Монголией (аэродром Степь). После возврата, сформировав на своей базе еще один (новый полк, 120 ИАП), убыл с ним на постоянное место базирования в Забайкалье (гарнизон Домна, на реке Ингода, недалеко от г.Читы).
Потом предложили должность заместителя командира авиадивизии по ИАС с базировкой в Монголии или перевод в Воздушную Армию старшим инженером в отдел ИАС. Оставаться на многие годы в дальних краях не хотелось, но через некоторое время Анатолий согласился на перевод (замену) по своей должности в Венгрию.
Гарнизон Текёль, на Дунае, почти пригород г. Будапешта. Условия жизни и службы намного изменились к лучшему. В 1968 году досрочно, учитывая службу во Вьетнаме, ему присвоили звание подполковника.
Потом Германия, аэродром ТЕМПЛИН (севернее Берлина).
С 1978 служба в Одессе и увольнение в запас в 1983 году. В этом же году, по настоятельной просьбе командования, пришлось слетать на границу с Афганистаном (Куляб на р. Пяндж), организовал перевозку полуразобранных боевых вертолётов МИ-24 (по 2шт. на «Антеях»).
После увольнения, четыре года проработал на военном авиационном ремонтном заводе, старшим инженером группы надежности авиационной техники (возглавлял эту группу). Занимался исследованиями причин отказов отремонтированной техники и разработкой мероприятий по их недопущению.
Не был я близко знаком с Петровичем, объединила нас только «alma mater», институт, в котором учился и я, да ещё серия его статей, которую он разрешил опубликовать на нашем сайте. Поэтому я не мог не подготовить эту статью и не выразить глубокое соболезнование родным и близким от коллектива нашего сайта и от себя лично.
donguluk, Уральск, февраль 2017 |