Прочитал комментарии Аманжола Избасова к статье Виктора Темного. И решил описать эпизод военной игры, которая была организована зимой 1963 года отцом Анатолия Блинцова, Василием Николаевичем, он работал тогда в нашей школе преподавателем военного дела, вскоре это направление из программы школы упразднили и Блинцов стал работать в школе завхозом. Теперь я, уже человек в возрасте, понимаю, какую ответственность он взял на себя, затеяв эту игру. В то время многие участники Великой Отечественной Войны были живы, они работали. Василий Николаевич Блинцов тоже воевал и, если мне память не изменяет, был инвалидом Великой Отечественной Войны. Он работал в школе преподавателем военного дела. И надо отметить знал он свой предмет хорошо и учил тоже великолепно. Я очень сожалею, что реформаторы от власти исключили этот предмет, когда мы перешли в старшие классы.
Также был исключено и изучение казахского языка. Об этом я очень жалел, когда попал в армии в отделение, состоящее сплошь из казахов. Им я приносил неудобство тем, что не знал родной их язык. Великолепно владея русским языком, им хотелось говорить и по-казахски, на своем родном языке. Ввиду того, что я им не владел, то в моем присутствии они переходили на русский. На мой вопрос: «Зачем Вы это делаете»? Они мне отвечали: «Ты же не знаешь казахский язык и можешь подумать, что мы говорим о тебе» - Так говорите, я обучусь. – Это надо было делать раньше. – Да не мог я его изучить в Бурлине, у нас казахов было, раз, два и обчелся. – Нас постоянно, куда-то переводят, неизвестно, сколько будешь ты в нашем отделении, мы и обучить тебе не успеем. Так и получилось, что прослужил я с ними два месяца, но двое из отделения попали со мной на Новую Землю. Вот эти двое чуть не спалили казарму сигнальной ракетой. Я им потом сказал, что со мной не посоветовались (казахи меня приняли хорошо и относился к ним с уважением). - Так ты бы доложил начальству, а нам было интересно, что у неё (ракеты) внутри. А если бы спалили казарму, где бы жила рота. Вас посадили бы! - Об этом мы не подумали! – Думать надо всегда!
После упразднения предмета «военное дело», Василий Николаевич остался работать в школе завхозом. У него очень сильна была хозяйственная жилка, которая свойственна была русскому мужику. После работы в школе, он возглавил Бурлинский коммунхоз, и мне два месяца пришлось поработать у него перед армией, вместе со мной работал и Саша Таничев. В.Н. Блинцов находил работу, которой можно было загрузить двоих переростков. Нам уже было по 19 лет. После армии я потерял след Саши Таничева.
Военное дело, очень нужный был предмет и играл большую роль, как в воспитании патриотизма, так и в подготовке к службе в армии. Если в авиацию много бурлинцев пошли по стопам А.С. Пелипец, то офицерами, стали благодаря стараниям В.Н. Блинцова. В школе он возглавил и стрелковый кружок. Кроме мелкокалиберных винтовок у нас были и боевые винтовки. В них даже не были прорезаны стволы. Заряжай боевыми патронами и стреляй. Для этого был построен тир. В малопосещаемом людьми месте построили насыпь и там стреляли с малокалиберных винтовок. С боевых не стреляли, опасно, ведь пуля имеет убойную силу до 1.5 км. Стреляли все школьники. Те, кто стрелял хорошо, посещали стрелковый кружок, организованный Василем Николаевичем. Каждый год проходили соревнований призывников области. Наш район всегда был в призерах. А от результатов соревнования зависело, куда будут направлены служить ребята.
Классным руководителем у меня с 5 по 9 класс был муж первой учительницы Данилов Николай Александрович. Потом они переехали на постоянное место жительство в город Уральск. О Татьяне Николаевне и о Николае Александровиче у меня остались только положительные воспоминания. Татьяна Николаевна некогда не завышали мне оценки. По диктанту и чистописанию у меня редко было пять. В то время не принято было завышать оценки детям учителей, наоборот спрос был более жестким. Я немного хулиганил на занятиях в школе. Неинтересно было учиться, вот и отвлекался и отвлекал других учеников на уроках. Читать, писать и считать я умел, еще до школы.
Володя Щетинкин, мой друг, учился на год старше меня. Я всегда ему помогал делать уроки, так как старшая его сестра Нина не пускала его гулять, пока он не сделает уроки. Так что весь материал я уже знал. Николай Александрович завел классный журнал замечаний, куда учителя записывали тех, кто мешал им на уроке. Николай Александрович преподавал нам историю. Делал это очень хорошо, на его уроках было интересно. Много рассказывал сверх программы. Еще один преподаватель вел нам историю и обществоведение так же интересно. Это Сорокин Виктор Петрович, капитан запаса, комиссованный из армии после Тоцких испытания атомной бомбы.
Так вот, первое с чего начинал урок Николай Александрович. Он брал журнал и зачитывал: «Полтавец, взять у уборщицы тряпку и мыть коридор. Время на это 40 минут. Если не успеете, то будете домывать после уроков». Всегда находились товарищи по уборке, иногда, это были отъявленные хулиганы. Мыли добросовестно, никаких послаблений мне, как к отличнику, у них не было, ведь в данной ситуации мы были товарищами по несчастью. Да и я всегда давал спасать домашнее задание, иногда приходил пораньше, понимая, что задание было сложное и многие не смогут его выполнить.
Также давал списывать и Валера Колесников, глядя на меня. Он просто не имел право отказать. Валера моложе меня на два года. Я ни когда не ставил в заслугу свой возраст. Ни в общении с ним, ни тогда, когда я учился в ВУЗе, где я был старше однокурсников на 5 лет. Учился Валера хорошо, учились мы на равных.
Моя мама, Дора Федоровна, преподавала физику с 6 по 11 класс, они никогда не смотрела этот журнал замечаний. Так как знала, что там обязательно будет моя фамилия. А Николай Александрович не жаловался матери на мое поведение. Он находил возможность наказывать меня сам.
Вот Василий Николаевич и уговорил его возглавить нас восьмиклассников, его подшефный класс в военной игре. Привлечено было очень много ребят. Об этом нас предупредили заранее, мы с волнением ждали этого воскресенья. День выдался с утра морозный, и мы беспокоились, не отменят ли игру. Пришли в школу на лыжах. Н.А Данилов нас спросил: «День морозный может, перенесем на следующий выходной»? Мы так «горели» играть, что дружно ответили: «Нет»! Около 20 человек восьмиклассников и человек 70 парней со старших классов отправились в лес. Мы добровольно, а старшеклассники сдавали зачет по военному делу. Мы ехали на санях. В связи с тем, что нам пришлось потом прятаться, то на лыжах вспотели бы и простыли. Все было продумано до мелочей.
Нас проинструктировали, что ни в коем случае не разделяться, так и быть по трое. Суть игры заключалась в следующем. Партизаны «объявились» в лесу. Партизанами были мы. Нам дали две винтовки на 20 человек и взрывпакеты. На лыжах мы должны были спрятаться. А каратели вооруженные боевыми винтовками с холостыми патронами нас должны были искать и уничтожать или брать в плен, это смотря по обстоятельствам. Но партизаны в плен не сдаются, так что выходит, надо было уничтожить.
Лес был нам хорошо знаком и поэтому мы спрятались и видели, как шли «регулярные войска». Учение было в лесу между паромом и летним пионерским лагерем в районе речушки с названием «Иловатка». На наше роптание, что маловато оружия у партизан. В.Н. Блинцов ответил: «А где вы видели партизан вооруженных лучше регулярных частей»? Через час в лесу началась стрельба, стали раздаваться взрывы. Если бы кто-то оказался в это время в лесу, то точно бы подумал, что идет война. Настолько было все серьезно. Даже лесное зверьё были растревожены.
И вот мы втроем: я, Путилин Николай и вроде Виктор Рябченко, вот третьего не помню точно, замерзнув прятаться, решили двигаться к месту сбора. Неожиданно наткнулись на лося с лосихой. Они гладили друг друга, вероятно, это была прелюдия к любовной игре. Сначала мы хотели их испугать взрывпакетом, но потом передумали. Вспомнив, что лось очень опасен, когда зол, да и взрывом мы бы привлеки внимание «карателей». Полюбовавшись ими, у лося были очень красивые и большие рога, мы пошли на «верную гибель». Так как винтовки у нас не было, а взрывпакет пока запалишь, тебя или возьмут в плен или «убьют».
А теперь представьте себе, около ста учеников находятся в лесу зимой. Тем более двадцати ученикам дана команда: «Спрятаться»! Мороз крепчал. А если бы кого не нашли каратели, где искать их? Да и лоси могли потоптать. Кто отвечал бы? В. Н. Блинцов и Н.А Данилов. Все прошло удачно, без ЧП. Правда, мы стали возмущаться, что в плен нас взяли не совсемчестно. Мы сами пришли, а то бы некого и не поймали. «Самим не сами, вас поймали, значит, выиграли «каратели»! - прервал роптание и подвел итоги игры В.Н. Блинцов. Несмотря на то, что как мы считали, победа была несправедливо отдана другим, положительных эмоций у всех было «выше головы».
Уставшие чуть замерзшие, но довольные прибыли домой. Еще раз, хочу отметить на какой риск шли два учителя. Это говорит о том, что они знали нас хорошо. Василий Николаевич, хоть и не учил нас восьмиклассников, был уверен, что мы не потеряемся в лесу и не замерзнем. А старшеклассников он готовил к службе в армии.
После в армии я с благодарностью вспоминал учителей физкультуры В. Дзюба и А. Бугай, преподавателей Н.А. Данилова и В.Н. Блинцова. Я впервые увидел на школьных соревнованиях, как Николай Александрович преодолел планку на высоте 175 см, в то время это была приличная высота. Надо учесть, что выступал, он без тренировки и в возрасте старше 30 лет, что довольно таки существенно для легкой атлетике. Они заложили в меня, да и не только в меня, умение преодолевать трудности и переносить тягости армейской службы.
Уроки физкультуры проходили всегда серьезно, спортивная подготовка в школе была на высоте. Спортивный зал всегда открыт в воскресенье и на каникулах. Играли в волейбол, баскетбол, настольный теннис. Кстати, Толя Блинцов, имея такой же неугомонный характер, как и отец, был капитаном и волейбольной команды и баскетбольной школы, чемпионом школы по теннису, хотя рост имел средний. Наши команды всегда были призерами в Уральской области. Играли очень серьезно, выезжали играть и на станцию Казахстан и в совхоз Пугачевский и на соревнования в Уральск. Очень многие ученики закончили школу с вторыми и третьим спортивными разрядами. Много часов было посвящено гимнастике, легкой атлетике и лыжам. Я, не занимаясь лыжами, на уроке физкультуры в ВУЗе выполнил норму второго разряда. Вот только мое упрямство и самовольство не смогли сломать преподаватели. Если бы и у меня было военное дело, то, наверное, В.Н. Блинцов научил бы меня выполнять команды, не обсуждая. Вдолбил бы мне, что командир всегда прав, даже когда не прав. Вот только пререкания с командирами и составляли сложность мне в армии. А физические нагрузки я переносил легко. Все это было заложено в школьные годы, как на уроках физкультуры, так и в труде по хозяйству: огород, заготовка дров, сенокос - все это приходилось делать нам деревенским мальчишкам.
Николай Полтавец, Оренбург, февраль 2015 |