Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Понедельник, 25.11.2024, 15.30.40
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи друзей

Свадьба в Узбекистане

 В начале сентября 1985 года мы, в составе группы из 10-ти самоле­тов Ан-2, прилетели в Узбекистан на дефолиацию хлопчатника. В составе нaшего экипажа был второй пилот  Назыров  Рафкат и авиа­техник Аманжол, фамилию его, к сожалению уже и не помню, работал он у нас в Уральске недолго. После дальнего перелета и посадки в «Аккургане», недалеко от Ташкента, мы были направлены на оперативную точку совхоза «Навои». Нас разместили в небольшом одноэтажном домике с двумя комнатами, в одной из которых находилась кухня с малень­ким окошком в нашей стене. Именно через это окошко нам в любое время выдавалась еда. Но чтобы попросить об этом, мы должны были постучать в него. После этого,  пожилая турчанка, которая находилась за стеной и постоянно что-нибудь готовила, но совер­шенно не понимала русский язык, выдавала нам аппетитную еду. В холодильнике и на столе нашей комнаты всегда лежали свежие фрукты - персики, яблоки, груши и виноград. В общем, условия проживания были отменными. Перед началом работ мы сделали облёт полей с главным агрономом, подписали необходимые доку­менты, и стали ждать команды к началу полетов. 

На следующий день пошли в местный магазин. На прилавках стояли пачки сигарет, на которых было написано: «цена -1 рубл». Я сказал, что сигареты «Родопи» стоят 40 копеек, на что продавец ответил: - Не хочешь не бери. Я попросил дать мне «жалобную книгу» и позвать директора. Директор магазина, узнав, что мы лёт­чики, пригласил к себе в кабинет. Там он угостил нас  коньяком, пловом и разнообразными фруктами. Затем распорядился продать нам по своей цене сигареты, охотничий нож в  красивом футляре, и пообещал приехать в гости, но почему-то на аэродром. - Наверно будет просить бензин – подумал я. После этого мы, побродив по кишлаку, вернулись в нашу комнату.

Следующие 3 дня мы не работали, и нас каждый день приглашали на «свадьбы». Так нам говорили, хотя это были, в основном, празд­ничные тои по случаю «обрезания». По мусульманскому обычаю у мальчиков, когда им исполняется 10-12 лет, делают обрезание крайней плоти, и отец устраивает грандиозное застолье, в зависи­мости от его финансового положения. Можно это мероприятие проводить и раньше, сразу после рождения, но мало у каких родителей, к этому моменту есть большие деньги. Поэтому, как правило, только после рождения сына, отец начинал откладывать средства, на обряд «обрезания» и на будущую свадьбу, выращивая и продавая земляные орехи - «ара­хис», в этой местности это довольно прибыльное дело. Тои проводили на большой площади, огороженной деревян­ным забором, завешанным большими коврами и украшенными бе­лым хлопком. В середине сооружались длинные столы с лавками. В зависимости от количества гостей, они выстраивались в виде буквы «П» или даже в несколько рядов.

За время многочисленных экспедиций в Узбекистан, экипажи Уральского авиаотряда, неоднократно приглашались на такие праздники. Некоторые попадали на свадьбы с количеством гостей около 500 человек. У местного населения считалось особым шиком, если на тое присутствовали летчики, одетые в парадную форму. Перед входом на территорию такого праздника сооружались своеобразные ворота, через которые заходили гости. Рядом, в огромных казанах готовилась различная еда. В большинстве это был фаршированный болгарский перец, который подавался чуть позже, как «горячее».  Рядом с воротами стоял стол, за которым сидели несколько человек. Они приветствовали приходящих гостей, и принимали подарки. В основном это были деньги. Специальный человек записывал в тетрадь сумму подаренных денег и имя дарителя.  Дело в том, что когда в будущем, кто-то из пришедших гостей приглашал на свой, такой же  праздник хозяина этого тоя, то по этой тетради определялась сумма, не меньше которой надо было подарить в ответ. Так происходил некий «круговорот» денежных средств, позволяющий многим родителям достойно выглядеть в глазах своих родственников и гостей, устраивая такие пышные торжества.

Столы, обычно «ломились» от угощения. На них было много фруктов и овощей. Нарезанные ломти огромных красных арбузов и золотистых дыней, возвышались на красивых подносах. Между ними лежали грозди свежего винограда «Бычий глаз» и «Дамский пальчик», а также персики, гранаты, яблоки и другие фрукты. Вместо хлеба лежали стопками ароматные, пресные лепешки. Рядом стояли тарелки с нарезанным сыром, колбасой и прочим снадобьем. Все это убранство, до поры до времени было накрыто длинной марлей. За этими столами, сидели одни мужчины-узбеки. На отдельных возвышениях, в виде беседок, сидели дорогие знаменитые гости и старые аксакалы.

Наконец был произнесён первый тост, продолжавшийся около 20 минут, в котором перечислялась вся родня до 10 колена. После этого все стали разрывать, напротив себя марлю, чтобы открыть доступ к еде, и оторвать себе кусочек материи, чтобы вытираться, так как есть надо было всё руками. На столах, кроме всего стояли большие подносы с пловом, а также разнообразные салаты. Все стали наливать водку из бутылок, стоявших посреди стола, после чего выпивали и закусывали. За забором виднелись головы женщин и детей, смотрящих, как нам казалось, голодными глазами сквозь щелочки, так как их сюда не допускали. Отдельно в сторонке у забора стояла небольшая ватага мальчишек, лет по 10-12. Среди них был и сам «виновник торжества». Они о чем-то мирно беседовали, и им не было ни какого дела до всего этого веселья. Тосты  произносились на непонятном нам узбекском языке, и потому казались очень длинными. И хотя гуляние продолжалось всю ночь, нигде не было видно, ни пьяных, ни тем более дерущихся.

Дело в том, что молодежь на свадьбах, да и на других тоях почти не пила алкогольных напитков, так как боялась гнева своих родителей, которые находились здесь же, и в отличие от них, умели держать себя в руках. Всё было, как-то чинно и напыщенно. Все кланялись, учтиво улыбаясь, поднеся руку к животу, и произнося при этом « якшимыс». На такие тои нас приглашали каждый день, и каждый раз в разные дворы. Потому что это было время перед уборкой хлопка, и людям разрешалось устраивать торжества, в этот небольшой промежуток времени, перед трудной работой.

На четвёртый день пришёл главный агроном, чтобы опять пригласить нас на той. Мы поблагодарили за приглашение, и вежливо отказались, так как уже устали от этих шумных мероприятий. Но необычность этого приглашения была в том, что на этот раз должна состояться настоящая свадьба, с женихом и невестой, и на ней будут присутствовать женщины. Такого мы здесь еще не видели. Наше любопытство взяло верх, и мы согласились.

Нас попросили надеть лётную форму, и на совхозном УАЗике привезли на эту свадьбу. За большими и длинными столами всё также сидели мужчины-узбеки в тюбетейках, а немного в стороне за таким же длинным столом сидели женщины-узбечки, в национальных платьях с повязанными разноцветными платками на головах. Перед ними было разложено лакомство, состоящее из пресных лепёшек и бутылок лимонада. Они как бы исподлобья, испуганно наблюдали за происходящим вокруг событием.  Практически у всех были сросшиеся на переносице брови, что делало их вид, на наш взгляд, ещё более убогим. Когда нас приглашали на свадьбу, то сказали, что всё  будет «как по-русски, с женщинами», но они выглядели как жалкая пародия на наших свободных и независимых русских женщин.

Но, как говорится, правила игры были соблюдены, и свадьба началась. Первыми, тосты произносили старые аксакалы. Затем выступали с тостами другие гости, которые поздравляли и восхваляли отцов жениха и невесты. Жених с невестой сидели за главным столом, опустив головы. К тому же, лицо невесты было прикрыто фатой, чтоб не сглазили. Каждый раз, когда произносился очередной тост, они вставали, но голову не поднимали и ни чего не говорили в ответ, от чего были чем-то похожи на провинившихся школьников. Но вот, наконец, дошла очередь и  до нас.  Я встал и произнёс поздравительную речь, единственную на русском языке, на этой свадьбе, и единственный, кто назвал молодых полностью по именам, которые были написаны хлопком и подсвечены электронными буквами на красивом ковре за спиной молодоженов. Все встали и дружно зааплодировали, выражая нам свое почтение, как именитым и уважаемым гостям.

На самом видном месте, в центре стола сидели отцы жениха и невесты, к которым было приковано всё  внимание  гостей. В их честь  произносилось множество торжественных тостов, после которых они довольно таки чинно и любезно раскланивались во все стороны, давая понять, что это им  импонирует и очень  нравится. Все ели, пили, разговаривали между собой, но не было слышно такого шумного, весёлого застолья, присущего нашим русским свадьбам. Всё было серьёзно, деловито, с какой-то наигранной напыщенностью. И вот, наконец-то, в полночь, жениха с невестой отправили в дом в сопровождении друзей жениха и подружек невесты, которые должны были провести необходимые ритуалы перед первой брачной ночью.

После этого веселье продолжилось, и  началось праздничное гуляние с привлечением артистов и музыкантов из Ташкентского театра, которые были одеты в национальные костюмы. На дутаре, узбекском инструменте, чем-то похожим на нашу казахскую домбру, играл и пел высокий красивый узбек, одетый в халат-«чапан», опоясанный платком «белбог» с расписной чустской тюбетейкой на лысой голове. Он исполнял красивую с переливами песню на узбекском языке в микрофон, который держал перед ним рядом идущий узбек. Микрофон был подключен обычно через магнитофонную приставку «Нота», переделанную особым образом, так, что звуки певца звучали из больших колонок с раскатистым эхом. От этого создавалось впечатление, будто песня льется высоко в горах, отражаясь от многочисленных склонов. А ритмичные звуки узбекского бубна – «дойра», виртуозно исполняемые музыкантами, невольно вызывали какую-то приятную дрожь.

Громкие и пронзительные звуки музыки и пения разносились не только над  самой свадьбой, но и далеко за пределами кишлака. Рядом с ними танцевала красивая и молодая танцовщица-узбечка, одетая в национальное платье. Из-под её тюбетейки, разлетались множество мелких плетёных косичек, которые едва не касались спин и голов, сидящих  на лавке гостей, когда она в танце кружила возле них. На запястьях её рук и на щиколотках были надеты специальные браслеты с бубенчиками – «занги». Она исполняла национальный танец «зана», и при её ритмичном движении бубенчики издавали приятный мелодичный звон. После того как она заканчивала танцевать перед одним из гостей, он вставал и  вкладывал ей под тюбетейку денежную купюру, достоинством в 5 – 10  - 25 или даже 50 рублей, в зависимости от его достатка и положения в обществе. Девушка ловким движением руки прятала деньги куда-то в складки одежды и переходила к другому гостю. Через некоторое время ей на смену выходила другая, не менее красивая танцовщица и танец продолжался не прерываясь. Вскоре  девушка приблизилась к нам. Я почувствовал лёгкое прикосновение её тугих косичек на своей спине, сквозь форменную рубашку и мы втроём (Рафкат, главный агроном и я) повернулись к выступающим перед нами артистам.

Дождавшись окончания танца, мы направились к ним, чтобы вознаградить деньгами. Но, к моему удивлению, главный агроном, почему-то, резко и небрежно, с силой, оттолкнул танцующую девушку, отчего она чуть не упала на землю. Затем он, взяв нас под руки, подвёл к поющему узбеку, и мы вложили деньги ему под тюбетейку. После чего, все присутствовавшие гости дружно встали и раздались громкие, продолжительные аплодисменты. Оказывается, они приветствовали нас как настоящих мужчин, совершивших национальный «подвиг», ещё раз доказывающий, что положение  женщин в Узбекистане, даже в то Советское время ниже, чем положение мужчин. Ну, что же, таков суров мусульманский закон. Удел узбекских  женщин рожать и растить детей, вести домашнее хозяйство, угождать и слушаться во всём своего мужа.

Потом я узнал, что в это же время, но в другом совхозе, экипаж Виктора Красикова был тоже приглашен на свадьбу. Там Витя не стал давать денег танцовщице, а сам принялся танцевать, чем, как теперь говорят, «взорвал» всю публику, и ему в знак благодарности не только подарили халат-«чапан» и тюбетейку, но и понатыкали под нее кучу денег. Но тогда мы этого еще не знали.

Через некоторое время из дома, куда проводили молодоженов, вынесли простынь, и развесили её перед гостями. Дико было смотреть на всю эту унизительную процедуру, но таков мусульманский обычай. Все узнали о непорочности невесты, и свадьба разыгралась  с новой силой, но были случаи, когда при неблагоприятном исходе с молодыми людьми, тут же прекращалась  свадьба, и  все гости  уходили.

Под утро стало прохладно и свежо, многие гости стали потихоньку расходиться, и мы, усевшись в бортовой УАЗик, поехали домой. За рулем сидел главный агроном, который зазевался, а может и задремал, поэтому наш автомобиль въехал в арык с водой и застрял. Я сел за руль, включил пониженную скорость, передний мост и при помощи экипажа, которые стали толкать машину, еле-еле выехал из арыка. Дальше пришлось ехать самому, т.к. водитель уже засыпал на ходу, и ему было очень трудно управлять автомобилем.

После свадьбы хорошо выспавшись и отдохнув, мы приехали на аэродром. После обеда приехал главный агроном с перевязанной платочком головой и сказал: - Чем так жить, лучше умереть. Он страдал «давлением» и выпивать коньяк ему было нельзя. Потом он попросил нас сделать один «лёт», ну хотя бы «пол-лёт». Для чего? - спросили мы. Оказывается, работать ещё рано, но надо было передать сводку в райком, что совхоз одним из первых начал работу по дефолиации хлопчатника. Такие «показухи» происходили повсеместно. И мы выполнили один полет.

Вскоре  тои  прекратились, и мы начали первый тур работ. Летая над маленькими полями,  мы сверху наблюдали, как на соседних полях собирали хлопок вручную студенты, рабочие и ученики, привлечённые к таким работам со всей Республики. Через три недели начался второй тур работ по десикации хлопчатника. При обработке полей хлоратом магния (тяжёлая вода), происходило отмирание последних листьев и раскрывание «курака», низкосортных коробочек, из которых изготавливали порох, а  из семян давили хлопковое масло. На границах полей росли высокие пирамидальные тополя, и проходила ЛЭП, из-за которых летать было трудно и опасно. Об этом хорошо написал Валерий Белкин в своей повести «Узбекистан». Тяжелейшим условием для  работы экипажа и силовой установки  была  жаркая погода и постоянная пыль на аэродроме. Но, несмотря на все трудности, мы отработали в этом совхозе без происшествий. По окончании всех работ, мы в составе нашей группы из 10-ти бортов, благополучно вернулись домой целыми и невредимыми.

Владимир Калюжный, Самара, февраль 2012 г.


Категория: Статьи друзей | Добавил: donguluk (21.02.2012) | Автор: Владимир Калюжный
Просмотров: 3513 | Комментарии: 3 | Теги: Аккурган, чапан, узбекистан, Калюжный, навои, дастархан, Назыров Рафкат, обрезание, свадьба, ташкент | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Анатолий Блинцов  
0
Прожив в Ташкенте более 30 лет, был естестевенно на многих"свадьбах". Если утром, а "свадьбы" часто праздновались спозаранку, до работы, то они были безалкогольные. А если вечером, то на столах всегда стояли чайники с "ок чаем" - белым чаем, т.е водкой. Этим чаем не брезговал ни стар, ни млад, не зависимо от национальности и вероисповедания. Но пьяных на свадьбах я не видел. Народ умел соблюдать меру, временно забывая религиозные предписания.

2 kwinta  
0
Безусловно, масульманин по Корану алкоголь употреблять не должен. И хотя узбеки, по сравнению, например, с казахами, были более набожны, тем не менее, Советское время наложило и на них некий отпечаток. Молодёжь выпивала, прячась от стариков

1 Rustalk  
0
История достойна быть занесена в "1001 ночь". А вот что интересно, при всем соблюдении мусульманских обычаев они (узбеки) пили коньяк, т.е. алкоголь. А я насколько знаю, алкоголь запрещен кораном. Так может в особых случаях, дейсвует какоето другое правило?

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |