Категории раздела

Мои статьи [135]
Все мои статьи, автобиографические заметки, описание всех периодов жизни
История авиации Уральска [27]
В данной категории предполагается размещать все материалы по истории возникновения и развития авиации в Уральске
Статьи друзей [125]
В этой категории планируется размещение статей моих друзей и знакомых
Страницы Павла Ерошенко. Статьи, стихи, лирика, видео [8]
Материалы нашего земляка, военного лётчика Павла Ерошенко
Вячеслав Фалилеев. Размышления о бытии и сознании. [10]
Статьи нашего однокурсника, кандидата философских наук и автора многочисленных монографий по психологии и философии В.Фалилеева.
Иосиф Пинский. Жизнь в двух измерениях. [3]
Статьи нашего однокурсника И.Пинского о его жизни в СССР и США.
Анатолий Блинцов. Волны памяти [40]
Статьи нашего земляка из Бурлина А.Блинцова
Материалы братьев Калиниченко [25]
Политические обозрения, критика, проза, стихи
Полтавцы [47]
Материалы о моём друге детства Николае Полтавце и его семье
Новые "Повести Белкина" [31]
Категория статей пилота Уральского аэропорта В.Белкина
Аркадий Пиунов [7]
Материалы старейшего пилота нашего предприятия А.Пиунова
Аркадий Третьяк, о жизни [3]
В этой категории мой однокурсник А. Третьяк публикует свои воспоминания
Владимир Калюжный. Молодость моя - авиация [41]
Михаил Раков [3]
Воспоминания об авиации и, вообще, о жизни
Валерий Стешенко [4]
Полковник от авиации
Герои - авиаторы Казахстана [30]
Биографические очерки о выдающихся авиаторах Казахстана
Любовь Токарчук [7]
Ухабы жизни нашего поколения
Ирина Гибшер-Титова [3]
Материалы старейшего работника нашего авиапредприятия
Надя [9]
Материалы нашей мамки - Нади
Валентин Петренко [7]
Бывших лётчиков не бывает
Николай Чернопятов [3]
Активный "динозавр" авиации

НОВОЕ

ВХОД

Привет: Гость

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ очень простая, стандартная и даёт доступ ко всем материалам сайта.

Найти на сайте

Архив записей

Открыть архив

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Облако тегов

Назарбаев религия Колесников Валерий Ольга Лисютина украина классы казахский язык латиница китай Жанаузень марченко ленин коммунизм масон Дарвин donguluk уральск Колесников Валерий Николаевич аэропорт 航空 Уральский объединённый авиаотряд Уральский филиал Казаэронавигация Maxim Бурлин Уральский авиаотряд תעופה קזחסטאן Рижский институт ГА Казаэронавигация казахстан Бурлинская средняя школа maxim kz Рижский институт инженеров ГА рига Бурлинская школа авиация תעופ нью-йорк Казаэронав Павел Ярошенко Чаунское авиапредприятие Башмаков Олег Лётное училище РКИИГА Примаков Сергей Тищенко Виталий МЭИ ульяновск Виктор Натокин Пинский Иосиф Олег Башмаков Вячеслав Фалилеев Николай Полтавец Калюжный Геннадий Полтавец колесников политика идеология сша бобруйск Бронкс певек выборы Президент Анатолий Блинцов германия Сергей Примаков КОБ Блинцов Кассель Маренков Анатолий Уральский Аэропорт Аэропорт Уральск ташкент узбекистан Бад Вильдунген Л-410 Александр Семёнович Пелипец израиль философия Алексей Сербский актюбинск Калиниченко Марксизм Михаил Калиниченко салоники Алма-Ата Ерошенко Павел Валерий Белкин Красный Кут маркс афанасьев Коробков Кашинцев Бог урал белоруссия авиационно-химические работы эволюция человека путин Природа Фурманово оренбург Новая земля Николай Путилин ОрПИ ВОв 137 ЛО война шевченко Александр Коновалов штурмовик Пелипец ил-2 Амангалиев Валерий Колесников москва экология церковь армия североморск Владимир Калюжный АН-2 ваз Уральское авиапредприятие безопасность полётов 137 лётный отряд Гурьев Рыбалка Индер ранний Леонид Овечкин ПАНХ Новый Узень Конников кустанай Джаныбек кульсары Олег Амангалиев Пётр Литвяков АХР Игорь Ставенчук Макарыч Николай Сухомлинов дефолиация Западно-Казахстанская область Джизак Михаил Захаров Молотков Дмитрий Сацкий АГАПОВ Пиунов Павел Шуков Карачаганак Коробков М.Е. Новенький Иртек Павел Юдковский Аркадий Пиунов Бейнеу Капустин Яр Джангала Анатолий Чуриков Иван Бадингер Новая Казанка аксай Як-18 Надежда Тузова кравченко Валентин Петренко Николай Строганов Канай тольятти Гидропресс Подстёпный апа АТБ Амангалиев О.И. Як-12 Пугачёвский КДП капитан КГБ УТР дача тарабрин Гидлевская Сталин литва Гитлер Райгородок Анатолий Шевченко охота аэрофлот Сайгак гсм Лоенко Ленинград Кёльн Павел Калиниченко Мангышлак самолёт христианство бесбармак Полтавец Николай Овчинников белкин Николай Корсунов африка Беркут Ноутбук Омега брест Брыжин латвия анадырь Аппапельгино камчатка Прейли Унжаков Валерий Унжакова Оксана Чаунский ОАО Якутск чубайс ельцин Гайдар зко архангельск малиновский Нестулеев коваленко пятигорск Анатолий Нестулеев Виктор Рябченко авиационно-техническая база пожар Алексей Былинин Алтунин митрофанов Александр Тихонов Владимир Скиданов гриценко самара Польша евдокимов Академия Жуковского Наурзалиев родин Н. Полтавец са ядерный полигон Отдел перевозок герой Кузнецов Стешенко В.Н. Афганистан Бжезинский Олбрайт свердловск павлодар академия им. Жуковского Знамя победы рейхстаг киев варшава Кантария Ковалёв Александр Леонтьевич Орден Славы АиРЭО караганда металлист Перепёлкин ислам База ЭРТОС вера Владимир Капустин берлин Бурдин Лиховидов Греция Хрущёв сочи вселенная экибастуз крым байконур Балаклава владивосток орал бузулук жуков Заяц Высоцкий максим котов волга Яков Сегал мясников крупа милиция Дальний Восток
Пятница, 29.03.2024, 17.54.28
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Колесников - Donguluk, или жизнь простого человека

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи друзей

Возвращение
 

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Евангелие от Луки

Переезд в Уральск не составил много хлопот. Мотоцикл и домашнюю утварь отправил контейнерами. Так и хочется обратиться к этой куче малофункционального, часто не используемого или, вообще, непригодного никуда, бытового хлама: «У, тварь!», особенно, если учесть мои многочисленные переезды с места на место, довольно часто происходящие не совсем по моей воле, хотя и я, в поисках «своей доли», тоже к этому «руку приложил».

Сами на паровоз и через 12 часов я прибыл в до боли родной град моих друзей по АЭРОФЛОТУ, родственников и Уральской казары. Хоть от казаков у них остались память, дедовские кресты и говор с гонором, но уважать, а иногда и шутить над ними - Святое дело. Для нас освободила бабушка жены свою квартиру, доставшуюся ей после того, как её квартира попала под снос. Жизнь налаживалась. Осталось найти работу.

Тут МАМА опять «вставила свои 3 копейки», идти на Ворошиловский завод. У нее три поколения на нем «пахали» и все с квартирами и заработком. Я связался с Иваном Мокшиным, Сашка Бакиров продолжал работать на заводе в отделе кадров. Отнес к нему документы и стал ждать, когда мое личное дело приедет в военкомат. Съездил я и в аэропорт, двери вроде «распахнули» и тут же прикрыли, нужно было проходить медицинское освидетельствование, а пройти быстро комиссию я не смог, кто мне даст справку - человеку без паспорта. Я приехал, имея на руках лишь удостоверение прапорщика, партбилет и трудовую книжку. Опять надо было ждать. «Сунулся» в бюро по трудоустройству, предложили инженером по ОТ и ТБ на КСМ Водстрой, съездил в контору, место было вакантное, большого количества желающих занять этот «сволочной» пост видимо не было, на этот раз мне хватило моих имеющихся документов.

Вот тут я, можно сказать впервые, познал законы поведения чиновника, который с одной стороны должен бы защищать интересы трудящихся, а с другой стороны находящегося «под колпаком» администрации, найти «золотую середину» способен далеко не каждый. Хотелось сделать что-то для работяг - сверху «бьют по рукам», начинаешь «приспосабливаться» к руководству – не дают прохода рабочие, которые «на своей шкуре», порой рискуя жизнь, вынуждены идти на нарушения, допущенные не по их вине, а из-за явных упущений администрации, не способной в полной мере обеспечить безопасные условия труда. И всё это на фоне многочисленных случаев производственного травматизма.

За 2 месяца, что я там проработал, произошло 9 несчастных случаев, из них 3 перелома ног и 2 перелома рук. Проводил расследования. В основном, конечно, причинами были нарушения правил техники безопасности, допущенными самими рабочими, хотя некоторые случаи были и спорными, недостатки в деятельности руководства тоже способствовали травматизму. Например, «крайний» случай, сломал ногу муж главного бухгалтера предприятия, сам залез «куда не надо». Его супруга, знакомая с «тонкостями» оплаты бюллетеня в этом случае, пользуясь служебным положением, да ещё и будучи парторгом предприятия, активно «давила» на меня, требуя оформить случай, как производственную травму.



Как-то уж получилось, что основные, переломные моменты в моей жизни происходили вроде бы случайно, хотя, будет неверным утверждать, что эти случаи я сам не провоцировал, в критических ситуациях я сам искал такие «смены декораций». Один из них не заставил себя долго ждать. Как-то выходя из ДК завода Ворошилова (я участвовал в соревнованиях по шахматам за КСМ), встретил командира нашего авиапредприятия Агапова Вильгельма Павловича. Он, оказывается, жил в этом районе.

Он меня помнил, поздоровались, я всё рассказал, объяснил ситуацию, мне кажется, что он меня понял, понял, что не своим делом я занялся. Предложил прийти, восстановиться на прежней работе, пообещал, что возьмёт переводом, что исключало в то время возможные потери по 13 зарплате, годовым премиальным и т.п., то есть «пошёл мне навстречу». Уже следующий день (13 декабря 1984 года) для меня стал праздником. За 15 минут меня «настырного», никак не «вплетающегося» в отработанное русло чиновника, отпустили переводом для работы по специальности, мне кажется, что и Агапов В.П. к такому благополучному исходу тоже «руку приложил». Руководители, особенно долго проработавшие, хорошо знали друг друга и, видимо, Агапов позвонил, чтобы не чинили мне особых препятствий, заинтересован он был, чтобы я вернулся. Как потом при повторном приёме сказал начальник АТБ: «Такими кадрами разбрасываться не гоже». Так с 14 декабря 1984 года меня приняли на долгие годы «пахоты» в АТБ Уральского ОАО. Но все равно КСМу хочется сказать спасибо. Я там познакомился с некоторыми законами, что хоть и немного, но в дальнейшей жизни как-то помогло.

Аэропорт встретил отлично, как будто и не уходил, правда «старичков» осталось меньше, ушли, кто на пенсию, а кто и совсем, омолаживание кадров произошло. Авиация –отрасль молодых «искателей приключений». Хотя недавно я в этом усомнился. В прошлом 2014 году работал в экипаже, где я в свои 62 года был самым молодым, на экипаж нам было 200 лет .Просто профессии наши лётчиков и техников в современной истории постсоветского пространства перешли уже в «красную книгу. Основным поставщиком для АТБ Уральского ОАО стало Фрунзенское ПТУ с авиационным уклоном. Не сердитесь на меня ФПТУшники, что было, то было. По АН 2 давали мизер часов, а доучиваться приходилось непосредственно на рабочих местах в АТБ объединённого авиаотряда, а конкретно на участке трудоёмких регламентов, в «кузнице кадров», все прошли через неё.

После перерыва в обслуживании АН 2 надо ехать в УТО, поехал и я. В нагрузку мне поручили (негласно) присмотреться к Попову, Викторовичу, который раньше служил в армии, был инженером в истребительном полку, подполковник запаса, афганец. После демобилизации жизнь у него как-то не заладилась, приехал к родителям в Уральск, выпивал, родители, через их хорошего знакомого, который занимал у нас в отряде «солидный» пост руководителя одной из ведущих служб, попросили «пристроить» его в аэропорт. Человек оказался полезным, с его «корочками» можно было «водовку» брать без очереди и в любых количествах. Еще он запомнился в АТБ тем, что организовал на заводе Ворошилова изготовление швартовочных приспособлений для самолётов Ан-2, при этом при проектировании на заводе, очень неудобные тросы стандартных привязей были заменены привязей на лёгкие, очень технологичные и достаточно прочные, цепи. Огромное спасибо ему (живой ли?) от всего технического состава. Вообще, Уральской АТБ везло на инженеров. Привалов, Сашин, Попов, Кузьмич (Уразов), кроме Кузьмича, никто в авиации не остался, не захотели ввергнуть себя в нищету и бесправие. Как говорит мой курдас (в переводе на русский – одногодок) Жубаншев Бекежан Умбетович ("Досафыч" его звали друзья, пришёл он к нам из Куйбышевского авиационного центра, из ДОСААФа, а родители жили где-то в Перемётном)», «Кто не попал в цирковое, тому дорога в Авиацию".

А какой он «сказочник», Андерсен отдыхает. Представьте, «взял» он на охоте (он и охотник и рыбак) зайца «царька» (такое мифическое, чисто охотничье, понятие), по преданиям это заяц, который родится раз в 100 лет, причём «взял» в прыжке с берега на лед местной речки «Деркул». При падении на 50 сантиметровый лед, по всему льду на «Деркуле» пошли трещины, а потом серьёзно добавлял, что сейсмологи зарегистрировали в районе Переметного землетрясение в 3 балла. Заяц в 12 кг. Вот это «царек». Когда он после ДОСААФА немного «разжился» в Аэрофлоте (на базе редко бывал, в основном в командировках, где заработки побольше, купил себе «Ниву». Охотился всегда с собаками, откроет заднюю дверь, свистнет и пара гончих прыгают в багажник. Говорил: «Что-то мои собачки ленятся, бегать перестали, надо бы им мозги дробью почистить», собаки отводили глаза, как будто понимали каждое его слово. Своих собак Беке любил, мне кажется, что он общался с ними более доверительно, нежели с людьми. Собаки были хорошо выдрессерованы, гнали поднятую дичь на охотника с громким лаем, извещая о своём местонахождении, чтобы Беке подготовился и встречал зверя "во всеоружии".

Кроме «Досафыча», нельзя не вспомнить, и о других членах нашего коллектива. Возмем к примеру Сергея Ткаченко, в быту «Тихон» (на снимке он на фоне нашого ПАРМА с одним из братьев Огурешниковых), все они тоже охотники и рыбаки, родом из знаменитой станицы «Сломихинской» (потом племсовхоз им. Чапаева, сейчас даже и не знаю, какой «прихватизатор» командует этим уникальным уголком природы, где во время войны даже Шолохов охотился), а Огурешниковы родом из Курлина, это на границе Уральской и Самарской областей. Так вот Ткаченко узбеки, после дефолиации хлопчатника, подарили 2 мешка лука. Он, видите ли, на охоту на зайцев зимой берет лук, разбрасывает его, зайцы едят, слезы текут, их ресницы смерзаются. Потом просто идешь с мешком и собираешь слепых зайцев. Есть у нас и «Долгорукий», здесь тоже Мюнхаузен отдыхает. У него сом весло отобрал, схватил зубами и вырвал из рук, так он, говорит, еле руками выгреб со стремнины на Урале, пока грёб, боялся, что руку откусит. А один техник, будучи в командировке в Кустанайской области, потерял в неудачной стычке с местным контингентом три передних зуба. Через год другой экипаж там работал, прилетели и сказки рассказывают, что на этом месте выросло три дерева, а вместо плодов зубы растут, врут, как из резцов коренные зубы растут, по принципу, что посеешь то и пожнёшь.

В авиации без шуток и сказок нельзя, под гнётом порой неразрешимых противоречий и обстоятельств, на которые и повлиять то не всегда можешь, можно «сдвинуться». На компьютере и то антивирусник ставят, а авиационный «Касперский», либо преподносится друзьями по работе, либо продается в магазине в стеклянной упаковке. В первом случае стресс проходит незаметно, ну а во втором, как позволит здоровье. Не даром уже давно авиационными медиками установлен факт, что у всех «химиков» и у лётчиков и у техников, увеличена печень и существуют только два объяснения причин этого, либо от сильнодействующих ядов, которые распыляются по полям, а по вредным последствиям далеко превосходят «Оранж», который американцы распыляли во Вьетнаме, либо от водки.

В общем, вернулся я, как и не уходил. Мозг в ВВС не отрафировался, рученьки помнят, в какую сторону гайки крутить и как контрить, все «пошло-поехало». В это время я пристрастился к зимней рыбалке. Подружился с «Бракушами» из Чапаевского Племсовхоза. Совхоз знаменит не только что он вывел породу коров «казахская белоголовая», но и был основным поставщиком кадров для Уральского ОАО. Братья Ткаченко, Братья Сёмины, братья Клюс, для одного совхоза области это очень много. Научился ставить капканы на корсаков. Опять начались командировки на АХР и газопровод. Но разница в том что в УТР организовали бригадный подряд. Эту хитрую штуку не знаю кто придумал. В отсутствии члена бригады, его заработок делился на остальных членов. В командировку летали по очереди, дошла очередь и до меня. Полетел в Джангалу обслуживать газопровод, а там не далеко от аэропорта был скотомогильник. Базировалось два борта и надо было случиться, что вторым техником оказался «Тихон». Вот и понаставили мы там капканов. Хорошо стало, утром пробежались, сняли пару корсаков и к Окасу (коменданту аэропорта). Обменяем их на две красные купюры и в «Айгуль» (магазин, по-казахски дукен). Одной бумаги как раз хватало на пузырек пачку Авроры, буханку хлеба и банку икры «заморской», баклажанной, большого выбора других продуктов в магазине не было. И не скучно потом было готовить обед, совмещенный с ужином, для экипажей.

Однажды приехали утром на работу, зима, самолеты на лыжах. Подготовили, а погоды нет, туман сильный. Пешком идти проверять капканы поленился, запустил двигатель на своём самолёте и порулил, пока погоды нет. Проверил, снял двух корсаков, нормально, порулил назад. А туман сильный, никак не найду аэродром. Всё вокруг белое и кажется ровное, как ещё в какую канаву или яму не попал, поломал бы самолёт. Вышел, посмотрел, как я напетлял, как заяц, или как «ёжик в тумане» в мультфильме, открыл форточку и по своим следам пошёл пешком. Увидел бочки ГСМ, готов был их расцеловать. Командир мой Куликов Толя ходит, нервничает. Его ещё диспетчер "подколол» «Сева расчетное время Маштыксая доложил».

А какая в тех местах рыбалка! Утром один из бортов выбрасывал десант на лед озера «Жетыкуль». Вечером забирал с мешками щук. Мой личный рекорд 84 щуки за один день, девать было некуда. На заправку летали в Уральск. Дороги замело, завезти бензин не смогли. Но вот что делает рыба! Заправщики бросали заправлять рейсовые самолёты и подъезжали к нам.

Но это было и закатом работ. С бензином начались перебои. Оказывается процесс приготовления нашего бензина экологически не совсем чистый. Какие-то выбросы в атмосферу, «зелёные» как пронюхали, так и «сели на хвост» заводам изготовителям, требуя соответствующую мзду, а кому хочется платить штрафы. Так потихоньку нас стали «зажимать» с работой. Из-за отсутствия достаточных объёмов работ и не видя дальнейшей перспективы, 10 наших высоко квалифицированных техников просто уволились. Взяли в аренду кирпичный завод, это была ударом по АТБ. В это самое время были сокращены работы в отрыве от базы. Менялись Генеральные секретари КПСС, «новые мётлы» старались мести уже по новому, приписки налёта, на которые раньше все уровни управления смотрели «сквозь пальцы", стали считаться подсудными делами. Заказчики стали предъявлять повышенный спрос о проделанной работе.

«Мишка меченый» ударился в демократию, развалил стену в Германии, заложил основы для развали и своей страны. Гласность стала рычагом для «охоты за ведьмами». Все почему-то стали во всех грехах винить Коммунистическую партию. А здесь еще и командир ОАО Агапов ВП вдруг занеможил, мне кажется, что как порядочный человек, просто решил отойти от "дурно пахнущих" дел. Демократические выборы предстояло провести Уральскому ОАО на замещение вакантной должности командира. До сих пор не знаю, могу только предполагать, чем и как агитировал «пришлый» Машуков А.В. наших женщин, говорят, что перед выборами ночами не выходил из отдела перевозок, но их визг на всех собраниях, с требованиями об избрании своего кандидата (Машукова), до сих пор стоит у меня в ушах. Но восторги после состоявшегося избрания закончились быстро, не прошло и недели, начались настоящие вопли, но уже от приказов нового командира: «Выгнать, сократить, уволить», навёл он страху на подверженных «зомбированию» наших женщин, которых, несмотря на преобладающие количество мужчин в предприятии, почему-то на выборах оказались в большинстве, и они практически все, чисто по-женски, оказались под влиянием явно не сбыточных обещаний и мужского обаяния Машукова.

Но Аэропорт это не только перевозки и бухгалтерия, которые с помощью каких-то выборных технологий и внесли в процесс выборов некоторый хаос, который стал началом развала предприятия. Это здоровый и вполне не зависимый от «диких» приказов коллектив. С коллективом бороться - что против ветра писать. Пришлось находить точки соприкосновения и общие интересы, а интересы у коллектива собственно одни – обеспечение администрацией нормального заработка подчинённых.

Заказчики (газопровод) «уходили из под носа», бензина нет, работать не на чем. Балаковцы «оседлали» весь газопровод, из-за нерасторопности нашего нового начальства, они заменили нас на всех оперативных точках. Ну и всё по Чернышевскому, кто виноват и что делать?

К этому времени аэропорт достроил дом для своих работников, стали встречаться не только на работе, но и возле дома. Володя Калюжный как-то встречает меня возле подъезда, поговорили, обсудили, решили вместе сходить к командиру, хотели предложить взять борт и выйти «на свободную охоту», то есть экипажем искать работу самим, благо к этому времени и у него и у меня все начальники ЛПУ и их подрядчики были знакомы. Пошли на собеседование, нам дали добро. И в декабре 1989 года мы ушли искать работу, в конце месяца вернулись, привезли 100 часов налета и договор на новые объёмы.

Начали с Кульсаров, Гурьев бензин давал, Кульсары стоянкой обеспечивали а жильем –заказчик. Так мы проработали четыре года. Потом перебазировались в Макат, там оборудовали заправку, я стал еще и кладовщиком ГСМ по совместительству. Емкостей было на 200 кубов, но сначала задействовал только три на 45 кубов. Потом у меня командира поменяли, нельзя чтобы один зарабатывал, а остальные «лапу сосали». Но своей идеей мы дали толчок другим. Организовали точку в Опорной, в Тенгизе. Стала очень нужной заправка в Макате. Бензин завозили и с Уральска и с Гурьева и даже приходили цистерны с Кисловодска, скучно не было.

Однажды звонит мне из Джангалы комендант Окас, помоги, борт который там работал, «лыжонком» (хвостовая лыжа) зацепил заправочный шланг и оторвал его, краны были открыты и бензин ушел туда, откуда пришел, то есть в землю. Сколько ушло, знает только Окас. В организации, которую мы обслуживали, был бензовоз на 5500 литров, излишек у меня, как у нормального кладовщика ГСМ был, но ехать зимой никто из шоферов не хотел. А избыток уже получался не столько от "приписок" налёта (с этим стало гораздо строже), сколько от жёсткой экономии, в некоторых случаях и не оправданной. Я просто "требовал" от экипажей, чтобы летали с включённым высотным автокорректором смеси, получалась значительная экономия бензина. Правда всё это негативно отражалось на материальной части, двигатель не отрабатывал межремонтный ресурс, за счёт повышенных (нерасчётных) тепловых режимов. Но с двигателями на базе было пока неплохо, прежняя "машина плановых ремонтов" ещё работала, резаводы работали, поставки двигателей шли, а за счёт значительного снижения объёмов работ, на базе образовались сверхнормативные запасы отремонтированных двигателей. Тогда я отправил Окасу накладную на 5500 литров, оформили путевки и оприходовал бензин у себя. Кто-то об этой афере доложил, завистников и желающих поработать на хорошо организованной оперативной точке в то время было достаточно, ко мне нагрянула внезапная проверка. Замерили, посчитали приход-расход и улетели. Прилетаю я на базу, мне приказ, от работы отстранить, прибыть к командиру ОАО, пошел в штаб. По дороге зашел в бухгалтерию к Любе Задирайко, я ей отчитывался за расход бензина, спросил результат ревизии. Я и сам знал что там «все путем», но ее ответ «убил» даже меня, всё официально зафиксировали. Сильно не расстроился, не воровал, был в себе уверен, со спокойной душой пошел к Машукову, рассказывай, как выкрал бензин из Джангалы. Рассказал, как было на самом деле. В бухгалтерии оприходовал убыток, командир все претензии снял, разрешил работать дальше, только выговор за самовольный вывоз бензина уже в приказе. Выговор не медаль, на груди не носить. Так на следующий день и полетел в Макат. Бикежан Умбетович даже обозвал меня «Макатычем» за долгую, добросовестную работу в этой дыре. Вот его бы «разговорить», он бы на этом сайте очень качественно и в доходчивой форме и с присущим ему чувством юмора описал бы свою жизнь, полную аналогичных случаев, меня слушать не так интересно.

Упустил я несколько интересных случаев по работе в Джангале. Я с Тихоном ловил корсаков, хорьков и других «пушистых» зверушек. Поймали, топориком по башке и в целлофановый пакет. В квартире, где мы жили, был дихлофос. Мы его впрыскивали чтобы блохи сдохли, которых на дичи была тьма. Как-то один экипаж полетел с радистами, регламентные работы по ретрансляторам связи. Все ретрансляторы огорожены сеткой-рабицей. Радисты зашли через калитку, а там заяц бегает. Ну они его молотком пришибли и отдали экипажу. Нести добычу было доверено второму пилоту. Нёс он его естественно за хвост. Не знал, что блохи собираются именно там, когда тело остывает. Принесли в квартиру, где мы жили, мы его ободрали, приготовили и съели. Сел второй пилот оформлять задание на полёт, дергается, чешется. Ему авторитетный командир говорит: «Чесотку поймал или «шестивесельных», а так звали меленьких вшей, научно вроде «лобковая вошь», такие иногда водятся в известном месте у некоторых любвеобильных женщин. Чтобы за стол вместе с нами не садился. Как он бедный не отказывался, что в этом смысле «чист, как поцелуй ребёнка», уже давно ни с кем. Усы сбрил, брови выщипал. На голове волос круглый, они там и не водятся. А на мошонке? Жена спросит, зачем сбрил? Но командиры у нас находчивые. Уже всем стало ясно, что это за шутка, но выход был один. Дихлофос!!! Соорудил он из целлофана что-то вроде плавок и дихлофосом!!! Эффект не заставил себя ждать, чесотка прекратилась, но скорлупа с яиц осыпалась в виде перхоти, даже кожа слезла. Так что пока жив Аэрофлот, в клоунах нужды не будет!

Работать в Джангале было хорошо, дом рядом, на выходные летали домой. Но платили на много меньше, чем на Мангышлаке. У работяг мы поинтересовались, как платят им. Оказалось, что в Джангале на обслуживании газопровода коэффициент 55 %. Собрали все бумаги и в комиссию по трудовым спорам. Все знали, только командировочное удостоверение надо было правильно оформлять: «для обслуживания газопровода». То же самое и при работе по песчанке, нужно было добавлять в задании: «для обслуживания противочумной экспедиции», и двойной оклад был обеспечен. Пригодились знания законов, которые я получил в КСМ. Потом и на АХР стали доплачивать за разрывной рабочий день 30%. Правильно гласит пословица: Век живи, век учись, а умрешь все равно дураком. Законы меняются часто, не угонишься.

В Джангале часто прилетали «руководить» командиры звеньев. Их посылали для организации работ по всему газопроводу. А здесь два экипажа, дом рядом, да и проживание достойное. Как-то прилетел командир с ружьём, буйно помешанный на охоте, на утро сразу на озеро. Добытчик, принес в обед какого-то «дохлого» куличка, заказал шулюм (так охотники суп из дичи называют), лег спать, устал. Согласен, в болотных сапога километров 10 «нарезать» не легко. Ощипали мы добычу, воробей воробьем, заварили, пришлось только добавить пару банок тушенки, в итоге нормальный шулюм получился. Готовили в ведре на два экипажа. Наш охотник выспался, зачерпнул шулюма и обомлел, не знал, говорит, что кулик такой жирный, я бы еще настрелял, там их много на мелководье. Только потом, когда увидел в мусорном ведре банки из под тушенки, заулыбался.

Командиры звена менялись через 15 дней, многие побывали в Джангале, но о каждом остались разные мнения, каждый человек индивидуум. Вот прилетел командир звена «Есаул», работают экипажи, а один, возвращаясь вечером, заметил под собой грибы шампиньоны. Их белые шляпки хорошо видно сверху. Подсели, набрали пару ведер и привезли, велели готовить «добычу» на ужин. Сказано, сделано, промыли и на сковороду, «закусь» мировая, эксклюзивный ужин на столе. Правда, немного скрипел песок на зубах, почва песчаная, а мыли второпях. Но это мелочь, поужинали, легли спать. Только командир звена не спит, ждёт, видимо, кто первый «на стенку полезет», он грибов не ел и всех отговаривал, предполагая, что это поганки и ими можно отравиться. Но даже поганки ничто, в сочетании с «антидотом», мы всегда были уверены, что с водкой ничего не страшно есть. Все проснулись живые и очень здоровые. Командир звена остался голодным и очень пожалел, что не попробовал вкуснятины, ведь он так любил грибы, но чувство ответственности и забота о подчиненных пересилила желание.

Был и другой заботливый командир звена. Академик, пять лет учился в Питере в Академии гражданской авиации. Отвез туда денег на «жигуль» хватило бы, но так и ушел со второго курса. Красавец мужчина, а голосище, натуральный цыган.

В то время жил и работал заготовителем в Джангале Махмуд, национальность - не главное. Главное что у него в любое время суток можно было приобрести любое количество ликероводочных изделий. Летчикам отпускалось по государственной цене. Правда, «баловали» его иногда бензинчиком авиационным. Так вот, в Джангале говорили не «опохмелимся», а «обмахмудимся». Главная задача командира звена настроить работу и обеспечить безопасность полетов. Отправил экипажи в небо и с техниками ужин готовить, помогать.

В то время в Джангале базировалось три борта. Три экипажа командир звена и специалист по РЭСОС (радио, электро, специальное оборудование и связь), всего одиннадцать человек. Ну и пока готовили еду, раза три-четыре под чутким руководством командира звена – «обмахмудивались». В качестве аванса в командировку давали 60 рублей на месяц а «водовка» стоила 9 рублей 10 копеек. Очень быстро в карманах становилось «тихо», а когда наступала «полная тишина», командир звена, со словами: «За эту точку я спокоен», улетал дальше по газопроводу, обеспечивать безопасность полётов на других точках. Каждый по-своему борется за безопасность.

Боролся по своему и другой командир звена, орденоносец, знаменосец на всех парадах и демонстрациях. Прилетел и сразу за борьбу с «зелёным змием», прямо Геракл, решил рубить Гидру «на корню», чистить «Авгиевые конюшни», как Мишка «меченый» виноградники. Вот по его указу он и стал действовать. И надо же было случиться, что одному второму пилоту исполнилось в командировке 20 лет, только с училища, остальные члены экипажей «мамонты», собственно все подчиненные командира звена, они своей работой и заработали ему орден. Собрались вечером ужинать, а за одно и поздравить именинника, ждем командира звена. Входит и с места в карьер: «Что, с указом не дружите?». А выписка из указа у нас на стене приклеена. Летчики молчат, начальство. А по мне, он на работе начальник, но не за столом. Пришлось вносить коррективы в беседу. В итоге командир звена «ретировался», но, как оказалось потом, затаив злость, а мы коллегиально решили все по человечески продолжить.

Утром именинника стошнило прямо с балкона, а «мамонты» приговаривали, похлопывая его по плечу, мужаешь. Командир звена в это время нашел заведующую общежитием «Заказчика» (ЛПУ), уговорил ее написать письмо командиру нашего лётного отряда Амангалиеву Олегу Ибатовичу. Она написала под его под диктовку, а он отвез и «подметнул» письмо в отряд командованию, начались разборки. В Джангалу прилетел замполит лётного отряда Салтыков Анатолий Александрович. Он обратился к начальнику ЛПУ, тот вызвал заведующую и спросил, как она «через его голову перепрыгнула» с донесением, та расплакалась, во всем призналась. Так и «всплыл» «дятел». И на кого «стукнул», на членов своего звена, которые ему орден заработали.

А тут еще всплыла приписка налёта. Мишка «меченый» затеял борьбу не только со «змием», но и с приписками налёта. Командир звена записался в задание (то есть просто «отметился», желая в конечном итоге формально подтвердить свою работу и получить соответствующую оплату за налёт). Надо сказать, летать не любил, да и не было такой «подъемной силы», чтобы он летал, за многие годы «командирства» просто отвык. А пути экипажа, в задание которого записался этот командир звена, пересеклись в Фурманово на заправке с заместителем командира лётного отряда Телятовым, который адекватно, в соответствии с занимаемой должность, отреагировал на отсутствие командира звена в экипаже, несмотря на то, что в задание на полёт он был записан. Все в конечном итоге привело к уходу нашего командира звена на «заслуженную» пенсию, это не самый жёсткий вариант борьбы с приписками. Правильная пословица: «Не рой другому яму…».

Но не только командиры звеньев отдыхали в Джангале. Был в то время авиатехник Харчев Георгий Прокопьевич. С возрастом его перевели работать инженером ОТК, опыт большой и физически полегче, да и засиделся он на базе, заскучал. Пошел к начальству, выпросил командировку на газопровод, для проверки оперативных точек инженерным составом, полетел, погостил в Бейнеу у своего друга (вместе в УТР работали), Нефедова Анатолия. Толя перевелся на Мангышлак из Уральска по семейным обстоятельствам. Возвращался Прокопьевич через Джангалу, тоже проверить точку надо было. Проверка началась с его жалобы на Мишку «меченого», возвращаюсь домой, а деньги не истратил, негде купить. Ну, эту проблему мы решили быстро. Проснулся Прокопьевич от «сушняка», не поймет, где он и кто он есть. А мы ужинали на квартире, а ночевать его отвели в общагу, в квартире только шесть мест, а в общаге огромная комната на восемь кроватей. Подумал: «Сдали сволочи», по всем признакам вытрезвитель. Потом слышит периодические звуки, кран в умывальнике не держал, пошел на слух, на ощупь, утолил жажду, вернулся на кровать, сидит и что-то бормочет себе под нос. С соседней кровати из под одеяла высовывается голова: «Спи Прокопьевич и дай другим поспать». Еще с пол часа сидел, вспоминал, в трусах майке и галстуком на шее, обязательным атрибутом инженера ОТК. Немного развеелся, вот так бывает, когда два червонца в кармане «корячатся». А вообще, Джангала столько перевидала, на многом даже по истечении такого длительного, времени стоит гриф «СЕКРЕТНО, только для ушей участников событий». Собственно появление людей посторонних на этом сайте маловероятно.

Что такое коэффициент? Все сразу скажут, значительная прибавка к окладу. А откуда он берется? В простонародии это «безводные». Чем дальше в пустыню, тем меньше воды и тем больше, соответственно, коэффициент. Поэтому в самолетах ставили термоса для запаса воды. На зиму их убирали, чтоб не разморозить, убрали и мы, отнесли на квартиру, где проживали в Джангале. Использовали тоже для хранения воды.

Ответственность за закупку продуктов и приготовление пищи всегда лежала на техническом составе, экипаж большее время находится в полёте, техники относительно свободны. Однажды зашли мы с Тихоном в дукен (магазин по-казахски), взгляд упал на большую жестяную банку с томатной пастой, а у нас она как раз закончилась. Рядом на витрине сахар, переглянулись, а что у нас термоса до весны так и будут с водой стоять, нет, пусть «поработают». Закупили мы нужные продукты, предварительно просчитав соотношение, и за дело. Кто не пробовал, не поймет, брага на пасте получается замечательная. Поставили, никому ни слова, пыхтит родная.

Я улетел на замену самолета в Уральск, звонок, на МДП (местный диспетчерский пункт) вызывают, на прямую связь с Джангалой. Прихожу, Тихон на связи, спросил, когда прилетишь? Как прилетишь, бегом домой. Понял, прилетел, прискакал, сидит Тихон довольный и улыбается, рядом баночка литровая, уже наполовину пустая. Предложил попробовать «светло розовой водички, попробовал, вполне и вполне приемлемо на вкус, да и крепость приличная, готовить ужин стало гораздо веселее. Как приготовили, напробовались, ни я, ни он не помним. Проснулись от телефонного звонка поздно вечером, экипажи волнуются, где пропали, стучали, не открывают. Решили, что наверно на рыбалку ушли. Сами они ушли в общагу играть в бильярд, играли бы ещё, но кушать хочется.

А мы никуда и не уходили, и ришлось нам открыть секрет глухоты. Хорошо хоть ужин успели приготовить, а то убили бы нас, наверное, голодные экипажи. На следующий день пришлось опять через дукен возвращаться домой, где нас ждали горы посуды с томатными разводами и вся кухня в томатной пасте.

Сергей Бормотин, Ртищево, март 2015

Далее ->

Назад ->

Категория: Статьи друзей | Добавил: donguluk (10.03.2015) | Автор: Сергей Бормотин E
Просмотров: 664 | Комментарии: 1 | Теги: Опорная, Бормотин, Джангала, Макат, уральск, Машуков, Задирайко, АГАПОВ, Жубаншов, кульсары | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 donguluk  
0
arkady_piunow  arkadiypiunov@mail.ru

Читал произведения Севы .  Многое мальчишка помнит !

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |